В субъекте Российской Федерации

В целях установления порядка учреждения и описания наименований должностей муниципальной службы Федеральным законом № 25-ФЗ вводится понятие «реестр должностей муниципальной службы». Термин «реестр» означает: 1) перечень, список, опись; 2) книга для записи дел, документов, имущества и т. и.[42] Таким образом, реестр создается для фик­сирования содержания определенной информации, а также установления порядка отношений между информацией и определенным лицом. Меха­низм создания реестра характеризуется тем, что информация в него попадает только через специальные правовые процедуры[43]. В рассматриваемом кон­тексте реестр — это список должностей, классифицированных но группам.

Реестр должностей муниципальной службы в субъекте РФ — перечень наи­менований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образова­ний, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

В реестре должностей муниципальной службы в субъекте РФ могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, заме­щающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения тру­дового договора на срок полномочий указанного лица.

В субъектах РФ приняты законы, регулирующие порядок создания и использования реестров должностей муниципальной службы. При этом, как правило, используются два варианта.

Первый вариант — это, когда реестр должностей муниципальной службы в субъекте РФ является приложением (составной частью) базо­вого закона субъекта РФ о муниципальной службе.Такой вариант применя­ется, например, в республиках Коми и Хакасия, Хабаровском крае, Амур­ской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Кировской, Курской, Магаданской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Сахалинской и Томской областях.

Второй вариант предусматривает принятие специального закона о рее­стре должностей муниципальной службы в субъекте РФ.Этот вариант имеет большее распространение и характерен, в частности, для таких субъ­ектов РФ, как республики Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Дагестан, Марий Эл, Саха (Якутия), Северная Осетия — Алания, Татар­стан, Тыва, Карачаево-Черкесская и Чеченская республики, Забайкальский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский и Ставропольский края, Ивановская, Иркутская, Калужская, Костромская, Липецкая, Ново­сибирская, Омская, Оренбургская, Псковская, Ростовская, Самарская, Свердловская, Тульская, Ульяновская, Челябинская и Ярославская обла­сти, город федерального значения Санкт-Петербург, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийский автономный округ.

Законом города Москвы «О муниципальной службе в городе Москве» (ст. 1) определяется, что в реестре должностей муниципальной службы могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учрежда­емые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, которые замещаются муници­пальными служащими путем заключения трудового договора (контракта) на срок полномочий указанного лица.

Закон Республики Башкортостан от 16 июля 2007 г. № 453-з «О муни­ципальной службе в Республике Башкортостан» (ст. 2) устанавливает, что Реестр должностей муниципальной службы в Республике Башкорто­стан — утверждаемый законом Республики Башкортостан перечень наи­менований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муници­пальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. Долж­ности муниципальной службы должны быть классифицированы не только по группам, а и по органам местного самоуправления и должностным лицам, деятельность которых нуждается в обеспечении. К ним относятся прежде всего глава муниципального образования, представительный орган муниципального образования и местная администрация, а также кон­трольно-счетный орган муниципального образования и избирательная комиссия муниципального образования. Классификация по органам мест­ного самоуправления, безусловно, должна учитываться при формировании реестра должностей муниципальной службы в субъекте РФ.

Что касается классификации должностей муниципальной службы по функциональному назначению, то здесь следует поступить по аналогии с должностями гражданской службы, а именно выделить руководителей, помощников, специалистов и обеспечивающих специалистов.

Руководители — должности руководителей и заместителей руково­дителей органов местного самоуправления (избирательной комиссии муниципального образования) и их структурных подразделений, заме­щаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

Помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим муниципальные должности, руководителям органов местного самоуправления в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

Специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обе­спечения выполнения органом местного самоуправления (избирательной комиссией муниципального образования) установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

Обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организа­ционного, информационного, документационного, финансово-экономиче­ского, хозяйственного и иного обеспечения деятельности органа местного самоуправления (избирательной комиссии муниципального образования) и замещаемые без ограничения срока полномочий.

В законах субъектов РФ о муниципальной службе, как правило, содер­жится норма о том, что должностью муниципальной службы признается только должность, включенная в реестр. Например, ст. 2 Закона Респу­блики Башкортостан от 7 декабря 2012 г. № 617-3 «О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан» устанавливает:

— муниципальная служба в Республике Башкортостан осуществляется на должностях муниципальной службы, установленных Реестром должно­стей муниципальной службы в Республике Башкортостан;

— при составлении и утверждении штатного расписания органа мест­ного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные Реестром. При этом допускается двойное наиме­нование должности муниципальной службы (в этом случае правовое поло­жение должности, квалификационные требования по должности, денежное содержание по должности и иные вопросы, связанные с замещением долж­ности, определяются по первому наименованию должности).

Следовательно, можно сделать вывод о том, что правовой статус должности муниципальной службы фактически возникает не с момента ее учреждения органом местного самоуправления, а со дня включения ее в реестр. Таким же образом должность муниципальной службы сохраняет свой статус до того момента, пока она числится в реестре.

Реестр должностей муниципальной службы способствует реализации принципа единства основных требований, предъявляемых к муниципаль­ной службе, а также повышению эффективности работы органов местного самоуправления, аппаратов избирательных комиссий муниципальных образований, являясь единственным источником систематизации должно­стей муниципальной службы в субъекте РФК

Следует заметить, что Федеральный закон № 25-ФЗ не содержит упоми­нания о специализациях должностей муниципальной службы, но и не содер­жит запретительных норм в отношении специализаций должностей муни­ципальной службы. Последнее означает, что установление специализаций должностей муниципальной службы может решаться субъектом РФ само­стоятельно. При этом вполне возможно утверждение перечня специализа­ций должностей муниципальной службы по аналогии с реестром должно­стей муниципальной службы в субъекте РФ. В данном случае правовой статус и наименование должностей муниципальной службы будет опреде­лять не только их реестр, но и перечень специализаций.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте понятие должности муниципальной службы.

2. Каково соотношение между терминами «муниципальная должность» и «долж­ность муниципальной службы»?

3. Раскройте виды должностей муниципальной службы и квалификационные требования к ним в Российской Федерации.

4. Каков порядок замещения должностей муниципальной службы?

5. Что представляет собой реестр должностей муниципальной службы в субъ­екте РФ?

Глава 12

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА

МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО

В результате изучения главы обучающийся должен:

знать

• понятие и специфику правового статуса муниципального служащего;

• основные элементы правового статуса муниципального служащего и их со­держание;

уметь

• анализировать и выявлять проблемы, связанные с реализацией правового статуса муниципального служащего;

• использовать на практике полученные знания о правах, обязанностях, гаран­тиях, формах поощрения и ответственности муниципальных служащих, а также об ограничениях и запретах, связанных с муниципальной службой;

владеть

• навыками анализа правового положения муниципальных служащих и эффек­тивного применения касающихся его норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации о муниципальной службе.

Наши рекомендации