Политическое участие: позиции гражданина

В конечном счете, политическое участие — это как бы «выход», реальное поведенческое следствие, отра­жение и выражение процессов политической социали­зации. Если в процессе политической социализации происходит в основном когнитивное и, отчасти, эмоцио­нальное взаимодействие индивида с политической сис­темой, то процессы политического участия (или не­участия) показывают эффективность политической социализации индивида. По сути, политическое участие показывает, удалось ли политической системе «овла­деть» индивидом или же у него остались некоторые ресурсы индивидуального сопротивления, связанные с осознанием личных интересов.

Под политическим участием понимается неотъем­лемое свойство политической или иной управляющей (или самоуправляемой) деятельности людей, которое служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Политическим участие становится тогда, когда индивид или группа вовлекаются во властные политические отношения, в процесс принятия реше­ний и управления, носящих политический характер. Наиболее развитым типом такой политической общ­ности является государственно-организованное об­щество.

Свободное, добровольное участие граждан в поли­тике является одним из важнейших индикаторов каче­ственных особенностей политических систем, степени их демократизма. В демократическом обществе, тео­ретически, такое участие — всеобщее, равноправное, инициативное и действенное, особенно в решении во­просов, затрагивающих существенные интересы гра­ждан и находящихся в их непосредственной компетен­ции. Оно выступает для них средством достижения своих целей и интересов, реализации потребностей в самовыражении и самоутверждении, чувства граж­данственности. Такое участие обеспечивается соответ­ствующими государственно-правовыми институтами, нормами и процедурами, в совокупности составляющи­ми основы правового государства, демократического политического режима. Другим необходимым услови­ем демократического участия является относительно равномерное распределение среди различных членов общества таких ресурсов реального политического участия, как деньги, образование, знание механизмов лринятия решений и лиц, принимающих эти решения, свободное время, реальный доступ к средствам массо­вой информации и т. п.

В зависимости от характера политического режима, традиций, размеров территории и численности населения, развитости коммуникаций и ряда других фак­торов, возможно разное сочетание прямого (непосред­ственного) и опосредованного (представительного) по­литического участия граждан. Важнейшими агентами и, одновременно, посредниками участия в современной обществе выступают политические партии, общественно-политические организации и движения. Основная форма политического участия — выборы и, шире, избирательные кампании. Если целью демократического общества является максимизация политического участия граждан, то другие типы политических режимов имеют свои особенности.

В авторитарном обществе часть населения полностью или частично отстраняется от участия в политике. Там торжествует «власть немногих», которые совершенно не заинтересованы в том, чтобы делиться этой властью.

Тоталитарное же общество парадоксальным образом стремится к мобилизационному вовлечению населения в своеобразные формы квази-участия. Прежде всего, это массовые ритуальные действия поддержки правящего режима. Именно поэтому при реально минимальной или просто номинальной возможности политического участия, при тоталитаризме создается иллюзия всеобщей политизации общества. В этом случае, политическое участие играет преимущественную роль инструмента индоктринации и контроля над политическим сознанием и поведением населения со стороны тоталитарного режима.

В демократическом обществе политическое участие выполняет функции политической социализации и воспитания. Если в тоталитарном обществе запрещены все формы политического протеста, несогласия, и даже несанкционированного согласия с политикой властей, то демократическое общество допускает определенные формы протеста. Они служат инструментами политического обучения граждан.

В истории политической науки, еще Платон и Аристотель специально рассматривали участие и неучастие граждан в делах полиса для выявления причин смен форм государственного устройства. Их интересовала роль участия в становлении идеального государства. Затем интерес к данным вопросам возродился в Новое время. Однако вначале его рассматривали лишь как субсидиарное средство описания и создания идеальной политической стратегии для правителя (Н. Макиавелли), носителей суверенитета и различных образов правления (Ш. Боден), форм и принципов правления (Ш. Монтескье), природы общественного договора, форм правительства и «народного суверенитета». Толь­ко в XX веке политическое участие стало не просто индикатором развития демократических процессов, но еще и мерилом развитости уровня политической само­организации личности.

Это связано с проблемой мотивов политического участия. Само по себе внешне наблюдаемое полити­ческое участие еще не позволяет судить о степени собственной, внутренней активности граждан и их добровольности в этом участии. Реально понимать все это дает только знание внутренних психологических мотивов участия граждан в политике. Согласно данным многочисленных исследований мотивационной сферы рядовых участников политического процесса, выделя­ются следующие основные виды мотивов политическо­го участия. Разумеется, это далеко не полный список, В реальной жизни присутствует множество различных конкретных мотивов. Мы приводим ниже лишь основ­ные, наиболее распространенные:

1. Мотив интереса и привлекательности политики как сферы деятельности. Для определенного типа людей политика просто интересна как сфе­ра занятий, Соответственно, они и избирают ее в качестве сферы приложения сил.

2. Познавательные мотивы. Политическая систе­ма дает человеку устойчивую картину мира. Это удобная объяснительная схема, к тому лее дос­тупная далеко не всем. Соответственно, она и привлекает любознательные умы, особенно в детском и подростковом возрасте. Политиче­ские знания дают им преимущество над сверст­никами, хуже ориентированными в политике.

3. Мотив власти над людьми. Один из наиболее древних, глубинных, и потому, не требующих подробных комментариев.

4. Идеологические мотивы. Это устойчивые мотивы, основанные на совпадении собственных ценно­стей человека, его идейных позиций с идеологи­ческими ценностями политической системы.

5. Мотивы преобразования мира. Это очень силь­ные мотивы, связанные с пониманием несовер­шенства существующего мира и настойчивым стремлением улучшить, преобразовать его. Как правило, мотивы этого рода свойственны для лю­дей, настраивающихся на профессиональные занятия политикой. Для них политика и есть ин­струмент преобразования мира.

6. Традиционные мотивы. Очень часто люди уча­ствуют в политике потому, что так просто при­нято в их местности, среди родственников, дру­зей и знакомых.

7. Меркантильные мотивы. Политика, как и иная сфера деятельности, представляет собой, на оп­ределенном уровне, оплачиваемый труд. Соот­ветственно, для определенных людей занятия политикой — просто способ заработать, начи­ная от расклейки предвыборных листовок, кон­чая постом партийного функционера.

8. Ложные псевдомотивы. Это те квази-мотивы, которые активно формирует пропаганда любой политической системы — начиная от «За Роди­ну, за Сталина!» до требований «отстоять цен­ности истинной демократии».

Разные мотивы побуждают к разным вариантам политического участия. Обычно принято выделять «мобильные» (активные) и «иммобильные» (пассивные) формы политического участия. Среди активных форм выделяется, как минимум, шесть основных вариантов. Во-первых, это простейшие реакции (позитивные или негативные) на импульсы, исходящие от политической системы, ее институтов и их представителей, не связан­ные с необходимостью высокой личной активности человека. Грубо говоря, это реакция зрителя в театре или перед телевизором, воспринимающим некоторые новости. Во-вторых, участие в действия, связанных с делегированием собственных полномочий. Наиболее яркий пример — электоральное поведение. В-третьих, личное участие в деятельности политических организа­циях, посещение собраний и других мероприятий. В-четвертых, выполнение не разовых поручений, а уже постоянных конкретных политических функций в рам­ках институтов политической системы или оппозици­онных ей. В-пятых, прямое действие — выход с това­рищами на митинг, помощь в строительстве баррикады, участие в политических столкновениях и т. п. В-шестых, активная, в том числе руководящая деятельность во вне-институциональных политических движениях, направ­ленных против существующей политической системы, добивающихся ее смены или конечной перестройки. Часто это участие (лидерство) в толпе, идущей на слом политической системы.

Среди «иммобильных» (пассивных) форм полити­ческого участия выделяются четыре основные фор­мы. Во-первых, это полная выключенность из поли­тических отношений, обусловленная низким уровнем общественного развития. Во-вторых, политическая выключенность как результат излишней бюрократи-зярованности самой господствующей политической системы, низкой эффективности обратной связи ме­жду этой политической системой и гражданским об­ществом в целом, разочарование людей в политиче­ских институтах, В-третьих, политическая апатия как форма неприятия политической системы, навя­занной людям извне — например, в результате про­игрыша войны и завоевания страны неприятелем. В-четвертых, политический бойкот как выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам[80].

Политическое участие — многоуровневая система рекрутирования граждан в политику. Она начинается с простейших, элементарных форм участия, и разви­вается до высших уровней — политических лидеров.

Наши рекомендации