Вопрос 7 Внешнеполитическая деятельность Бел. ССР в 1945—1980-е гг. БССР в ООН.
@ Внешнеполитические структуры БССР, созданные в середине 1950-х гг. для расширения и улучшения организации международных контактов в республике:
· постоянная комиссия по зарубежным делам ВС БССР (1960г.),
· специальное подразделение в Совете Министров, Госплане, министерствах и ведомствах, учреждениях, предприятиях, общественных организациях;
· Управление по иностранному туризму при СМ БССР,
· Комиссия содействия экспорту и Группу по культуре и экономическим связям,
· Белорусское отделение Всесоюзной торговой палаты,
· Управление особоважного Министерства внешней торговли СССР.
Научно-технический комитет СМ БССР занялся популяризацией и внедрением в народное хозяйство научно-технических достижений и передового зарубежного опыта.
В 1960-е гг. структурные изменения в связи с развитием зарубежных экономических и научно-технических связей республики продолжились. В Управлении делами СМ БССР создали группу внешнеэкономических связей и выставок, в Госкомитете СМ БССР – отдел зарубежных связей – по координации научно-исследовательских работ. В структуре Госплана БССР работали отделы зарубежных связей, экспорта и импорта.
Активизация международных контактов населения содействовала созданию новых общественных организаций:
· Белорусского республиканского комитета защиты мира (1951г.),
· Белорусского общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами (1958г.),
· Комитета молодежных организаций БССР (1958г.),
· Белорусского общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом (1964г.).
Общее руководство и государственными, и общественными организациями осуществлял отдел административных органов ЦК Компартии Белоруссии, а с 1972г. – отдел зарубежных связей ЦК КПБ. Координацию деятельности государственных органов осуществлял МИД БССР.
Республиканская система международных связей была частью общесоюзной системы, на вершине которой стояли Политбюро и ЦК КПСС, Президиум ВС и СМ СССР.
Участие представителей БССР в разработке и принятии внешнеполитических решений на уровне Союза носило формальный характер. Формы и содержание, направления, стиль и методы зарубежных связей БССР определялись советским политическим режимом и ситуацией «холодной войны».
Вывод. Партийно-государственная система управления зарубежными связями сформировалась в республике во второй половине 1950—начале 1960-х гг. Её главная цель: обеспечение интересов правящего режима, а именно улучшение международного имиджа СССР, усиление пропаганды советского образа жизни и преимуществ социалистической системы. А также решение таких задач, как получение доступа к новейшим достижениям науки и техники, технологий Запада, использование зарубежного научно-технического опыта в интересах советской экономики.
@ Характерные черты советской партийно-государственной системы управления зарубежными связями:
· жесткий контроль партийно-государственного аппарата за всеми формами зарубежных контактов и культурного обмена, государственными и общественными организациями;
· дозирование и регламентация международных информационно-культурных и гуманитарных обменов и контактов (подавление инакомыслия, цензура, глушение «радиоголосов», контроль над иностранцами и отечественными туристами);
· материальная и моральная поддержка лояльных СССР политических и общественных деятелей, представителей науки, культуры, искусства;
· ограничение в международных контактах деятельности, направленной на расширение национально-культурных традиций и языков народов СССР.
Внутригосударственные органы внешних сношений БССР: ВС БССР, Президиум ВС БССР, СМ БССР, МИД БССР, в определенной мере Министерство культуры, Министерство высшего и среднего специального образования, Госкомитет по печати.
Зарубежные органы внешних сношений БССР: постоянные – представительство при ООН, временные – делегации на международных конференциях.
С 1946 по 1955 гг. Президиум ВС БССР ратифицировал 5 мирных договоров с бывшими союзниками Германии в Европе, 10 международных конвенций и соглашений, с 1956 по 1970 гг. – более 30, с 1971 по 1985 гг. – 25. 1 июня 1955г. ВС БССР (в соответствии с Декларацией ВС СССР от 9 февраля 1955г. об установлении непосредственных связей с парламентами зарубежных стран) принял решение о создании Парламентской группы БССР и вступлении в Межпарламентский Союз (МПС). Это дело не довели до конца, лишь в 1995г. Парламентская группа ВС РБ вступила в МПС.
@ Основные направления деятельности БССР в ООН.
После смерти Сталина начался новый этап послевоенной международной деятельности БССР – 1954—1980-е гг. в этот период происходила некоторая эволюция данной деятельности, но значительных, принципиальных изменений не произошло.
В середине 1950-х гг. в связи с политикой «оттепели» расширились возможности участия БССР в международной жизни. Если в 1944—1959 гг. БССР подписала54 международных договоров, конвенций и соглашений, то к 1985г. –160. Все они заключались на многосторонней основе и в рамках ООН и её специализированных органов. БССР принимала участие в работе почти70 международных организаций и их органов. Для поддержания регулярных контактов с ними были открыты постоянные представительства БССР в ООН в Нью-Йорке (1958г.), Европейском отделении ООН в Женеве, при ЮНЕСКО в Париже (1962г.), международных организациях в Вене.
Расширилось число специализированных органов ООН, в которых БССР вступила вместе с СССР и УССР. В 1954г. она стала членом Международной организации труда (МОТ) и ЮНЕСКО, в 1957г. — МАГАТЭ, в 1974г. — Всемирная организация интеллектуальной собственности, в 1985г. — ООН по промышленному развитию (ЮНИДО).
В 1974—1975 гг. БССР была избрана непостоянным членом Совета Безопасности ООН, в 1950—1980-е гг. она неоднократно избиралась в ЭКОСОС, разные функциональные и дополнительные (вспомогательные) органы ООН, которые занимались вопросами разоружения, экономического и социального сотрудничества, правами человека, положением женщин, охраны окружающей среды.
По инициативе БССР и при активном участии делегации БССР в международных организациях принято немало конструктивных решений в вопросах недопущения новой войны, ослабления международной напряженности, увеличения взаимопонимания между народами. БССР стала участницей важных договоров по сокращению гонки вооружений:
· О запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (1963г.),
· О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства (1967г.),
· О запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия (1971г.),
· О запрещении разработки, производства и накапливания бактериологического и токсилогического оружия и их уничтожении (1972г.).
Вместе с тем участие БССР в процессе контроля над вооружениями носил формальный характер, так как все вопросы подписания и реализации международных договоров решался союзным руководством. В 1968г. БССР поддержала в ГА ООН проект Договора о нераспространении ядерного оружия, но не стала участницей этого договора, хотя значительная часть советского ядерного потенциала размещалась на территории БССР. Проблему присоединения к данному Договору пришлось решать в 1990-е гг.
БССР стала соавтором Декларации социального развития (1969г.), Декларации об использовании НТП в интересах мира и на пользу человека (1975г.). Республика подписала и ратифицировала Конвенцию о неприменении сроков давности к военным преступникам и преступлениям против человечества (1969г.).
По предложению БССР ГА (высший орган) ООН одобрила с некоторыми поправками принципы международного сотрудничества в отношении поиска, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и злодеяниях против человечества (1973г.).
БССР стала участницей Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965г.). Республика стала соавтором резолюции ГА ООН о запрещении использования зарубежных наемников против национально-освободительного движения и борьбы народов за независимость (1968г.).
По предложению делегации БССР ГА ООН приняла резолюцию о защите лиц, которые задержаны и лишены свободы за борьбу против апартеида, расизма и расовой дискриминации, колониализма, агрессии и иностранной оккупации (1977г.).
Важным направлением деятельности делегаций СССР, БССР, УССР в ООН была борьба против колониализма. БССР была в числе инициаторов Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960г.).
Начиная с конференции в Сан-Франциско и до распада СССР, в ООН осуществлялась практика разделения труда между тремя советскими делегациями. СССР решал стратегические задачи, подавал глобальные предложения, белорусская и украинская делегации решали тактические задачи. БССР курировала вопросы, связанные с юридической ответственностью военных преступников, взаимосвязь между правами человека и НТП. Самым активным образом БССР действовала в ЮНЕСКО. Белорусский опыт в системе образования, науки и культуры получил положительную оценку высших органов ЮНЕСКО и ряда стран Азии, Африки, Латинской Америки.
В качестве члена МОТ, ЮНЕСКО, МАГАТЭ и др. БССР участвовала в определении направлений их деятельности, принятии важных решений по расширению равноправного сотрудничества во всех сферах жизни, а также присоединялась через них к мировому опыту.
БССР, став в 1954г. членом МОТ, только в 1965г. ратифицировала Конвенцию относительно запрещения труда женщин на подземных работах. Только в 1988г. присоединилась к Конвенции о защите мирового культурного и природного наследия человечества, разработанной ЮНЕСКО еще в 1972г. нарушением международных пактов стало отсутствие в ССР и БССР законодательного закрепления права свободного передвижения граждан, их выезда и возвращения из-за границы. СССР, БССР и УССР голосовали против создания Международной организации по делам беженцев и Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, отказались от участия в их работе и не подписали Конвенцию о статусе беженцев от 25 июля 1951г.
Выводы.
@ Характер и масштабы внешнеполитической деятельности БССР определялись общими процессами развития международного положения, противоборством двух систем и военно-политических союзов. В «холодной войне» с Западом СССР оказался втянут в гонку вооружений, региональные конфликты (Корея, Ближний Восток, Индокитай, Куба, Африка, Камбоджа, Афганистан). Позиции СССР и всего «советского блока» ухудшились в связи с введением советских войск в Венгрию (1956г.), Чехословакию (1968г.), Афганистан (1979г.).
@Хотя сфера внешнеполитической деятельности БССР и УССР была шире, чем у др. союзных республик, но практически все вопросы отношений республик с другими государствами, международными организациями решались союзными органами. Диктат Центра вытекал из положений Конституции СССР (1977г.) об отнесении к компетенции Союза установлений общего порядка во взаимоотношениях республик с иностранными государствами, не разграничивались функции союзных и республиканских органов, пассивности партийно-государственного руководства БССР.
@Попытки расширить права союзных республик в середине 1950-х и 1960-х гг., во второй половине 1970-х гг. (особенно в хозяйственной деятельности), были ограниченными, непоследовательными, противоречили интересам КАС и практически не влияли на международные отношения республик.
@Внешнеполитическая деятельность БССР протекала в общем русле международной деятельности СССР, скоординированной политике стран-участниц Варшавского Договора и СЭВ.