Цели организации Направления установления целей. Иерархия целей. Цели роста организации. Требования к целям

Миссия задает общие ориентиры деятельности организации, выражающие смысл ее существования. Конкретное конечное состояние, к которому стремиться организация, фиксируется в виде ее целей. Различают долгосрочные и краткосрочные цели. В зависимости от специфики предприятия, внешней среды, миссии различают 4 сферы, в которых организация устанавливает свои цели.1. Доходы организации – прибыльность, положение на рынке. Производительность, финансовые ресурсы, мощность организации. 2. В сфере работы с клиентами – работа с покупательскими человеческими ресурсами.3. В сфере социальной ответственности4. Потребности и благосостоятельность сотрудников.

В организации есть несколько уровней управления. Следовательно, цели высокого уровня доминируют над целями более низкого уровня, т.е складываются в иерархию целей. Особо важным для стратегического управленеи являются разработки целей роста организации. Различают:цель быстрого роста – привлекательна, но сложна; цель стабильного роста – организация стремится сохранить долю и развиваться такими же темпами, как отрасль в целом; цель сокращения – не означает кризисных явлений и может рассматриваться как перегруппировка сил. Декомпозиция целей обозначает соизмерность целей роста, высоких целей и долгосрочных целей над другими. Существуют ключевые требования, которым должна удовлетворять правильно сформулированная цель:достижимость, функциональность, краткосроч.не противоречат долгосрочн, кореектироваться, обеспеченность ресурсов, систематичность, иерархичность, не противоречить др.др. Различают следующие фазы установки целей: осмысление результатов анализа среды, выработка миссии, разработка цели (при этом на предприятии устанавливаются цели для организации в целом, строится иерархия целей и устанавливаются индивидуальные цели). Установленные цели должны иметь статус закона для организации.

Развитие теории мотивации. Содержание основных теорий.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деят-ти для достижения личностных целей и целей орг-ции. Мотив – сов-ть внешн и внутр стимулов. Потребность – ощущение недостатка чего-либо. Первичные потребности - это физиологические потребности. Они, как правило, являются врожденными (потребность в пище, воде, потребность дышать, спать и т. д.). Вторичные потребности по своей сути являются психологическими, например потребность в успехе, уважении, власти, потребность принадлежать кому-либо или чему-либо. Cовременные теории мотивации. Т.мотивации (подрепления) – м. кнута и приняка - Основной смысл этого метода раскрывается в егоназвании: за выполненную работу человек получает вознаграждение (в древности еду, в настоящее время зарплату), за невыполненную - наказание(телесные наказания, выговор, лишение премии, лишение зарплаты). Содержат.т. – в основе которых лежит анализ потребностей и их влияние на мотивы, побуждающие человека к деятельности.1)т-потребности (пирамида Маслоу (сверху-вниз:Потребности самовыражения, Потребности признания и самовыражении, Потребности принадлежности и причастности, Потребности безопасности и уверенности в будущем, Физиологические потребности)2)Концепция Альдерфера - Между теориями Маслоу и Альдерфера имеется одно принципиальное различие, состоящее в том, что, по Маслоу, человек, удовлетворивший потребности нижнего уровня, переходит к удовлетворению потребности следующего уровня и т.д. По Альдерферу движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз в том случае, если не удовлетворена потребность верхнего уровня. Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивации поведения людей.3) Концепция Дэвида Макклеланда- людям присущи три потребности: власть, успех и причастность.4) Теория Герцберга- удовлетворенности или неудовлетворенности работой. Герцберг установил, что удовлетворенность человека своими действиями и неудовлетворенность ими являются двумя полюсамя, между которыми находятся состояние и настроение человека. В зависимости от мотивирования человека его настроение меняется, приближаясь к одному из полюсов. Теории мотивации, ориентированные на мотивационный процесс, получили название процессуальных теорий мотивации. Процессуальные теории мотивации не отрицают существования потребностей, но считают, что поведение человека во многом определяется его восприятием и ожиданием в конкретной ситуации, а также теми действиями, которые он выбирает для достижения желаемого для себя результата.1) Теория ожидания Врума-Люди затрачивают определенные усилия на выполнение работ только тогда, когда они уверены, что это даст нужные результаты. 2) Теория постановки целей (Макгрегор)-Теория постановки целей связана со многими трудностями при ее практической реализации. Прежде всего это вызванно тем, что люди, отличающиеся друг от друга по полу, возрасту, образованию, роду деятельности, имеют различную степень целевой ориентации. Люди с более низким уровнем образования имеют, как правило, более ясные и четкие цели, чем люди более образованные.3) Теория справедливости-Содержание равенства (справедливости) сводится к следующему: в процессе осуществления трудовой деятельности человек постоянно сравнивает полученное вознаграждение с затраченными усилиями, а затем сопоставляет это с вознаграждением, полученными другими людьми. Если он видит, что это сравнение явно не в его пользу, то он чувствует несправедливость инапряжение, так как нет удовлетворения от выполненной работы. Он начинает работать менее интенсивно, затрачивая значительно меньше усилий. 4) Теория Портера-Лоулера -Содержание модели Портера-Лоулера сводится к следующему: чтобы достичь определенных результатов и получить достойное вознаграждение, человек затрачивает усилия, зависящие от его способностей, опыта и квалификации. При этом размер усилий определяется ценностью вознаграждения.

Наши рекомендации