Раздел V Современная цивилизация на исходе XX века. Суверенная Беларусь (90-е гг. XX в.)

Раздел V Современная цивилизация на исходе XX века. Суверенная Беларусь (90-е гг. XX в.)

Тема 1«Перестройка» в СССР и БССР – попытка обновления социализма. Распад СССР. Образование СНГ (1985 – 1991 гг.)

1.Политика «перестройки» (1985—1991гг.): причины, этапы, результаты.

2.БССР в условиях радикальных политических и экономических перемен.

3.Распад СССР: причины и последствия. Образование СНГ.

1. Рассмотрим причины политики «перестройки:

@ глубокие технологические перемены, проявившиеся в развитых странах в 1960 – 1970-е гг., означавшие переход человечества в новую стадию развития – постиндустриальную.

@ истощение экономики страны в результате гонки вооружений, политического, военного и экономического давления со стороны атлантического блока.

@внутренниеизменения в среде советской правящей элиты. Когорта руководителей – сталинистов уходила в прошлое, на авансцену выходили представители поколения, выросшего на волне десталинизации, развернувшейся после XX съезда партии.

@вСССР к середине 80-х гг. XX в. разразился глубокий всеохватывающий кризис «реального социализма». По основным показателям качества и уровня жизни – её продолжительности, смертности, в т.ч. детской, обеспеченности населения товарами и услугами – СССР оказался далеко позади развитых стран.

Существует обобщающий показатель – качество жизни (национальный доход, доля расходов на военные нужды, численность населения, доля расходов на питание в бюджете семьи, k смертности, средняя продолжительности жизни).

Таблица коэффициента (k) качества жизни

Годы СССР Франция Япония США
0,92 1,54 1,34 2,78
3,48 2,92 4,71 6,36
3,32 11,55 21,64 21,20

Если коэффициент качества жизни США в 1930 г. принять за 100% , то в СССР k составлял 33% от США, во Франции – 55% , в Японии – 48%.

В 1960 г. этот показатель составлял от уровня США в СССР –55%, во Франции – 46% , в Японии – 74%.

В 1990 г. Япония этот показатель перекрыла по сравнению с США, во Франции он составил 54%, в СССР – 16%.

Чем закончился I этап?

· перенапряжение бюджета и рост его дефицита (1985г.–17-18 млрд. руб., 1986г.–более 50 млрд. руб.). Реализация Закона 1985г. о борьбе с пьянством и алкоголизмом привела к тому, что бюджет недополучил за 3 года 37 млрд. руб.

· бюджетный дефицит покрывали за счет печатного станка – инфляция.

· Стремительно росли внешние займы – долги (в 1985г. задолженность СССР по кредитам Западу составляла 27,2 млрд. долл., в 1988г. уже – 40,8 млрд. долл.

II. нач. 1987г. – серед. 1988г. – непоследовательные попытки реформ в направлении самоуправленческого социализма. Официальное название – «перестройка» управляемая «сверху». В январе 1987г. М. Горбачев выдвигает собственно концепцию «перестройки» (модернизация социализма).

Главная идея – без обновления политических структур паллиативные экономические преобразования неэффективны.

Горбачев и его «команда» на этом этапе пришли к выводу, что причина неудач реформаторских усилий кроется в «деформациях» социализма, обозначившихся в СССР к 1930-м гг. и воплотившихся в последующей полувековой общественной практике в силу сформировавшегося такого мощного «механизма торможения», как «КАС» (командно-административная система). Поэтому нужна современная модернизация – эторазрушение сталинско-брежневской модели социализма (КАС) и внедрение демократии. Получится «социализм с человеческим лицом». Горбачев заявил, что цель перестройки — это восстановление ленинской концепции социализма, в которой приоритет за человеком труда и его идеалами, интересами, за гуманистическими ценностями в экономике, социальных и политических отношениях, культуре.

На этом этапе набирала обороты «кадровая революция», политика «гласности», на авансцену вышла интеллигенция, особое внимание публицистике, ликвидации «белых пятен» в советской истории. Возникли неформальные движения (самодеятельные общественные формирования) – народные фронты, политклубы, ассоциации, правозащитное движение, экологическое и др. Начался диалог власти с церковью. Пошел процесс не только переосмысления истории, но и идеологии, политических устоев системы – марксизма-ленинизма, принципа «руководящей роли» КПСС и социализма.

Таким образом, развернулся управляемый «сверху» поэтапный демонтаж основ недемократического государства, что привело к краху монолитной идеологии КПСС. Таков был результат политики «гласности».

С лета 1987г. сформировалась концепция «хозрасчетного социализма», цель: не меняя экономической системы, сделать хозяйственный механизм СССР более эффективным.

Намеченное регулирование предусматривало:

· расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

· закрепление практики выбора руководителей;

· возрождение частного сектора (поддержка кооперативного движения);

· отказ от государственного монополизма в сфере внешней торговли и интеграцию в мировой рынок;

· децентрализация управления (сокращение численности отраслевых министерств и ведомств, декларирование «партнерских» отношений между ними и предприятиями);

· развитие на селе основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

Реализацию подобной программы предполагалось завершить к 1990г. Осуществляться она стала традиционными методами – с помощью административных рычагов.

Почему?

Во-первых, реформа встретила противодействие во всех структурах управления, старая номенклатура сопротивлялась яростно.

Во-вторых, демонтаж КАС затянулся, а введение новых регуляторов отставал (в 1988г. стало ясно, что «буксует» Закон о госпредприятии, сущность которого, как обычно, выхолостили отжившими инструкциями. В стране отсутствовала сеть посреднических организаций и товарно-сырьевых бирж, которые обеспечили бы свободную деятельность промышленных предприятий на «социалистическом рынке», поэтому хозяйственные руководители отказывались от хозрасчетной самостоятельности, ориентируясь на госзаказ, гарантировавший централизованное снабжение и сбыт продукции.).

В-третьих, обретенную свободу трудовые коллективы использовали для повышения зарплаты, сокращения производства дешевых и увеличения выпуска дорогих товаров («коллективный эгоизм»). Это еще больше увеличило дефицит.

В-четвертых,ошибочное отношение к кооперативам. Налог для них 60% прибыли, за рубежом оптимальная модель – 25 % налог. Произвол чиновников, отсутствие должной инфраструктуры, сырьевой дефицит создали преграду для активного участия негосударственного сектора в производственной деятельности. В силу этого кооператоры ушли в торгово-посредническую сферу.

Вывод: экономическая реформа 1987г. не стала «кардинальной». Это была попытка в очередной раз сочетать плановые и рыночные механизмы без изменения форм собственности. С 1988г. началось сокращение сельскохозяйственного производства, а с1990г. – в промышленности.

В октябре 1987г. с резкой критикой реформаторского курса выступил Б.Ельцин. Зародилось противостояние Ельцин – Горбачев, что в дальнейшем в значительной степени определило судьбу страны.

Важной вехой «перестройки» стала XIX Всесоюзная партийная конференция КПСС – 28 июня—11 июля 1988г. По сути, она санкционировала реформу политической системы и открыла III этап реформирования.

III. Июнь 1988г. — май 1989г. – продолжалась «перестройка» управляемая «сверху», но на лицо замедление экономических реформ и перенос центра тяжести на реформирование политической системы. Курс на регулируемую однопартийную демократию при фактическом формировании зачатков политического плюрализма – начало «революционной перестройки», но с уточнением: реформа политической системы.

Содержание реформирования на этом этапе:изменение избирательной системы, реорганизация органов власти и управления, обновление законодательства, возрождение полновластия Советов народных депутатов, отказ партийных организаций от вмешательства в хозяйственное управление.

В октябре 1988г. М. Горбачева избрали Председателем Президиума Верховного Совета СССР, в конце года приняли два важных закона о высших органах власти и управления – «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и «О выборах народных депутатов». В результате учредили новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР, утвердили выборы на альтернативной основе. Из 2250 депутатов союзного съезда одну треть мест зарезервировали за общественными организациями, в том числе 100 мандатов закрепили за КПСС. Из народных депутатов сформировали 2-х палатный Верховный Совет на постояннодействующей основе.

Весной 1989г. состоялись первые демократические выборы в высший орган страны. По результатам выборов 85% депутатов были коммунистами, т.е. КПСС не потеряла на тот момент своего влияния в обществе.

IV. июнь 1989г. – май-июнь 1990г. — первый период двоевластия (партийные органы и новые выборные органы советской власти, прежде всего Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР), развитие в направлении смешанной экономики. Начало выхода «перестройки» из-под контроля «сверху».

В мае-июне 1989г. состоялся I съезд народных депутатов, на котором шла острая дискуссия. Сторонники радикализации перемен создали Межрегиональную депутатскую группу – фактически парламентская оппозиция. У М. Горбачева появились реальные конкуренты, их влияние в обществе росло, и М. Горбачев больше не был единоличным лидером реформаторского процесса.

Осенью 1989г. – «бархатные революции» в странах Восточной Европы – это был мощный импульс для радикалов в СССР.

Ко II съезду в декабре 1989г. радикальные силы пришли идейно сплоченными и с политической программой. Идейным лидером стал академик А.Д. Сахаров, считавший, что единственная возможность эволюционного пути в СССР – это радикализация «перестройки». На съезде он выступил за отмену 6-й статьи Конституции СССР – о руководящей и направляющей роли партии (14 декабря 1989г. А.Д. Сахаров скончался, лидером радикалов стал Б.Ельцин).

Подъём радикального движения застал М. Горбачева врасплох, в стране нарастал экономический кризис, на потребительском рынке паника. В мае 1990г. правительство объявило о 2-кратном повышении розничных цен, прилавки магазинов опустели за считанные дни. Рубль потерял ценность. Распространился бартер. Стремительно рос государственный долг Западу (в 1990г. – 57,6 млрд. долл.). В стране нарастал тяжелейший финансовый кризис.

Вывод: к 1990г. идея «перестройки» – революция «сверху» себя исчерпала. Стремительно падал рейтинг М. Горбачева. Распространилась «митинговая демократия». Начались забастовки рабочих: в июне-августе 1989г. под экономическими лозунгами бастовали 370 тыс. шахтеров Кузбасса, Донбасса, Караганды и Печоры. «Перестройка» выходила из-под контроля её инициаторов.

На II съезде народных депутатов премьер Н.И. Рыжков изложил правительственный план перехода к рыночной экономике, который депутаты-радикалы оценили как консервативный.

Переход к рынку предусматривал: демонополизацию, децентрализацию, разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков и т.д. Фактически речь шла об изменении самой общественно-экономической системы.

14 марта 1990г. учредили пост президента СССР, который должен был стать центральным институтом политической системы страны. На III съезде народных депутатов (12—15 марта 1990г.) М. Горбачева избрали президентом СССР. Знаменательным событием стала отмена 6-й статьи Конституции СССР – отказ от монополии КПСС на власть. 9 октября 1990г. появился Закон «Об общественных организациях» – это означало легальное формирование многопартийности в стране.

V. июнь1990г. — август 1991г. – второй период двоевластия(помимо прежней линии – центр — союзные республики: «парад суверенитетов». Курс на полную смену общественного строя, активизировались процессы разрушения союзной государственности.

В июле 1990г. на XXYIII съезде КПСС фактически произошло банкротство компартии – «исход» из КПСС рядовых членов. С 1985 до 1991г. численность КПСС сократилась с 21 млн. до 15 млн. человек, прекратил свою деятельность комсомол.

В январе 1991г. – денежная реформа В. Павлова (конфискационная). 2 апреля 1991г. – реформа розничных цен: они возросли в 2 – 10 раз при 40% компенсации населению за понесенные убытки. В результате: союзные власти потеряли доверие населения. Поэтому IV съезд народных депутатов расширил прерогативы президента: он получил право непосредственно руководить правительством; ввели пост вице-президента. На этом фоне усилились республиканские руководящие структуры и этот процесс приобретал необратимый характер – «парад суверенитетов» – борьба законов союзных и республиканских.

Поскольку, как мы убедились, объективно назревшая необходимость серьёзных перемен в той или иной мере осознавалась значительными слоями общества, постольку и движущие силы проходивших в то время процессов включали представителей разнородных социальных групп: от политической элиты до широких слоёв населения, от «теневых» предпринимателей до неквалифицированных рабочих и люмпенов.

Вывод:

Вопрос 3. Распад СССР: причины и последствия. Образование СНГ.

Первые симптомы будущего распада проявились уже в период утверждения политики гласности, ставшей важным фактором активизации национального самосознания и усиления центробежных тенденций.

Рассмотрим ряд факторов, объясняющих процесс распада СССР:

@очевидным стала ложность тезиса «об отсутствии в СССР национального вопроса» в условиях снятия цензурных ограничений;

@нерешенность многих социальных, экономических, демографических вопросов болезненно отразилось на национальном самосознании народов уже на начальном этапе «перестройки»;

@появление первых протестов на национальной почве и подавление их «центром» с позиции силы (декабрь 1986г. в Алма-Ате демонстрация молодежи, возмущенной смещением Кунаева и назначением русского на этот пост);

@политизация общества привела к вспышке острых межнациональных конфликтов (февраль1988г. Нагорный Карабах, населенный в основном армянами, объявил о суверенитете и попросил Армению принять его в состав республики. В ответ в Баку и Сумгаите погромы армянского населения. Фактически две советские республики оказались в состоянии войны). В июне 1989г. в Фергане столкновения между узбеками и турками-месхетинцами. В июле 1990г. в Ошской областикровавая стычка между узбеками и киргизами, погибло более 200 человек. В Грузии боевые действия между грузинами и южными осетинами. Результат подобных конфликтов: многочисленные беженцы, число которых достигло к 1991г. почти 1 млн. человек;

@появление массовых общественных движений национальной ориентации – народные фронты («Пробуждение» в Латвии и Эстонии, «Саюдис» в Литве, «Рух» на Украине, «БНФ» в Белоруссии). В 1989—1990 гг. компартии Литвы, Латвии и Эстонии заявили о выходе из КПСС. Руководство народных фронтов взяли курс на дистанцирование от «центра», в т.ч. политическое. В ноябре 1988г. ВС Эстонской ССР под давлением народного фронта принял поправку к Конституции о возможной приостановке действия законов СССР на территории Эстонии. Весной 1990г. между «центром» и республиками развернулась «война законов».Рубежом стала весна (март-май) 1990г., когда Грузия, Латвия, Эстония, Литва приняли декларации о государственном суверенитете, признали приоритет республиканских законов по сравнению с общесоюзными;

@существенным фактором стало противостояние российского руководства «центру». 12 июня 1990г. Россия провозгласила государственный суверенитет. 12 июня 1991г. Б. Ельцина избрали первым президентом РСФСР;

Узбекистан 20 июня 1990г.
Молдова 23 июня 1990г.
Украина 16 июля 1990г.
Беларусь 27 июля 1990г.

@рост центробежных тенденций высветил слабость «центра» в решении проблем национально-государственного устройства демократическими методами. В ряде случаев «центр» пытался сохранить федеральную власть с помощью силы (апрель 1989г. – Тбилиси, январь 1990г. – Баку, январь 1991г. – Вильнюс и Рига). При этом руководство страны не решалось брать на себя ответственность за использование силовых методов. Репрессивные действия «центра» стали решающим фактором отторжения его политики практически во всех республиках;

@17 марта 1991г. состоялся Союзный референдум по вопросу о сохранении Союза. «За» высказалось 76% голосовавших. Не приняли участия в референдуме прибалтийские республики, Грузия и Молдова. В апреле 1991г. республики (Россия, Украина, Беларусь, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения) и «центр» договорились о подготовке нового Союзного договора – ново-огаревский процесс. В мае—июне 1991г. достигли в Ново-Огареве соглашения по формуле «9 + 1» – о создании Союза Суверенных Государств (ССГ) как демократической федерации равноправных суверенных советских республик. За «центром» оставили ВС, финансы, транспорт, энергетику и др. подписание договора планировалось на 20 августа 1991г. консерваторы расценили договор как уступку сепаратизму, в демократических кругах он считался недопустимой уступкой «центру»;

@19 августа 1991г. – ГКЧП – окончательное падение авторитета «центра». Консервативное крыло, стремясь к собственному политическому самосохранению, а также к сохранению власти старой партийно-государственной элиты предприняли попытку государственного переворота – «Августовский путч» (Янаев, Павлов, Крючков, Пуго, Язов и др.). Они не знали что предложить, не решились заявить о возврате к старой системе, среди них не было единства, их не поддержали в обществе. Население проявило пассивность. М. Горбачев оказался в положении «хромой утки» – государственного деятеля уходящего из большой политики. 22 августа ГКЧП ликвидировали Б. Ельцин и его «команда». Членов ГКЧП амнистировала в 1994г. Государственная дума РФ. В РСФСР 23 августа 1991г. приостановили деятельность КПСС, в ходе массовых антикоммунистических демонстраций в ноябре 1991г. запретили деятельность компартии;

@структура союзной власти фактически оказалась разрушенной, в сентябре 1991г. V съезд народных депутатов принял по существу решение о самороспуске, создали Госсовет в составе президента СССР и руководителей республик. Верховный Совет стал формироваться республиками из бывших союзных и региональных депутатов. Распустили Кабинет министров, руководство экономикой осуществлял Межреспубликанский экономический комитет во главе с российским премьером И. Силаевым. Крушение КПСС, переход всей полноты власти к российскому руководству сделали распад СССР неизбежным.

Таким образом, ситуация после августовского кризиса значительно ускорила центробежные тенденции.

5 сентября 1991г.Госсовет СССР официально признал независимость прибалтийских республик (они заявили о своем выходе из СССР сразу после августовских событий).

Ускорил распад СССР референдум 1 декабря 1991г. на Украине: 90% голосовавших высказались против вхождения республики в федеративное государство.

Последствия оценить сложно:

· изменение геополитической модели мира,

· разрыв традиционных экономических, военно-политических, культурных связей,

· проблема установления реальных границ,

· угроза единству самой России,

· обострение межнациональных отношений (Азербайджан и Армения, Грузия и Южная Осетия, позднее — Абхазия, Приднестровье, Крым и др.),

· проблема безопасности бывших советских республик,

· раздел ВС, особенно противостояние России и Украины в «дележе» Черноморского флота и др.

Образование СНГ. 8 декабря 1991г. в Вискулях лидеры 3-х республик Ельцин, Кравчук, Шушкевич констатировали прекращение существования СССР как субъекта международного права и декларировали образование СНГ.

21 декабря 1991г. в Алма-Ате к Беловежскому соглашению присоединились другие бывшие советские республики (кроме Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии).

25 декабря 1991г. М. Горбачев объявил о добровольном сложении с себя полномочий президента СССР.

К концу 1991г. все государства СНГ были признаны мировым сообществом и приняты в состав ООН.

Развитие СНГ. Самые злободневные проблемы внутри СНГ:

· экономическое сотрудничество

· политическое сотрудничество

· военное сотрудничество

В первые годы существования СНГ сильны были центробежныетенденции в политике новых независимых государств. В мае 1992г. в Ташкенте подписали договор о коллективной безопасности Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, позже присоединились Беларусь, Киргизия, Грузия. Попытка Росси создать объединенные вооруженные силы СНГ не имела успеха. Не удалось сохранить единое экономическое пространство посредством использования единой валюты (26 июня 1993г. Центробанк РФ принял решение изъять из обращения казначейские билеты образца 1961—1992 гг.).

В 1993—1994 гг. страны СНГ приняли ряд решений по структурированию Содружества.

22 января 1993г. в Минске семь членов СНГ подписали Устав СНГ. В конце 1993г. его подписали Азербайджан и Грузия. Украина Устав не подписала и является до н.в. ассоциированным членом СНГ. Создали такие органы как Исполнительный секретариат, Совет министров иностранных дел, Совет командующих пограничными войсками, Межгосударственный Экономический комитет и др. структуры. Однако эффективность их работы крайне низкая. СНГ – аморфная организация. Принимаемые решения носят рекомендательный характер.

29 марта 1196г. заключили 4-х сторонний договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях между РФ, РБ, Казахстаном и Киргизией, в феврале 1999г. к договору присоединился Таджикистан.

Название образования Время создания Кто входит Чем занимается
СНГ 1991г. Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина Пытаются создать зону Свободной (беспошлинной) торговли на постсоветском пространстве. Координировать антитеррористическую деятельность государств участников
Союз Беларуси и России 1999г. Беларусь, Россия Строительство союзного государства
ЕврАзЭС(Евразийское Экономическое сообщество 2000г. Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан (с 2006г.) Формирует единое таможенное пространство. Действует режим свободной торговли товарами, произведенными в странах-участницах (товары не облагаются экспортными пошлинами
ЕЭП «четверка» (Единое Экономическое пространство 2003г. Беларусь, Казахстан, Россия, Украина Создают общее пространство со свободным передвижением товаров, услуг, капиталов, раб.силы, единые правила игры для бизнеса, формируют таможенный союз
ОДКБ (Организация Договора) О коллективной безопасности 2003г. Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан Борьба с терроризмом, распространением наркотиков и международной преступностью

Раздел V Современная цивилизация на исходе XX века. Суверенная Беларусь (90-е гг. XX в.)

Тема 1«Перестройка» в СССР и БССР – попытка обновления социализма. Распад СССР. Образование СНГ (1985 – 1991 гг.)

1.Политика «перестройки» (1985—1991гг.): причины, этапы, результаты.

2.БССР в условиях радикальных политических и экономических перемен.

3.Распад СССР: причины и последствия. Образование СНГ.

1. Рассмотрим причины политики «перестройки:

@ глубокие технологические перемены, проявившиеся в развитых странах в 1960 – 1970-е гг., означавшие переход человечества в новую стадию развития – постиндустриальную.

@ истощение экономики страны в результате гонки вооружений, политического, военного и экономического давления со стороны атлантического блока.

@внутренниеизменения в среде советской правящей элиты. Когорта руководителей – сталинистов уходила в прошлое, на авансцену выходили представители поколения, выросшего на волне десталинизации, развернувшейся после XX съезда партии.

@вСССР к середине 80-х гг. XX в. разразился глубокий всеохватывающий кризис «реального социализма». По основным показателям качества и уровня жизни – её продолжительности, смертности, в т.ч. детской, обеспеченности населения товарами и услугами – СССР оказался далеко позади развитых стран.

Существует обобщающий показатель – качество жизни (национальный доход, доля расходов на военные нужды, численность населения, доля расходов на питание в бюджете семьи, k смертности, средняя продолжительности жизни).

Таблица коэффициента (k) качества жизни

Годы СССР Франция Япония США
0,92 1,54 1,34 2,78
3,48 2,92 4,71 6,36
3,32 11,55 21,64 21,20

Если коэффициент качества жизни США в 1930 г. принять за 100% , то в СССР k составлял 33% от США, во Франции – 55% , в Японии – 48%.

В 1960 г. этот показатель составлял от уровня США в СССР –55%, во Франции – 46% , в Японии – 74%.

В 1990 г. Япония этот показатель перекрыла по сравнению с США, во Франции он составил 54%, в СССР – 16%.

Наши рекомендации