Линейная пятивопросная модель коммуникационного процесса Г. Лассуэлла и ее значение для PR и массовой коммуникации

«Пятивопросная» модель массовой коммуникации Гарольда Лассуэлла (1902–1978) называется линейной, т.е. однонаправленной, а также бихевиористской. Коммуникация в ней понимается как воздействие на реципиента, который выступает в качестве объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию по принципу: стимул-реакция (принцип бихевиоризма).

В этой модели наличествуют следующие компоненты, взаимосвязанные друг с другом:

1. Кто говорит? – анализ управления коммуникационным процессом.

2. Что сообщает? – анализ содержания (контента) сообщений.

3. Кому? – анализ гетерогенной массовой аудитории, рассредоточенной в пространстве, т.е. исследование реципиента массовой коммуникации.

4. По какому каналу? – анализ средств, материальных носителей коммуникации.

5. С каким эффектом? – анализ результата: изменилось или не изменилось сознание и (или) поведение реципиента.

Опубликована эта модельбылапозже, в 1948 г. Модель Г. Лассуэлла критиковали не только за направленность в одну сторону, но и за отсутствие в ней такого важнейшего элемента, как цель: анализ цели предполагает корреляцию результата с намерениями коммуникатора, в том числе с идеологическими.

Линейная «пятивопросная» модель Г. Лассуэлла была тогда и остается сегодня практически востребованной для объяснения процессов массовых коммуникаций, включая пропагандистские, рекламные коммуникации, политический PR и PR-кампании. Эта модель широко используется для объяснения функционирования СМК и СМИ, циркуляции массово-информационных процессов. Значение этой модели в том, что впервые ее автор ввел в модель коммуникационного процесса такой важнейший элемент, как эффект. Тем самым одним из первых он исследовал проблемы управления массовым сознанием («реальным, практическим, разлитым» сознанием), которое включает массовые представления, установки, ожидания, иллюзии, заблуждения, стереотипы. По мнению Г. Лассуэлла, коммуникация присуща любому феномену социальной жизни, пронизывает ее. Социологический анализ массовых иллюзий, ожиданий и представлений более полно раскрывает природу и специфику массового сознания, чем изучение таких его систематизированных духовных образований, как идеологии.

В 1967 г. на Международной конференции в Индии он дополнил свою «пятивопросную» формулу-модель коммуникативного процесса следующими элементами: «кто, с какими намерениями, в какой ситуации, употребляя какую стратегию, достигает какой аудитории и с каким результатом»

Таким образом, линейная «пятивопросная» модель коммуникационного процесса Г. Лассуэлла позволила изучать все виды массовой коммуникации, включая рекламу, журналистику, политические коммуникации.

2. Актуальные проблемы межкультурной и этнокультурной коммуникаций..

Межкультурная коммуникация (МКК), или cross-cultural communication,– это процесс общения и взаимодействия между представителями различных культур или лингво-культурных сообществ; это совокупность разнообразных форм, отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам

Впервые понятие МКК было сформулировано в 1954 г. американскими культурологами Э. Холлом и Г. Трейдером в книге «Культура и коммуникация», в которой коммуникация понималась как культура, а культура – как коммуникация. Центральными проблемами МКК является исследование универсальных переменных в разных культурах и их отличий друг от друга, преодоление «ИНАКОВОС-ТИ», культурной чужеродности (расовой и этнической, культурно-ценностной, ментальной, субкультурной), т.е. решение проблемы разделения на «своих – чужих», «своих – других». Актуальной проблемой МКК является формирование толерантности в отношениях между представителями разных культур, т.е. терпимого и снисходительного отношения к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, чувствам и идеям. Изучение МКК важно для понимания того, почему и как при общении представителей разных этносов и культур каждый из них действует в соответствии со своими культурными нормами и ценностями, которые обусловливают деловой этикет, формируют традиции и ритуалы гостеприимства, бракосочетания, рождения, смерти и т.п.

Основными понятиями МКК являются понятия культуры, субкультуры, традиций, обычаев, обрядов, нравов, ритуальных коммуникаций, культуры-донора и культуры-реципиента, аккультурации и ее форм, инкультурации (обучения человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре), культурной идентичности, идентификации, этноцентризма и культурного релятивизма, культурного шока, контекста культуры (по Э. Холлу – информации, окружающей и сопровождающей событие, т.е. того, что вплетено в значимость происходящего, конкретной ситуации, «ситуативного фактора»), культурных и этнических стереотипов.

Этнокультурная коммуникация – это всевозможные контакты между представителями разных народов (этнических групп). Для преодоления межэтнических конфликтов в этнокультурной коммуникации важно преодолевать этноцентризм, т.е. свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать окружающий мир сквозь призму традиций и ценностей собственного этноса. Преодолению «Инаковости» в процессе этнокультурной коммуникации также способствует преодоление этнических стереотипов, т.е. упрощенных, схематизированных, эмоционально окрашенных и устойчивых образов какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемых на всех ее представителей. Примеры этнических стереотипов: «все французы – легкомысленные и галантные»; «все финны – не эмоциональны».

Актуальной проблемой межкультурной и этнокультурной коммуникации является изучение критериев национальной и этнической идентичности и механизмов идентификации. Понятия «идентичность» (identity – тождественность, сходство, объединение в целое, единство индивидуальности) и «идентификация» (identificare – отождествлять) стали предметом исследования целого ряда социогуманитарных наук.

Существует несколько типов идентичности: социальная – отождествление себя с социальной позицией, статусом, возрастом, полом (тендерная идентичность), профессией, местом жительства, гражданством; культурная – отождествление себя с культурной традицией; этническая – отождествление себя с конкретной этнической группой; групповая идентичность – отождествление себя с той или иной общностью или группой. Идентичность – это также психологическое представление человека о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности.

Наши рекомендации