Конституционный Суд Республики Беларусь в системе органов судебной власти

Конституционный Суд Республики Беларусь занимает особое место в системе органов судебной власти.

Правовой статус Конституционного Суда Республики Беларусь определяется положениями Конституции Республики Беларусь, Кодексом «О судоустройстве и статусе судей», законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и регламентом Конституционного Суда республики Беларусь.

Основной функцией Конституционного суда является осуществление контроля за конституционностью нормативных актов в государстве (ч. 1 ст. 116. Конституции)

Состав Конституционного Суда состоит из 12 судей являющихся высококвалифицированными специалистами в области права, 6 из которых назначается Президентом Республики Беларусь, 6 судей избирается Советом Республики Национального Собрания Республики Беларусь. Кандидатуры для избрания на должности судей Конституционного Суда Республики Беларусь предлагаются Председателем Конституционного Суда Республики Беларусь.

Судьей Конституционного Суда Республики Беларусь считается избранным лицо, получившее в результате голосования большинство голосов от полного состава Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Срок полномочий судей − 11 лет, а предельный возраст – 70 лет (ч. 2, 3 ст. 116. Конституции).

Согласно ст. 17 Закона о Конституционном Суде член Конституционного Суда вправе принимать участие в его работе только после принесения присяги соответствующего образца. Члены Конституционного Суда приводятся к присяге Президентом Республики Беларусь в присутствии Председателя Палаты представителей и Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Судья в период осуществления им своих полномочий в Конституционном Суде Республики Беларусь приводится к присяге один раз.

Конституционный Суд по Предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты Представителей, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь даёт заключения:

О соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

О соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

О соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего хозяйственного суда, Генерального Прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

О соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам (ч. 4, 5, 6, 7, 8 ст. 116. Конституции).

Согласно ч. 9 ст. 116 Конституции, нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными утрачивают силу в порядке определяемом законом. Закон Республики Беларусь о Конституционном Суде Республики Беларусь детализирую это конституционное положение говорит о том, что законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь, международные договорные и иные обязательства Республики Беларусь, акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, постановления Совета Министров, акты Верховного Суда, высшего Хозяйственного Суда, Генерального Прокурора, акты иных государственных органов, Признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции, считаются утратившими силу в целом или в определённой их части с момента определённого Конституционным судом.

Итоговое решение принимается Конституционным Судом в закрытом совещании.

В совещании принимают участие только судьи, участвовавшие в рассмотрении данного дела в судебном заседании. В совещательной комнате могут присутствовать работники Секретариата Конституционного Суда, необходимые для технического обеспечения совещания.

В ходе совещания судьи вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позицию.

Решения Конституционного Суда принимаются голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий голосует последним.

Решение Конституционного Суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей, если иное не предусмотрено Законом о Конституционном Суде.

Если при принятии заключения по делу о конституционности нормативного акта голоса судей разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

По вопросам, указанным в законодательстве, Конституционный Суд Республики Беларусь принимает заключения.

По иным вопросам, входящим в его компетенцию, Конституционный Суд Республики Беларусь вправе принимать решения.

Обращения к государственным органам могут быть переданы отдельно в форме представления или запроса.

Анализ состояния конституционной законности в Республике Беларусь оформляется как послание Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь.

Заключения Конституционного Суда Республики Беларусь оформляются в виде отдельного документа, решения Конституционного Суда Республики Беларусь – в виде отдельного документа или протокольно.

Судья Конституционного Суда Республики Беларусь, не согласный с принятым заключением или решением, вправе изложить свое особое мнение в письменном виде и приложить его к протоколу заседания. Особое мнение по желанию судьи публикуется в качестве приложения к заключению или решению Конституционного Суда Республики Беларусь в печатном издании Конституционного Суда Республики Беларусь.

Послания Конституционного Суда Республики Беларусь, его запросы, представления, а также иные решения по вопросам процедурного характера оформляются в порядке, определяемом Конституционным Судом Республики Беларусь.

Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь провозглашаются в его заседании в сроки, установленные Конституционным Судом Республики Беларусь в соответствии с законом являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь, за исключением запросов, представлений и решений процедурного характера, вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок.

Решения Конституционного Суда, принятые в пределах его компетенции являются обязательными для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами. Предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Решения Конституционного Суда должны быть рассмотрены органами и лицами, которым они адресованы, с обязательным направлением Конституционному Суду ответов в установленный им срок. Отказ или уклонение от рассмотрения, нарушение сроков, неисполнение или ненадлежащее исполнение решений Конституционного Суда влекут ответственность в соответствии с законодательством.

Конституционный Суд в случаях, предусмотренных Конституцией по предложению Президента даёт заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь (ч. 10 ст. 116. Конституции).

При Конституционном Суде Республики Беларусь создается Научно-консультационный совет, положение о котором утверждается Конституционным Судом. Персональный состав Научно-консультационного совета утверждается Конституционным Судом Республики Беларусь по представлению Председателя Конституционного Суда.

Наши рекомендации