В субъекте Российской Федерации
В целях установления порядка учреждения и описания наименований должностей муниципальной службы Федеральным законом № 25-ФЗ вводится понятие «реестр должностей муниципальной службы». Термин «реестр» означает: 1) перечень, список, опись; 2) книга для записи дел, документов, имущества и т. и.[42] Таким образом, реестр создается для фиксирования содержания определенной информации, а также установления порядка отношений между информацией и определенным лицом. Механизм создания реестра характеризуется тем, что информация в него попадает только через специальные правовые процедуры[43]. В рассматриваемом контексте реестр — это список должностей, классифицированных но группам.
Реестр должностей муниципальной службы в субъекте РФ — перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.
В реестре должностей муниципальной службы в субъекте РФ могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
В субъектах РФ приняты законы, регулирующие порядок создания и использования реестров должностей муниципальной службы. При этом, как правило, используются два варианта.
Первый вариант — это, когда реестр должностей муниципальной службы в субъекте РФ является приложением (составной частью) базового закона субъекта РФ о муниципальной службе.Такой вариант применяется, например, в республиках Коми и Хакасия, Хабаровском крае, Амурской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Кировской, Курской, Магаданской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Сахалинской и Томской областях.
Второй вариант предусматривает принятие специального закона о реестре должностей муниципальной службы в субъекте РФ.Этот вариант имеет большее распространение и характерен, в частности, для таких субъектов РФ, как республики Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Дагестан, Марий Эл, Саха (Якутия), Северная Осетия — Алания, Татарстан, Тыва, Карачаево-Черкесская и Чеченская республики, Забайкальский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский и Ставропольский края, Ивановская, Иркутская, Калужская, Костромская, Липецкая, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Псковская, Ростовская, Самарская, Свердловская, Тульская, Ульяновская, Челябинская и Ярославская области, город федерального значения Санкт-Петербург, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийский автономный округ.
Законом города Москвы «О муниципальной службе в городе Москве» (ст. 1) определяется, что в реестре должностей муниципальной службы могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, которые замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора (контракта) на срок полномочий указанного лица.
Закон Республики Башкортостан от 16 июля 2007 г. № 453-з «О муниципальной службе в Республике Башкортостан» (ст. 2) устанавливает, что Реестр должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан — утверждаемый законом Республики Башкортостан перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. Должности муниципальной службы должны быть классифицированы не только по группам, а и по органам местного самоуправления и должностным лицам, деятельность которых нуждается в обеспечении. К ним относятся прежде всего глава муниципального образования, представительный орган муниципального образования и местная администрация, а также контрольно-счетный орган муниципального образования и избирательная комиссия муниципального образования. Классификация по органам местного самоуправления, безусловно, должна учитываться при формировании реестра должностей муниципальной службы в субъекте РФ.
Что касается классификации должностей муниципальной службы по функциональному назначению, то здесь следует поступить по аналогии с должностями гражданской службы, а именно выделить руководителей, помощников, специалистов и обеспечивающих специалистов.
Руководители — должности руководителей и заместителей руководителей органов местного самоуправления (избирательной комиссии муниципального образования) и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.
Помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим муниципальные должности, руководителям органов местного самоуправления в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.
Специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения органом местного самоуправления (избирательной комиссией муниципального образования) установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
Обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности органа местного самоуправления (избирательной комиссии муниципального образования) и замещаемые без ограничения срока полномочий.
В законах субъектов РФ о муниципальной службе, как правило, содержится норма о том, что должностью муниципальной службы признается только должность, включенная в реестр. Например, ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 7 декабря 2012 г. № 617-3 «О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан» устанавливает:
— муниципальная служба в Республике Башкортостан осуществляется на должностях муниципальной службы, установленных Реестром должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан;
— при составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные Реестром. При этом допускается двойное наименование должности муниципальной службы (в этом случае правовое положение должности, квалификационные требования по должности, денежное содержание по должности и иные вопросы, связанные с замещением должности, определяются по первому наименованию должности).
Следовательно, можно сделать вывод о том, что правовой статус должности муниципальной службы фактически возникает не с момента ее учреждения органом местного самоуправления, а со дня включения ее в реестр. Таким же образом должность муниципальной службы сохраняет свой статус до того момента, пока она числится в реестре.
Реестр должностей муниципальной службы способствует реализации принципа единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе, а также повышению эффективности работы органов местного самоуправления, аппаратов избирательных комиссий муниципальных образований, являясь единственным источником систематизации должностей муниципальной службы в субъекте РФК
Следует заметить, что Федеральный закон № 25-ФЗ не содержит упоминания о специализациях должностей муниципальной службы, но и не содержит запретительных норм в отношении специализаций должностей муниципальной службы. Последнее означает, что установление специализаций должностей муниципальной службы может решаться субъектом РФ самостоятельно. При этом вполне возможно утверждение перечня специализаций должностей муниципальной службы по аналогии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ. В данном случае правовой статус и наименование должностей муниципальной службы будет определять не только их реестр, но и перечень специализаций.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте понятие должности муниципальной службы.
2. Каково соотношение между терминами «муниципальная должность» и «должность муниципальной службы»?
3. Раскройте виды должностей муниципальной службы и квалификационные требования к ним в Российской Федерации.
4. Каков порядок замещения должностей муниципальной службы?
5. Что представляет собой реестр должностей муниципальной службы в субъекте РФ?
Глава 12
ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА
МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО
В результате изучения главы обучающийся должен:
знать
• понятие и специфику правового статуса муниципального служащего;
• основные элементы правового статуса муниципального служащего и их содержание;
уметь
• анализировать и выявлять проблемы, связанные с реализацией правового статуса муниципального служащего;
• использовать на практике полученные знания о правах, обязанностях, гарантиях, формах поощрения и ответственности муниципальных служащих, а также об ограничениях и запретах, связанных с муниципальной службой;
владеть
• навыками анализа правового положения муниципальных служащих и эффективного применения касающихся его норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации о муниципальной службе.