Й вопрос. Латинская Америка в 1945 - середине 1950-х гг
Наиболее развитыми гос-вами Лат. Ам. оставались страны Южного конуса — Аргентина, Уругвай и Чили, раньше др. вступившие на путь бурж.го промышленного прогресса. Это были урбанизированные республики с развитой социальной структурой, многочисленным, хорошо организованным и активным рабочим классом. Аргентина и Уругвай отличались значительным уровнем развития капиталистич. отношений в сельском хозяйстве.
К данной группе относились и крупнейшие по территории и населению республики региона — Бразилия и Мексика. Развитие их в послевоенные десятилетия отличалось динамизмом, что позволило им обогнать Аргентину по общему объему производства, хотя по продукции на душу населения и степени урбанизации Аргентина, Уругвай и Чили оставались впереди. В дальнейшем к группе наиболее развитых государств присоединились Венесуэла и Колумбия — страны Андск. субрегиона.
Вторая группа - три андск. республики — Перу, Эквадор, Боливия, и небольшие государства Центр. Америки. Слабее развита обрабатывающая промышленность, преобладали с-х или добывающая промышленность, заметнее были патриархальные пережитки, хотя эти страны уже прошли опред. путь капиталистич. эволюции. Некот. из них приближались к первой группе (Коста-Рика), др. отставали больше (Никарагуа, Гондурас).
3 группа — более отсталые страны региона — Гаити, Парагвай, ряд мелких территорий Карибск. бассейна (часть карибск. стран - ко 2 группе, например Ямайка, Тринидад и Тобаго; Пуэрто-Рико — к зоне развитого капитализма). В экономике доминировало с-х со значительными докапиталистич. пережитками, отсутствовала зрелая промышленность, была высока неграмотность, нищета и сохранялась патриархальность большей части населения, особенно в Гаити. Страны третьей группы были ближе к афроазиатск. странам колониального и зависимого мира. Их удельный вес в регионе был незначительным.
Наиболее развитые государства Лат. Америки по степени зрелости капитализма и социально-политич. жизни приближались к странам Южной Европы.
нестабильность политич. жизни оставалась хар-рной чертой для большинства республик Южной и Центр. Америки. Важную роль политич. арбитра и гаранта порядка и стабильности приобрела армия. Вооруженные силы оказывали давление на конституционные правительства, вмешивались в политич. борьбу, совершали гос. перевороты, сменяя одно правительство др. или устанавливая военную диктатуру. В странах с устойчивыми конституционными режимами и более развитыми партийно-политич. структурами (Чили, Уругвай, Мексика, Коста-Рика) армия в послевоенное время оставалась в стороне от прямого участия в политике.
2 мир. война привела к резкому сокращению притока промышленных товаров и иностранных капиталов в Лат. Америку, особенно из Европы. Большие масштабы принял начавшийся еще с 30-х гг. процесс «импортзамещающей индустриализации» — замены импорта многих промышленных товаров их производством на месте. В первую очередь получили развитие отрасли легкой, пищевой, нефтедобывающей промышленности. В ве-дущих по уровню экономич. развития странах происходило становление новых отраслей: металлургич., нефтеперерабатывающей, энергетич., химич.. Выпуск промышленной продукции в регионе в 1958 г. превысил довоенный уровень почти в три раза. Вырос удельный вес горожан. В 40-е гг. почти вдвое увеличились ряды промышленных рабочих. Неск. уменьшилась зависимость латиноамериканск. республик от иностранного капитала. Однако «импортзамещающая индустриализация» не смогла создать необходимые условия для самостоят. экономич. развития латиноамериканск. государств.
В рез. народных восстаний с участием демократически настроенных военных в 1944 г. были свергнуты диктатуры в Сальвадоре, Гватемале и Эквадоре. В 1945 г. были восстановлены демократич. свободы в Бразилии и Аргентине. Консервативные диктаторск. режимы сохранились лишь в нескольких небольших, сравнительно отсталых странах (Доминиканск. Республика, Никарагуа).
Большинство стран установило дипломатич. отношения с СССР. Усилились позиции коммунистов в политич. жизни.
В 1947—1948 гг. обстановка меняется в пользу правых сил. Связано с общим поворотом в мировой политике к «холодной войне». США используя экономич. зависимость стран региона, стремились подчинить их своему политич. влиянию, превратить в надежный стратегич. тыл.
2 сентября 1947 г. США и 20 латиноамериканск. республик подписали Межамериканск. договор о взаимопомощи (Договор Puo-дe-Жанейро). первый военно-политич. блок в послевоенном мире. IX Межамериканск. конференция в Боготе (апрель— июнь 1948 г.) завершила создание политич. союза участников Договора Рио-де-Жанейро в виде Организации американск. государств (ОАГ). Целями ОАГ были объявлены поддержание мира и безопасности в Западном полушарии, урегулирование споров между участниками, организация совместных действий против агрессии, развитие политич., экономич., социального, научного и культурного сотрудничества. Оформление военно-политич. союза США и стран Лат. Америки на антикоммунистич. основе закрепило главенствующее положение США в Зап. полушарии и создало благоприятные условия для перехода правых сил в наступление по всему континенту. Начались гонения на коммунистов. Компартии оставались легальными лишь в некот. странах, в т. ч. в Мексике и Уругвае. Численность компартий сократилась. Осложнилась обстановка в профсоюзном движении. Межамериканск. региональная организация трудящихся - проводник идей панамериканизма в рабочем движении. В декабре 1954 г. - региональный проф-центр реформистск. направления — Латиноамериканск. профсоюзная христианск. конфедерация, объединившая сторонников католич. социальной доктрины, приверженцев христианск. синдикализма.
Распространение теории «географич. детерминизма». Само географич. положение Лат. Ам. и ее тесная зависимость от США заранее обрекали на неудачу любую попытку противостоять США.
Наступление на права трудящихся вызвало рост забастовок. Движение против вовлечения стран региона в милитаристск. политику США. Активизировались массовые национал-реформистск. партии и движения. Революции в Гватемале, Боливии, Кубе (социалистич.).
15-й вопрос. Латинская Америка в конце 1950-х— 1-Й половине 1970-х гг.
Политика реформ в первой половине 60-х гг. XX столетия. «Доктрина ЭКЛА». Программа «Союз ради прогресса»
Несоответствие социально-экономич. структуры латиноамериканск. общества новым условиям мирового развития, побудили промышленную буржуазию и либеральные круги искать более действенные пути модернизации экономики и социальных отношений с помощью реформ.
Теоретич. обоснованием реформистск. политики послужила «доктрина ЭКЛА», разработанная в 50-е гг. группой латиноамериканск. экономистов и социологов — сотрудников созданной ООН в 1948 г. Экономич. комиссии для Лат. Америки (ЭКЛА).
авторы доктрины считали, что преодолеть хронич. отставание и зависимое состояние страны региона смогут лишь при ускоренной модернизации экономич. и социальной структуры. Прежде всего- аграрная реформа. Большое значение - региональной экономич. интеграции и выработке новых, равноправных принципов мировой торговли и международных экономич. отношений.
Президент США Дж. Кеннеди в марте 1961 г. предложил программу «Союз ради прогресса», принята 19 латиноамериканск. государствами на Межамериканск. экономич. конференции в уругвайском городе Пунта-дель-Эсте в августе 1961. В программе нашла отражение «доктрина ЭКЛА». Цель -ускорение экономич. и социального развития стран ЛА. Рассчитана на 10 лет. Обеспечить ежегодный рост ВНП стран региона не менее чем на 2,5% на душу населения, ускоренную индустриализацию, создание многоотраслевой экономики. Демократизация общественно-политич. жизни, аграрная и налоговая реформы, меры по жилищному строительству, улучшению системы здравоохранения и просвещения, экономич. интеграция региона.
На выполнение программы американск. власти обещали предоставить 20 млрд долларов, в основном в виде гос. кредитов США. Латиноамериканск. государства обязались выделить 80 млрд долларов. Помощь предоставлялась конституционным правительствам. Предполагалось, что в ходе осуществления программы произойдет укрепление и дальнейшее развитие институтов представит. демократии.
«Союз ради прогресса» означал переход США к более гибкой политике в Лат. Америке, рассчитанной на союз с широкими слоями местной буржуазии. Предложенные программой мероприятия пропагандировались как «мирная регулируемая революция», способная решить насущные проблемы региона без насильственной революции.
С 1961 по 1967 г. США выделили на реализацию программы в виде кредитов, займов и др. форм 7,7 млрд долларов. Создан. в 1959 г. Межамериканск. банк развития (МАБР). В задачи банка - финансирование проектов развития латиноамериканск. региона, содействие привлечению иностранных капиталов.
Экономич. помощь шла в осн. на развитие производственной инфраструктуры — строительство портов, железных дорог, автомагистралей, электростанций, систем водоснабжения. Открыто 186 тыс. школьных помещений и обучено 800 тыс. учителей, построены мед. учреждения. Часть средств была предоставлена в виде продовольственных поставок.
Финансовая поддержка сыграла опред. роль в экономич. и социальном прогрессе региона. Но ее объем оказался меньше обещанного и, рассредоточенный на 19 стран и на ряд лет, был явно недостаточен для достижения провозглашенных целей. В первую очередь помощь предоставлялась странам, наиболее лояльным США.
В рамках «Союза ради прогресса» активизировалась реформистск. деятельность латиноамериканск. правительств. Первостепенная роль- аграрным реформам. В 1961 — 1964 гг. были приняты соответствующие законы в 14 странах. В Мексике, Боливии и Венесуэле аграрные преобразования начались раньше. Реформы предусматривали наделение крестьян землей путем колонизации неосвоенных гос. и пустующих помещичьих земель, кот. правительство выкупало у помещиков. Крестьяне должны были оплатить полученные участки с рассрочкой платежей на ряд лет (в Венесуэле земля предоставлялась бесплатно). Реформы не предполагали коренной ломки сложившейся структуры землевладения и наделения землей основной массы нуждающихся. Их целью было вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых земель, развитие фермерск. хозяйства параллельно помещичьему, подрыв монополии последнего и ускорение его трансформации в современное крупнокапиталистич. производство
С целью стимулирования экономики проводились налоговые реформы. Разрабатывались программы территориального и социального развития.
Политика реформ в этот период проводилась в Мексике в более широких масштабах, чем в большинстве др. государств региона.
Основные тенденции развития стран Лат. Америки во второй половине 60-х гг. XX столетия.
ЭКОНОМИКА В ходе аграрных реформ почти полтора млн. крестьянск. семей получили более 56 млн га земли . В Мексике и Боливии в рез. революционных преобразований с господством традиционного латифундизма было покончено. Преобразования в Колумбии, Эквадоре и Перу имели более ограниченный хар-р. В Бразилии и в Центр. Америке аграрная реформа практически не состоялась. В Аргентине, Уругвае и Парагвае аграрные преобразования вообще не проводились.
Реформы увеличили фермерск. социальную прослойку, содействовали капиталистич. эволюции латифундизма, расширили введенные в оборот земли, способствовали росту потребительск. рынка. началась научно-технич. революция.
в более развитых странах (Аргентина, Чили, Бразилия, Мексика, Уругвай, Венесуэла, Колумбия) формируется промышленно-финансовая монополистич. элита. Спецификой ЛА являлось то, что местный капитал развивался в тесной связи с иностранным и часто играл подчиненную роль. Др. особенностью - активная стимулирующая протекционистск. политика, наличие крупных гос. корпораций наряду с частными. Экспансия компаний Бразилии, Аргентины, Мексики, Венесуэлы в соседние страны. Существенную роль на местном потребительском рынке играло мелкое и среднее предпринимательство. Недостаточная материальная и организационно-технич. база местного капитала привела к усилению роли иностранных корпораций в процессе индустриализации. Ведущую роль в экономич. экспансии стали играть транснациональные корпорации (ТНК), в осн. американск.. Иностранные капиталы вкладывались в новые отрасли обрабатывающей промышленности — химич., электротехнич., машиностроит., автомобильную. Предоставление новых технологий, лицензий, организационных услуг. Программа «Союз ради прогресса» способствовала росту кредитной экспансии. В экспорте стран региона удельный вес США. уменьшился.
Городское население увеличилось. Рабочий класс вырос. Увеличилось количество технич. служащих и специалистов.
реформистск. политика в рамках программы «Союз ради прогресса» не оправдала первоначальных надежд. «Революции в условиях свободы» не произошло.
СОЦИАЛЬНО_ПОЛИТИЧ. РАЗВИТИЕ военно-диктаторск. режимы установились в Ц. Америке (кроме Коста-Рики) и на большей части территории Южной Америки (Бразилия, Аргентина, Боливия и Парагвай). Военно-диктаторск. форма власти была призвана обеспечить условия для осуществления неоконсервативного варианта модернизации экономики. Хар-р военных режимов Бразилии и Аргентины определялся интересами промышленно-финансовой олигархии, кот. стремилась к модернизации экономики и закреплению своего главенствующего положения путем расширения репрессивных функций государства, ужесточения социальной политики, интенсификации труда, привлечения иностранного капитала. Бразилия: Гл. целью экономич. политики военной диктатуры являлось создание максимально благоприятных условий для крупного частного, особенно иностранного, капитала во
имя индустриального и технич. прогресса. Государству отводилась роль крупнейшего вкладчика капиталов и собственника ряда предприятий. Налоги увеличены. Заработная плата трудящихся сократилась. на 40% . В аграрной политике усилилось стимулирование экспорта, ускорение капиталистич. эволюции латифундизма и расширение фермерск. прослойки за счет освоения новых земель.
удалось к концу 60-х гг. стабилизировать экономику и обеспечить высокие темпы ее развития. Сократилась инфляция, темпы роста ВВП увеличились с 1,5% в 1963 г. до 11,2% в 1968 г.
Во внешней политике военный режим, руководствуясь доктринами «национальной безопасности» и «идеологич. границ», ориентировался на тесный союз с США.
Аргентина: национализм, антикоммунизм, идеи «интеграции» классов, единства нации, консервативный клерикализм. политика «рационализации труда», замораживания заработной платы при росте цен. Безработица. Во внешней политике правительство придерживалось доктрины «идеологич. границ».
В странах с более устойчивыми демократич. традициями правящие круги предпочитали либерально-реформистск. вариант развития общества с сохранением конституционного правления (Мексика, Чили, Уругвай, Коста-Рика, Венесуэла, Колумбия). Чили: новый закон об аграрной реформе, увеличились расходы на здравоохранение и народное образование. выросла внешняя задолженность, безработица, забастовки.
В целом – спад рабочего движения. партизанское движение в Никарагуа, Гватемале, Венесуэле, Колумбии, Перу. Левые радикалы стремились связать левонационалистич. концепции с марксизмом и на этой основе выработать революционную теорию, отвечающую условиям развития латиноамериканск. региона. Борьба за социализм. Че Гевара. движение «народной», «мятежной церкви».
Страны Лат. Америки в системе межгос. отношений в 60-е гг. XX в. Карибск. ракетный кризис
КУБА Радикализация режима. Правительство искало международной поддержки. Февраль 1960 г. - торговые и экономич. связи с СССР, а май 1960 г. восстановлены и дипломатич. отношения с СССР и с др. соц. странами. Правительство США перешло к экономич. давлению. прекратили поставки нефти, закупки сахара. и начали экон. блокаду. Революция на Кубе. 2 января 1961 г. США разорвали дипломатич. отношения с Кубой. 15 апреля ам. самолеты бомбили остров. В январе 1962 г. Вашингтон добился исключения Кубы из ОАГ. Все страны Лат. Америки (кроме Мексики) по настоянию США разорвали дипломатич. и экономич. отношения с Кубой. Хрущев - размещение на острове советск. ядерных ракет среднего радиуса действия. В сентябре—октябре были установлены 42 такие ракеты. В пределах их досягаемости - жизненно важные центры США. Узнав благодаря воздушной разведке о наличии ракет на Кубе, ам. президент Дж. Кеннеди потребовал немедленного их удаления и объявил о введении с 24 октября 1962 г. «строгого карантина на все виды наступат. оружия, перевозимого на Кубу». Вокруг острова в международных водах были сконцентрированы крупные ам. военно-морск. и военно-воздушные силы, кот. получили приказ не допускать к Кубе без досмотра суда др. стран. Это являлось нарушением международного права.
Правительства СССР и Кубы отказались признавать «карантин». Возникла опасность прямого военного столкновения двух сверхдержав. В полную боевую готовность были приведены американск. войска в Европе, 6-й и 7-й флоты США, стратегич. авиация. Аналогичные меры приняли вооруженные силы СССР, Кубы, стран Варшавск. Договора. Возникла угроза мирового ядерного конфликта. Между президентом США и Хрущевым начались переговоры. 28 октября 1962 г. была достигнута договоренность. СССР согласился вывезти ракеты с Кубы, а США — отменить «карантин» и дать обязательство соблюдать неприкосновенность границ и территории Кубы. 20 ноября Кеннеди объявил о снятии «карантина». США не прекратили враждебной деятельности, но прямой угрозы вторжения на остров уже не было.
ДОМИНИКАНСК. РЕСП, Национал-реформистск. курс вызывал и опасения среди ам. компаний, действовавших в регионе, а также у консервативных сил в самих США. Наметился поворот вправо. В 1963 - военно-диктаторск. режимы в Гватемале, Эквадоре, Доминиканск. Республике и Гондурасе. 1964 – в Боливии, 1966 – в Аргентине. После убийства Дж. Кеннеди в ноябре 1963 г. правительство его преемника Л. Джонсона (1963—1969) внесло коррективы в осуществление программы «Союз ради прогресса». Лояльные США диктаторск. режимы получили открытую поддержку.
Апрель 1965 – восстание в Дом. Респ против военной хунты. США начали высадку подразделений морск. пехоты в районе Санто-Доминго. Доктрина Джонсона: президент США провозгласил право США на вооруженное вмешательство в любой стране Зап. полушария с целью помешать установлению коммунистич. правительства. Интервенция США в Дом. Респ. Правительства Бразилии, Гондураса, Никарагуа и Парагвая направили в Дом. Р. воинск. подразделения 1700 человек. Остальные страны отказались участвовать в этой акции.
Латиноамериканск. участники ОАГ добивались расширения роли организации в экономич. и социальном развитии региона. В 1967 г. нерегулярные межамериканск. конференции были заменены на ежегодные генеральные ассамблеи ОАГ. Срок полномочий генерального секретаря ОАГ сокращался с десяти до пяти лет.
Страны региона поддержали процесс деколонизации. В 1967 г. Латиноамериканск. парламент высказался за ликвидацию остатков колониализма в Западном полушарии. На Женевск. конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 1964 г. делегации стран Лат. Америки совместно с делегациями др. развивающихся государств потребовали ликвидации дискриминационных для них условий международной торговли и внешнеэкономич. связей и высказались за развитие сотрудничества. Латиноамериканск. республики приняли участие в деятельности созданной с этими целями Группы 77-ми, объединившей усилия развивающихся стран трех континентов.
Активизировались отношения с западноевропейск. державами. расширение связей с Советск. Союзом, (Бразилия, Чили и Колумбия).
Февраль 1967 - Договор Тлателблъко о создании безъядерной зоны на территории подписавших его стран Лат. Америки и в прилегающем водном пространстве. В 1966 г. Латиноамериканск. парламент осудил испытания ядерного оружия в Тихом океане и потребовал демилитаризации морск. пространства.
Ограниченные итоги реформистск. начинаний 60-х гг., политика диктатур и дальнейшее нарастание многих социальных, экономич. и политич. проблем привели в конце 60-х — первой половине 70-х гг. к очередному подъему борьбы за радикальные перемены. Новым явлением стали военные режимы левонационалисшич. ориентации, пришедшие к власти в рез. переворотов в октябре 1968 г. в Перу и Панаме, в сентябре 1969 г. в Боливии, в 1972 г. в Эквадоре и Гондурасе.
Главным событием периода стала Чилийск. революция 1970—1973 гг.
В некот. странах в эти годы революционные организации продолжали партизанск. борьбу (Никарагуа, Гватемала, Сальвадор, Колумбия).
Широкое распространение получили как антиимпериалистич., так и антикапиталистич. настроения.
В конце 60-х — середине 70-х гг. были национализированы иностранные компании в добывающей и нефтяной промышленности (Чили, Перу, Венесуэла, Боливия, Гайана, Ямайка, Эквадор).