Государственной кадровой политики в современной России
В ходе реформирования государственной службы после 1991 г. в России можно выделить пять этапов:
1) 1991-1996 гг.;
2) 1997-1999 гг.;
3) 2000-2002 гг.;
4) 2002-2007 гг.;
5) 2009-2013 гг.
· Первый этап (1991—1996) характеризуется отказом от советской партийно-номенклатурной системы, созданием новых кадровых служб и учебно-научных учреждений. Были созданы: Главное управление по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве РФ (Росглавкадры), Российская академия государственной службы при Президенте РФ (РАГС), появились первые институты и факультеты университетов, в которых начали готовить студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление». Была заложена нормативная правовая база государственной службы Российской Федерации.
В июле 1995 г. принят Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации». В том же году Указом Президента РФ был утвержден Реестр федеральных государственных должностей Российской Федерации. Одновременно принимались законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие государственную службу субъектов РФ.
Упомянутый Федеральный закон устанавливал правовые основы организации государственной службы и основы правового положения российских государственных служащих. В этом Законе впервые были юридически закреплены определения понятий государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, определены принципы государственной службы. Законом был установлен правовой статус государственных служащих, ограничения, связанные с поступлением на государственную службу, правовые гарантии, ответственность государственных служащих, порядок прохождения гражданами государственной службы. По своему функциональному назначению данный Закон должен был стать основным и являться базовым законодательным актом, определяющим правовой статус государственных служащих, и распространяющимся на всех государственных служащих независимо от вида государственной службы.
Тем не менее, несмотря на бесспорно положительное значение указанного Закона, комплексная, эффективная система обеспечения правового регулирования государственной службы в Российской Федерации окончательно не была сформирована. Военная и правоохранительная службы продолжали регулироваться отдельным законодательством, которое сформировалось значительно ранее, развиваясь автономно.
В итоге российское законодательство о государственной службе в тот период характеризовалось хаотичностью и противоречивостью друг другу нормативных правовых актов о федеральной гражданской службе, о службе в отдельных государственных органах (органах прокуратуры, внутренних дел, таможенных органах).
Отсутствие единой системы нормативного правового регулирования на федеральном уровне привело к тому, что в субъектах РФ складывались свои собственные подходы к правовому регулированию государственной службы. Такое обстоятельство во многом объяснялось нормативной неопределенностью: рамочный закон, каким являлся Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», оставлял государственную службу субъектов РФ в их ведении, тогда как п. «к» ст. 72 Конституции РФ относит административное и трудовое законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.
В результате сложилась ситуация, когда в регионах правовые основы государственной службы регулировались различными нормативными правовыми актами, не согласующимися с федеральным законодательством и между собой.
Очевидно, что на этом этапе не удалось создать стройную систему государственной службы в стране. Не были четко определены новые задачи и сферы ответственности государственных служащих. Нормативные правовые акты принимались разрозненно и не могли обеспечивать целостность и единство института государственной службы Российской Федерации, чем затрудняли реализацию уже принятых актов и вызывали необходимость дополнительного разъяснения по их применению.
Сложившееся состояние государственной службы не могло не сказываться на эффективности работы органов государственной власти.
Второй этап (1997—1999). В сентябре 1996 г. главе государства была представлена аналитическая записка «О проблеме слабой управляемости государственными процессами», где в качестве главной проблемы выделялась необходимость подготовки концепции нового правового порядка в государственном управлении. В этот период было подготовлено 12 вариантов концепции административной реформы. Впервые были проанализированы системные недостатки существующей государственной службы и определены основные направления реформы — повысить профессионализм государственной службы и эффективность взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества.
В 1997—1999 гг. происходит разработка и принятие нормативных правовых актов, касающихся денежного содержания федеральных государственных служащих, дополнительных мер по подготовке государственных служащих, определения периодов работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определению мер по организации проверки сведений, представляемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации впорядке назначения на государственные должности федеральной государственной службы, порядка ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения на государственные должности федеральной государственной службы, и других вопросов.
Третий этап (2000—2002). Одним из значимых решений было утверждение Президентом РФ 15 августа 2001 г. Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации. Концепция реформы государственного управления Российской Федерации была подготовлена в качестве составной части предвыборной программы
В. В. Путина как кандидата в Президенты РФ. В рамках этой Концепции была обоснована необходимость преобразования государственной службы и рассмотрен приоритетный вариант ее реформирования (кадровые преобразования с акцентом на развитие образовательных программ для государственных служащих).
Четвертый этап (2002—2007). Этот период ознаменован принятием ряда важных документов. Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 была принята Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 гг.)», реализация которой осуществлялась в 2003—2005 гг. Позже срок действия Программы был продлен до 2007 г.
Цель данной Программы — повышение эффективности государственной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на государственных служащих и развитие ресурсного обеспечения государственной службы.
Для достижения этой цели в Программе были поставлены следующие задачи:
— создание условий для оптимального организационно-правового обеспечения государственной службы;
— определение обязанностей, полномочий и мер ответственности государственных служащих на основе должностных (служебных) регламентов;
— внедрение новых методов планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности государственных служащих, рациональное использование ресурсов в системе государственной службы;
— обеспечение открытости государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства;
— применение эффективных методов подбора квалифицированных кадров для государственной службы, оценки результатов служебной деятельности государственных служащих, а также создание условий для их должностного (служебного) роста;
— реализация программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих;
— внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики государственных служащих;
— создание оптимальных материально-технических условий для эффективного функционирования государственной службы и исполнения государственными служащими своих должностных (служебных) обязанностей;
— обеспечение развития системы управления государственной службой.
В 2003 и 2004 гг. были приняты федеральные законы № 58-ФЗ и № 79-ФЗ, которые заложили основы становления государственной гражданской службы как института профессиональной деятельности. В ходе их подготовки был учтен опыт зарубежных государств по созданию системы государственной службы. Однако ряд направлений реформирования государственной службы остался нереализованным, в том числе положения вышеназванной Концепции и законодательства Российской Федерации о формировании системы управления государственной службой. Как отмечалось ранее, в законодательной сфере в настоящее время необходимо принятие федеральных законов о правоохранительной службе, о медицинском страховании государственных служащих, о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и их семей и др. Все эти проблемы, как предполагается, должна была решить новая федеральная программа.
Пятый этап (2009 — 2013). Цель новой Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)», утвержденной Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261, — создание целостной системы государственной службы посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.
Таким образом, в ходе реформирования государственной службы Российской Федерации укрепляются тенденции открытости государственной службы, доступности ее для граждан, стабильности в интересах общества, деятельности только в рамках демократических законов.
Новыми принципами взаимоотношений между государством и обществом становятся:
— профессионализм и компетентность;
— карьерный рост и профессиональное развитие государственных служащих;
— гарантии и стабильность.