Основные модели идеологии избирательных компаний.
Участие в избирательных кампаниях и их проведение являются одним из проявлений политической деятельности, которую можно определить как последовательность действий субъектов политики, организованных в соответствии с их идеологическими ориентациями. Наиболее типичными субъектами деятельности в данной сфере являются политические партии, общественные объединения и движения, а также иного рода организации, имеющие политические интересы и осуществляющие те или иные стратегии политического участия. Идеология избирательной кампании – это способ восприятия проблем, связанных с реализацией избирательного права, характером, а также с содержанием и направленностью избирательного процесса. Идеология избирательных кампаний включает сценарии и стратегии участников избирательного процесса, а также правовые нормы, регулирующие выборы и отражение этих норм и принципов в сознании всего населения.
Идеология избирательных кампаний имеет два основных среза – внешний и внутренний. Внешняя идеология избирательных кампаний представляет собой совокупность признанных страной международных норм проведения выборов, т.е. международные избирательные стандарты. Их можно разделить на две большие группы: универсальные и региональные.
К документам, закрепляющим универсальные международные стандарты проведения выборов, относятся:
Устав ООН (положения по правам человека);
Всеобщая декларация прав человека, утвержденную Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.);
Международный пакт о гражданских и политических правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. и вступил в силу в 1976 г.);
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.).
Региональные международные стандарты проведения выборов закрепляют следующие документы:
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г;
Документ Парижского совещания по человеческому измерению (1989 г.);
Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) от 29 июня 1990 г.;
Декларация о критериях свободных и справедливых выборов Межпарламентского союза (принята в Париже 26 марта 1994 г.);
Наиболее детально международные избирательные стандарты изложены в Декларации о критериях свободных и справедливых выборов и Руководстве по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ. В последнем документе закреплены семь основных элементов демократической идеология избирательных кампаний – выборы должны быть:
Всеобщими;
Равными;
Справедливыми;
Тайными;
Свободными;
Открытыми;
Ответственными;
Внутренняя идеология избирательных кампаний базируется на внешней. Ее содержание в большей степени обусловлено особенностями политического процесса в стране. Внутренняя идеология избирательных кампаний в Беларуси имеет три структурных уровня.
Высший уровень – общенациональная (государственная) идеология избирательных кампаний, которая изложена в соответствующих статьях Конституции Республики Беларусь, Избирательном кодексе и в ряде законов. На этом уровне не может быть идеологического плюрализма, так как он является правовым основанием функционирования избирательной системы в стране. Так как Конституция Республики Беларусь и Избирательный кодекс устанавливают, что в стране действует мажоритарная система абсолютного большинства, то базовой идеологией избирательных кампаний в Беларуси является идеология выбора абсолютного большинства. В ст. 64-68 Конституции РБ закреплены следующие ее принципы:
Всеобщие;
Свободные;
Равные;
Прямые;
При тайном голосовании;
Средний уровень внутренней идеологии избирательных кампаний отражен в постановлениях Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Также он отражен в практическом осуществлении каждого из шести элементов избирательного процесса, от назначения выборов до определения результатов голосования и проведения в случае необходимости повторного голосования и повторных выборов по отдельным избирательным округам.
На прикладном уровне идеология избирательных кампаний воплощается в программных документах политических партий и избирательных объединений, в программах отдельных кандидатов. Компонентом прикладного уровня является также идеология избирателей в той мере (в какой она определяет их голосование). В соответствии с видом выборов и особенностями электората соответствующего избирательного округа командой кандидата может быть выбрана та или иная идеология избирательной кампании, т.е. концептуальная основа разработки предвыборной стратегии. Можно выделить пять основных моделей идеологии избирательной кампании прикладного уровня.
Неструктурированная идеология. Особенность такой кампании – использование кандидатами имиджа независимых кандидатов, которые предлагают избирателям не идеологию, а решение конкретных проблем.
Рыночная идеология заключается в том, что кандидат или избирательное объединение организует общение с избирателями в соответствии с технологиями политического маркетинга, как поставщики товаров или услуг.
Административная идеология ориентирована на обеспечение кандидатам победы путем использования властно-распорядительных ресурсов, т.е. в обход воздействия на мнения и убеждения избирателей.
Партийная идеология представляет избирателям адаптированный к предвыборной ситуации вариант программы партии.
Комплексная идеология сочетает в себе элементы четырех перечисленных типов.