Психопатологическая типология Г. Лассуэлла

Согласно данной типологии, в зависимости от функции, которую выполняет или стремится выполнять тот или иной политический тип, различаются такие типы как «агитатор», «администратор» и «теоретик», а также их различные комбинации. Г. Лассуэлл рассмат­ривал направление движения бессознательных факто­ров в критических ситуациях развития карьеры каж­дого из этих типов, а также их роль в становлении определенных политических типов.

Так, основная функция «агитаторов»[95] — распро­странение своей агитации и общение с гражданами. Они ценят риторику, вербальные формулы, жесты и частое, ритуализированное повторение принципов. Они живут ради того, чтобы быть замеченными, чтобы Провоцировать и унижать оппонентов, а чисто админи­страторские функции вызывают у них фрустрацию, Это недисциплинированные и часто сварливые политики с ярко выраженным энтузиазмом, которые возбуждают публику призывами, многократными заклинаниями и, подчас, даже бранью. Для них имеет ценность эмоцио­нальный отклик аудитории.

С психоаналитической точки зрения, считал Г. Лассуэлл, такие «агитаторы» являются выраженными нар­циссами (хотя их нарциссизм примитивен), их либидо оборачивается на собственное Я и Я-подобные объек­ты, что ведет к появлению гомосексуальных наклонно­стей, которые проецируются на абстрактные объекты. В прошлом это — образцовые дети, застенчиво подав­лявшие негативные эмоции. Однако такой «репресси­рованный садизм», не находя выхода в близком окруже­нии, переносился на общество. Жажда самовыражения в устной либо письменной форме (отсюда одна из клас­сификаций «агитаторов»: «ораторы» — «плагиаторы») представляет собой способ удовлетворения внутренних эмоциональных потребностей. Так, «ораторы» обычно отличаются подавлением негативных эмоций и частым плутовством в детстве.

«Администраторы», в отличие от «агитаторов», проектируют свои аффекты на менее отдаленные и абстрактные объекты и фокусируют внимание на ма­нипуляции определенной группой, демонстрируя бес­пристрастный безличностный интерес к задачам ор­ганизации. Им чужды абстракции, так как они не нуждались в них ранее, для разрешения своих эмо­циональных проблем. Их нельзя назвать безаффектными, они просто более хладнокровны и аффектив­но сбалансированы.

Г. Лассуэлл выделял два подтипа «администрато­ров». Первый подтип характеризуется выраженной энергией и воображением, что внешне приближает его к агитаторам. Однако в центре его внимания находят­ся определенные индивиды, они переносят свои аф­фекты на менее общие объекты и не стремятся «вы­вести из себя» большое количество граждан. Они привязаны к своему окружению и пытаются коорди­нировать его действия. Неспособность к достижению абстрактных объектов является следствием чрезмер­ной занятости конкретными индивидами в кругу се­мьи и трудностями в определении там роли своего «Я». Второй подтип представляет собой чрезмерно щепе­тильного и «совестливого» лидера, чья любовь к рутине и деталям, страсть к точности, одновременно, сохраняют целостность и развивают отчуждение ок­ружения. «Администраторы» этого типа не имели серьезных потрясений в ходе развития личности, не имели сверх-репрессированных эмоций, так как либо сублимировали их, либо выражали их в кругу семьи. Их щепетильность — не что иное, как попытка проде­монстрировать свою силу.

«Теоретиков» (экспертов и идеологов) привлекают отдаленные и высоко рационализированные цели. В от­личие от «агитатора», избирающего для атаки близкие цели, «теоретики» стремятся к абстракции и грандиоз­ности. Рассмотрение различных идей часто является для «теоретиков» самоцелью, что несколько отдаляет их от ведомых. «Теоретику» абстракции необходимы для раз­решения собственных эмоциональных проблем. В отли­чие от «администраторов», теоретики страдают при отсутствии аффектов, так как пережили много фрустраций в процессе своего развития. Интеллектуализа­ция — ответ теоретиков на собственные когда-то нере­шенные эмоциональные проблемы.

Согласно Г. Лассуэллу, на политическое развитие оказывает влияние характер политика. Он выделял два основных типа:[96] «принудительный» и «драматизирую­щий», а также подтип — «беспристрастный». Для ин­дивида с «принудительным» характером свойственны жесткие отношения, однообразие, монотонность самопрезентации, десубъективизация ситуации, отрицание новизны и другие качества «бюрократа»-администратора. «Драматизирующий» характер, с его склонностя­ми к самолюбованию, провокациям, флирту и т. п. (в ход идут любые средства для завоевания других) предс­тавляет собой полную противоположность «принуди­тельному» характеру и является основой для развития «агитатора» как политического типа. Индивиды с «беспристрастным» характером, отличающиеся от­сутствием ярких эмоциональных состояний, могут превратиться, по Г. Лассуэллу, как в прекрасных судей, дипломатов и т. д., так и, к сожалению, в отъяв­ленных негодяев.



Наши рекомендации