XI. Особенности формирования систем оплаты труда работников
государственных и муниципальных учреждений культуры,
Искусства и кинематографии
38. Федеральным органам исполнительной власти и главным распорядителям средств федерального бюджета, имеющим в ведении учреждения культуры, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных (муниципальных) учреждений культуры, искусства и кинематографии при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать следующее:
а) в целях реализации Указа Президента Российской Федерации
от 7 мая 2012 г. № 597 доведение средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе осуществляется с учетом повышения оплаты труда в первоочередном порядке работникам, относимым к основному персоналу.
Повышение заработной платы работников учреждений культуры осуществляется не только за счет выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований, но и за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности, а также средств, получаемых от мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.
Повышение оплаты труда прочему персоналу учреждений культуры осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права и определяющими системы оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений на федеральном, региональном и местном уровнях;
б) в целях формирования обоснованных оптимальных показателей трудоемкости выполнения работ и установления необходимой штатной численности персонала вводятся типовые отраслевые нормы труда, утвержденные следующими приказами Минкультуры России:
от 30 декабря 2014 г. № 2477 "Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в библиотеках";
от 30 декабря 2014 г. № 2478 "Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа";
от 30 декабря 2015 г. № 3448 "Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа".
Также используются разработанные методические рекомендации:
по формированию штатной численности государственных (муниципальных) учреждений культуры (библиотек, фильмофондов, зоопарков, музеев и других организаций музейного типа) с учетом отраслевой специфики (приказ Минкультуры России от 30 декабря 2014 г. № 2479);
по введению нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях культуры с указаниями особенностей введения типовых норм труда в библиотеках, фильмофондах, зоопарках, музеях и других организациях музейного типа (письмо Минкультуры России от 3 июля 2015 г. № 231-01-39-НМ);
по формированию штатной численности работников государственных (муниципальных) культурно-досуговых учреждений и других организаций культурно-досугового типа с учетом отраслевой специфики (приказ Минкультуры России от 30 декабря 2015 г. № 3453);
по особенностям введения типовых отраслевых норм труда в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа (письмо Минкультуры России от 14 июля 2016 г. № 217-01-39-НМ);
в) в целях повышения престижности и привлекательности работы в учреждениях культуры, выполнения целевых значений показателя средней заработной платы работников учреждений культуры совершенствование системы оплаты труда работников рекомендуется осуществлять путем перераспределения средств, предназначенных на оплату труда, в структуре заработной платы работников таким образом, чтобы размеры окладов (должностных окладов) (без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями) составляли не ниже 50-55 процентов, 10-15 процентов – выплаты компенсационного характера в зависимости от условий оплаты труда работников учреждений культуры и оставшаяся часть в структуре заработной платы – выплаты стимулирующего характера с учетом выполнения показателей эффективности деятельности за соответствующий период;
г) в государственных (муниципальных) учреждениях исполнительского искусства, где применяется поспектакльная оплата труда для артистического и художественного персонала рекомендуется:
размер заработной платы рассчитывать исходя из разовой концертной ставки и месячного количества выступлений. Размер разовой концертной ставки (за спектакль, выступление, постановку) определяется путем соотношения размера должностного оклада артистического и художественного персонала к месячной норме выступлений, постановок, установленной учреждением самостоятельно;
размер заработной платы, зависимый от нормы выступлений (постановок), при перевыполнении установленной нормы рассчитывать пропорционально ее перевыполнению;
д) работникам, занимающим должности служащих из числа художественного и артистического персонала, имеющим большой опыт профессиональной деятельности, высокое профессиональное мастерство, яркую творческую индивидуальность, широкое признание зрителей и общественности, а также работникам, принимаемым на работу для выполнения административных функций или проведения хозяйственных работ, имеющим большой опыт профессиональной работы, могут быть установлены индивидуальные условия оплаты труда;
е) объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры, кинематографии, архивного дела, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденных приказом Минкультуры России от 9 июня 2015 г. № 1762.
В соответствии с приказом Минкультуры России от 30 декабря 2015 г. № 3450 "Об утверждении значений базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг в сфере культуры, кинематографии, архивного дела, туризма и отраслевых корректирующих коэффициентов" при расчете базовых нормативов применяется механизм нормативно-подушевого финансирования, согласно которому затраты считаются на одного получателя услуги.
Комментарий
к Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 г.
К разделу I.
Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год утверждены Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений 23 декабря 2016 г., протокол № 11 (далее – Единые рекомендации; РТК).
Принятие Единых рекомендаций предусмотрено статьей 135 ТК РФ и относится к исключительной компетенции РТК. Единые рекомендации определяют подходы к формированию и регулированию вопросов заработной платы работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений начиная с 2005 года.
Основной целью на начальном этапе их разработки являлось недопущение снижения размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты) работников учреждений бюджетной сферы, установленных по состоянию на 31 декабря 2004 года, что предусматривалось статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, в связи с разграничением этим же законом с 1 января 2005 года полномочий по регулированию вопросов оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
На сегодняшнем этапе Единые рекомендации направлены на сохранение единых подходов к регулированию заработной платы работников государственных и муниципальных организаций, основанных на принципах верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов и общепризнанных принципов и норм международного права на всей территории Российской Федерации, поскольку согласно статье 144 ТК РФ системы оплаты труда, устанавливаемые работникам государственных и муниципальных учреждений, должны, прежде всего, основываться на федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
К примеру, согласно статье 11 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» проекты законодательных актов, нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, не могут рассматриваться и приниматься органами государственной власти, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления без участия общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).
Порядок и правила участия профессиональных союзов и их объединений в рассмотрении и принятии законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда закреплены статьей 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Единые рекомендации также содержат положения об обязательности участия соответствующих профсоюзов при формировании законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда, вытекающие из статьи 35.1 ТК РФ.
Так, в пункте 2 Единых рекомендаций предусмотрено, что проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Предусмотрено также, что заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов)по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
К разделу III.
В разделе III Единых рекомендаций содержится основной перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обязательным для применения на всей территории Российской Федерации является минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый федеральным законом, который в соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 460-ФЗ с 1 июля 2017 года будет составлять 7 800 рублей в месяц, а до 1 июля 2017 г. сохранится минимальный размер оплаты труда, составляющий 7 500 рублей в месяц.
В соответствии с частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФмесячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Если же работники, для которых размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы установлены в размере ниже МРОТ, а иные выплаты, входящие в состав заработной платы отсутствуют или незначительны, трудятся в режиме неполного рабочего времени (к примеру, на половину месячной нормы рабочего времени или менее, в том числе по совместительству), то в этом случае оплата его труда в месяц производится пропорционально отработанному времени из расчета 7 500 рублей в месяц – до 1 июля 2017 г., и из расчета 7 800 рублей в месяц – с 1 июля 2017 года.
Такой порядок исчисления месячной заработной платы должен применяться в рамках каждого трудового договора, заключенного о работе с неполным рабочим временем, в том числе на условиях внутреннего совместительства у того же работодателя в аналогичной или иной должности.
Следует отметить, что подпункт «а» пункта 5 Единых рекомендаций дополнен положением, также регламентируемым федеральным законодательством, в частности, статьей 133.1 ТК РФ, в соответствии с которой региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, который не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Дополнение Единых рекомендаций указанной позицией направлено на поддержание положения, предусмотренного пунктом 31 Единых рекомендаций, в соответствии с которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2017 году региональные соглашения о минимальной заработной плате с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.
Согласно разделу III Единых рекомендаций (подпункт «д» п. 5) сохраняются как обязательные для применения в государственных и муниципальных учреждениях, в том числе образовательных, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, несмотря на то, что в этом же пункте дается ссылка и на профессиональные стандарты.
Следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 195.3 ТК РФ в редакции Федерального закона от 2 мая 2015 года № 122-ФЗ обязательными для применения работодателями профессиональные стандарты (с даты вступления в силу) являются только в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.
Положения о применении профессиональных стандартов в других случаях, то есть в управлении персоналом; при организации обучения и аттестации работников; заключении трудовых договоров; разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда, как это предусмотрено непосредственно в приказах Минтруда России при утверждении профессиональных стандартов для работников сферы образования, противоречат соответствующим статьям ТК РФ, внесенным в него Федеральным законом от 2 мая 2015 года № 122-ФЗ и их применение в этой части может привести к ограничению в трудовых правах педагогических работников.
Кроме того, срок, с которого предполагалось вводить, к примеру, профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), утвержденный приказом Минтруда РФ от 18.10.2013 г. № 544н, вновь переносится, теперь уже на 1 сентября 2019 года (приказ Минтруда России от 15 декабря № 745н, который находится на регистрации в Минюсте России), и с 1 января 2017 г. не должен применяться ни в какой его части.
Вопрос о переносе даты начала применения других профессиональных стандартов в сфере образования в настоящее время также решается или обсуждается. В частности, принят приказ Минтруда России о переносе на один год даты начала применения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Обсуждаются вопросы о целесообразности актуализации уже принятых профстандартов. Как известно, возможность проведения этой работы определена пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей), более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».
К разделу IV.
В разделе IV содержатся общие направления регулирования вопросов оплаты труда, а также принципы, с учетом которых рекомендовано устанавливать и изменять (совершенствовать) системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2017 году.
В соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р (далее - Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда), предусмотрено, что установление или изменение размеров и условий оплаты труда работников должно быть направлено на совершенствование структуры заработной платы, в том числе с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в соответствующих видах деятельности (подпункт «д» пункта 7 Единых рекомендаций), то есть в соответствии с рекомендациями, предусмотренными в разделах IX-XI настоящих Единых рекомендаций, в том числе для образовательных организаций (раздел IX).
Необходимо при этом учитывать, что условия оплаты труда, в том числе фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, устанавливаемые за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), являются обязательным для включения в трудовой договор с работником (дополнительное соглашение к трудовому договору).
При заключении трудовых договоров с работниками (дополнительных соглашений к трудовому договору) рекомендуется использовать примерную форму трудового договора с работником учреждения, приведенную в приложении № 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда, а также рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении "эффективного контракта", утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 апреля 2013 г. № 167н.
При этом следует учесть, что в соответствии с разделом IV Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда, под «эффективным контрактом» по-прежнему понимается трудовой договор с работником, но в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.
Уже неоднократно отмечалось, что введенное Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда понятие «эффективный контракт» - это не что иное, как необходимость обеспечения включения в трудовой договор с работником всех условий, определенных как обязательные статьей 57 ТК РФ.
Вместе с тем, по-прежнему в сфере образования имеет место несоблюдение работодателями в полной мере требований статьи 57 ТК РФ, что показали результаты общепрофсоюзной тематической проверки образовательных организаций, проведенной в марте 2016 г. по теме: «Соблюдение трудового законодательства при заключении и изменении трудовых договоров с работниками образовательных организаций в 2016 г.».
Так, отмечено нарушение требований об обязательном соблюдении в трудовых договорах с педагогическими работниками наименований должностей, указанных в квалификационных справочниках, что в результате создает для них серьезные проблемы при назначении досрочно страховой пенсии, которые с помощью представителей профсоюзных органов разрешаются только в судебном порядке.
Кроме того, проверкой установлено, что в трудовых договорах педагогических работников не указываются размеры ставок заработной платы, предусматриваемые за норму часов педагогической работы, а также фактический объем учебной нагрузки, как это определено статьей 333 ТК РФ и пунктом 1.4 приложения 2 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601).
Некорректно в трудовых договорах педагогических работников (дополнительных соглашениях к трудовому договору) отражаются размеры выплат компенсационного характера. К примеру, за выполнение на условиях дополнительной оплаты дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ), вместо конкретных размеров выплат, определяемых, как правило, в процентах, используется способ их обозначения с приставкой «до» («до 5%», «до 10%», «до 15%» и т.п.), что не соответствует требованиям трудового законодательства и не обеспечивает гарантии педагогическим работникам.
Проверка трудовых договоров показала также, что отдельные работодатели в трудовые договоры всех педагогических работников необоснованно вносят все виды выплат, применяемые в образовательном учреждении, большинство из которых никак не связано с деятельностью конкретного работника, заключившего конкретный трудовой договор, и выплачиваться ему не может, что дискредитирует суть трудового договора, а тем более именуемого «эффективный контракт», за переход на который отчиталась значительная часть государственных органов исполнительной власти субъектов РФ и руководителей образовательных организаций.
Имеет место изменение размеров повышенной оплаты труда на работах с вредными и (или) опасными условиями труда без проведения в установленном порядке специальной оценки условий труда. Учитывая наличие указанных нарушений, в подпункте «а» пункта 14 Единых рекомендаций дополнительно обращается внимание на то, что размеры и (или) условия повышенной оплаты труда на работах с вредными и (или) опасными условиями труда не могут быть изменены в сторону снижения или отменены при условии сохранения соответствующих условий труда, явившихся основанием для такой оплаты, подтвержденных специальной оценкой условий труда.
Остается актуальным установление и изменение (совершенствование) систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений с учетом реализации указов Президента Российской Федерации от 2012 г. (подпункт «а» п.7 Единых рекомендаций); постановления Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. № 973 "О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)", отраслевых и региональных планов мероприятий ("дорожных карт"), изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры, образования и науки, а также постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2014 г. № 1331 "Об утверждении Правил использования в 2015 - 2017 годах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству культуры Российской Федерации в целях реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников", которое следует применять с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2016 г. № 1429 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2014 г. № 1331».
К разделу VI.
Раздел VI Единых рекомендаций, определяющий системы оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров, претерпел значительные изменения в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 347-ФЗ).
Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 347-ФЗ внесены изменения в ст. 145 ТК РФ, в соответствии с которой указанный раздел VI Единых рекомендаций (начиная с пункта 26) изложен в новой редакции, предусматривающей порядок определения государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений.
Установлено, что предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений в размере, не превышающем размера, который установлен:
для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений - нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Такой порядок определения предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений вводится с 1 января 2017 года.
Следует учесть, что на федеральном уровне регулируется только порядок установления предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений, включающий:
- формирование среднемесячной заработной платы за счет всех источников финансового обеспечения;
- расчет среднемесячной заработной платы за календарный год (т.е. в 2017 году за 2016 год);
- расчет среднемесячной заработной платы работников таких учреждений без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера.
Ни фактический предельный размер соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, ни размеры их должностных окладов и выплат компенсационного и (или) стимулирующего характера указанных работников не регулируется ни VI разделом Единых рекомендаций, ни статьей 145 ТК РФ, ни непосредственно Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 347-ФЗ.
Вместе с тем, как предусмотрено пунктом 22 Единых рекомендаций, должностные оклады руководителям учреждений следует устанавливать в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.
При установлении должностных окладов заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров целесообразно было бы сохранить порядок, который предусматривался в п. 26 Единых рекомендаций на 2016 год, в соответствии с которым было рекомендовано устанавливать их на 10 - 30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
При установлении предельного размера соотношения средней заработной платы руководителей и заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений целесообразно было бы предусмотреть более высокий предельный размер соотношения для руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций, замещающих должности педагогических работников наряду с выполнением работы, определенной трудовым договором.
Особенности определения учебной нагрузки лиц, замещающих должности педагогических работников наряду с работой, определенной трудовым договором, предусмотрены пунктами 5.3 и 5.4 приложения 2 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601, то есть путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.
При этом следует учитывать, что объем учебной нагрузки каждому руководителю организации, заместителю руководителя, выполняющему наряду со своей основной работой преподавательскую работу, определяется индивидуально при заключении с ними дополнительного соглашения с учетом кадрового обеспечения по тем или иным направлениям образовательной программы организации.
При оформлении преподавательской работы руководителей образовательных учреждений необходимо также учитывать, что в соответствии с п. 2 постановления Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (подпункт «ж») работа без занятия штатной должности в том же учреждении, в том числе преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, не считается совместительством и не требует заключения другого трудового договора и допускается в основное рабочее время с согласия руководителя (для руководителя учреждения – с согласия учредителя).
Следует заметить, что указанным постановлением и положениями приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. /№ 1601 верхнего предела преподавательской работы для руководителей образовательных учреждений и их заместителей не установлено.
Раздел VI Единых рекомендаций содержит также порядок размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений.
К разделу VIII.
В разделе VIII Единых рекомендаций содержатся основные принципы формирования систем оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при формировании систем оплаты труда, прежде всего, необходимо руководствоваться положениями, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права (к примеру, устанавливать по должностям педагогических работников, для которых установлена не продолжительность рабочего времени, а нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, не должностные оклады, а ставки заработной платы, которые являются расчетными величинами для определения заработной платы за фактический объем преподавательской работы (учебной нагрузки).
Кроме того, рекомендовано осуществлять формирование систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на положениях, предусмотренных разделом V Единых рекомендаций для федеральных государственных учреждений, предусматривая:
- установление размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы на основе профессиональных квалификационных групп (квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп), формирование которых отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы, - в зависимости от сложности труда;
- минимальные размеры окладов (минимальные должностные оклады), минимальные ставки заработной платы, не используя понятия «базовый оклад», «базовый должностной оклад», «базовая ставка заработной платы», установление которых в соответствии со статьей 144 ТК РФ относится к полномочиям Правительства Российской Федерации;
- сохранение установленных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), а также учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда (т.е. не допуская снижения размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2017 году региональные соглашения о минимальной заработной плате с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.
При разработке нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе:
- формировать и утверждать профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни профессиональных квалификационных групп и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам;
- переносить профессии рабочих и должности служащих в другие профессиональные квалификационные группы и квалификационные уровни профессиональных квалификационных групп;
- изменять порядок регулирования продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы);
- вводить оплату труда на основе должностных окладов вместо ставок заработной платы для педагогических работников, нормирование труда которых