Основы формирования кадрового состава муниципальной службы
Кадровая работа в муниципальном образовании базируется на положениях Федерального закона № 25. На его основе происходит формирование кадрового состава муниципальной службы, регулируется соответствующая деятельность органов местного самоуправления.
Формирование кадрового состава муниципальной службы является одним из приоритетных направлений кадровой политики как в органах местного самоуправления, так и в муниципальном образовании в целом.
Согласно ст. 32 указанного Закона приоритетными направлениями формирования кадрового состава муниципальной службы являются:
1) назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности;
2) содействие продвижению по службе муниципальных служащих;
3) повышение квалификации муниципальных служащих;
4) создание кадрового резерва и его эффективное использование;
5) оценка результатов работы муниципальных служащих посредством проведения аттестации;
6) применение современных технологий подбора кадров при поступлении граждан на муниципальную службу и работы с кадрами при ее прохождении.
Принято считать, что ключевым из перечисленных направлений является назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности.Это предполагает создание действенной системы поиска, выявления и использования таких специалистов.
Содействие продвижению по службе муниципальных служащих предполагает создание действенного механизма их продвижения по муниципальной службе, ведение личных дел муниципальных служащих и сбор необходимой информации о них, а также соприкасается с формированием кадрового резерва в органе местного самоуправления.
Повышение квалификации муниципальных служащих предполагает отслеживание кадровой службой органа местного самоуправления того, чтобы кадры муниципальной службы постоянно повышали свою квалификацию, осуществление соответствующей кадровой работы в данном направлении. При этом, как правило, устанавливается, что каждый муниципальный служащий один раз в три года должен где-то пройти профессиональное обучение. Оно может быть организовано непосредственно на работе или в высших учебных заведениях.
Создание кадрового резерва и его эффективное использование — это направление, которому в последнее время уделяется особое внимание со стороны органов местного самоуправления. Это обусловлено тем, что формирование и использование действенного кадрового резерва на муниципальной службе на строго правовых основах — не только одна из актуальных задач кадрового обеспечения муниципальной службы, но и требование времени настоящего и будущего.
Оценка результатов работы муниципальных служащих посредством проведения аттестации является основным способом оценки их личностных качеств и результатов труда. Аттестация муниципальных служащих — это исключительный инструмент оценки руководителем органа местного самоуправления или его структурного подразделения своего подчиненного персонала. Хотя, конечно, существуют еще такие формы, как кадровый мониторинг и квалификационный экзамен.
Применение современных технологий подбора кадров при поступлении граждан на муниципальную службу и работы с кадрами при ее прохождении связано как с использованием передовых информационных и компьютерных технологий, так и новых организационно-управленческих технологий. Кадровые технологии на муниципальной службе рассматриваются как средства управления количественными и качественными характеристиками состояния ее кадрового состава, обеспечивающие достижение целей местного самоуправления и эффективности его функционирования в соответствующем муниципальном образовании. Содержание кадровых технологий представляет собой совокупность последовательно произведенных действий, приемов, операций, которые позволяют на основе полученной информации сформировать или изменить условия их реализации в соответствии с целями местного самоуправления1.
14.3.Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров муниципальной службы, их стажировка
В Российской Федерации реализация принципа профессионализма и компетентности на муниципальной службе обеспечивается созданием и развитием системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, их стажировки.
Важным направлением кадровой работы в органах местного самоуправления является профессиональная подготовка и переподготовка кадров муниципальной службы.
Профессиональная подготовка муниципального служащего — процесс обучения профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для надлежащего исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы.
Профессиональная переподготовка муниципального служащего — это получение им дополнительных профессиональных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, необходимых ему для выполнения нового вида служебной деятельности или прежних должностных обязанностей в новой профессиональной среде.
Профессиональная переподготовка часто проводится при необходимости должностных перемещений муниципальных служащих. Это, как правило, назначение на должность муниципальной службы иного профиля или назначение на более высокую должность муниципальной службы в пределах соответствующей группы должностей муниципальной службы. При этом получение первого и (или) второго высшего профессионального образования предполагает освоение муниципальным служащим соответствующей образовательной программы. Объем образовательных программ высшего образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом по соответствующему направлению подготовки в необходимом объеме и с определенным содержанием учебных дисциплин, которые им предусмотрены.
Повышение квалификации муниципальных служащих — обновление ими своих теоретических и практических знаний в соответствии с требованиями образовательных стандартов профессионального образования в целях поддержания уровня их квалификации, достаточного для исполнения должностных полномочий.
В частности, ст.42 вышеупомянутого Закона города Москвы « О муниципальной службе с городе Москве» устанавливает, сто повышение квалификации муниципального служащего осуществляется по мере необходимости, но не рее одного раза в пять лет в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования. В зависимости от группы должностей муниципальной службы и формы обучения продолжительность повышения квалификации муниципального служащего устанавливается от двух до шести недель с отрывом от муниципальной службы и от шести недель до шести месяцев без отрыва от муниципальной службы. Переподготовка муниципального служащего в городе Москве осуществляется по решению представителя нанимателя (работодателя) и проводится в образовательных учреждениях высшего профессионального или дополнительного профессионального образования. За муниципальным служащим, направляемым на повышение квалификации или переподготовку с отрывом от муниципальной службы, сохраняются на весь период обучения замещаемая должность муниципальной службы и денежное содержание.
К настоящему времени, как показывает анализ, местные администрации предпочитают краткосрочные формы обучения своих сотрудников с целью повышения их квалификации. Долгосрочное обучение муниципальных служащих чаще всего практикуется в больших городах и при этом осуществляется преимущественно без отрыва от производства. В большинстве городов курсы повышения квалификации для муниципальных служащих, как правило, организуют и проводят исполнительные органы государственной власти субъекта РФ совместно с вузами и (или) другими организациями. Местная администрация сам организует и приводит подобные курсы обычно лишь в больших городах. Подобное положение не лучшим образом сказывается на качестве подготовки кадров муниципальной службы.
Порядок повышения квалификации на муниципальной службе производится в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета.
Под стажировкой муниципального служащего можно понимать процесс формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных им в результате теоретической подготовки. Она осуществляется в целях изучения передового опыта муниципального управления, приобретения профессиональных и организационных навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности муниципальной службы.