Права и обязанности государственных гражданских служащих

Долгое время понятия «служащий» и «государственный служащий» не имели правового статуса, не разводились по содержанию и должным образом не исследовались в науке. В советское время в служащие зачис­ляли не только работников государственных учреждений (советский аппа­рат, учителей, врачей, военных и т.п.), но и работников негосударственных структур (аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных и других общественных организаций).

В настоящее время понятие «государственный служащий» означает осо­бую аппаратную должность в государственных органах. В ст. 10 Федераль­ного закона № 58-ФЗ содержатся определения федерального государствен­ного служащего и государственного служащего субъекта РФ:

· «Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности феде­ральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета»;

· «Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РоссийскойФедерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государ­ственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета».

Таким образом, государственный служащий — это гражданин Российской Федерации, осуществляющий профессиональную деятельность на должности государственной службы, получающий денежное содержание.

Аналогичное определение содержится и в Федеральном законе № 79-ФЗ, ст. 13

которого предусматривает: «Гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по про­хождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации».

Если обобщить цитируемые выше положения обоих федеральных зако­нов, можно предложить следующее определение.

Гражданский служащий — это гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 18, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и исполняющий обязанности по должности гражданской службы за денежное вознаграждение.

Виды государственных служащих. Они разнообразны. Ряд классифи­каций государственных служащих является производным от классифика­ций видов государственной службы. Например, по федеративному признаку государственные служащие могут быть федеральными или государствен­ными служащими субъектов РФ. По функциональному назначению госу­дарственные служащие подразделяются на государственных гражданских служащих, военнослужащих и правоохранительных служащих. По особен­ностям правового статуса и условий прохождения государственной службы государственные служащие подразделяются на гражданских и милитари­зованных государственных служащих.

Государственных служащих можно подразделить в зависимости от видов государственных органов, в которых они проходят службу, на государ­ственных служащих органов законодательной, исполнительной и судебной власти и иных государственных органов. Органы законодательной власти выполняют законодательную и контрольную функции в отношении орга­нов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией РФ. Для успешного выполнения этих ответственных функций, например, палаты Федерального Собрания РФ должны располагать высококвали­фицированными аппаратами сотрудников. Только такой аппарат способен обеспечивать нормальную работу парламента. Органы исполнительной власти осуществляют организационно-управленческую и исполнительно-­распорядительную деятельность, обеспечивающую бесперебойное функ­ционирование государства и его аппарата. В их системе занято более 85% государственных служащих. Управление требует, прежде всего, способ­ностей к комплексному, системному и прогностическому видению обще­ственных явлений, процессов, отношений. Эти качества необходимы всем руководителям, самостоятельно принимающим управленческие решения, и другим государственным служащим, участвующим в подготовке таких решений.

Важное значение имеет классификация государственных служащих по объему должностных полномочий, которая предусматривает подразделе­ние

государственных служащих на должностных лиц, оперативный и вспо­могательно-технический составы:

¾ должностные лица — реализуют внутриорганизационные и внешние полномочия государственных органов (особой разновидностью должност­ных лиц являются представители административной власти, которые реа­лизуют государственно-властные полномочия в отношении лиц, не подчи­ненных им по службе);

¾ оперативный состав — обеспечивает исполнение полномочий госу­дарственных органов путем реализации их задач и выполнения специфи­ческих функций данных государственных органов;

¾ вспомогательно-технический состав — обеспечивает исполнение полномочий государственных органов путем совершения обеспечитель­ных операций, не реализующих задачи органов, и выполнения общих для любых государственных органов функций (организационных, информа­ционных, документационных, финансово-экономических, хозяйствен­ных и т.п.).

В зависимости от срока службы можно выделить государственных слу­жащих, назначаемых на государственную должность на неопределенный срок, на определенное время, с установленным испытательным сроком (при поступлении на государственную службу).

Критерием для подразделения государственных служащих являются и классные чины (звания, чины, ранги). Их особенностью является то, что они присваиваются персонально каждому государственному служащему, с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного экза­мена или аттестации.

Все, что связано с деятельностью государственных гражданских слу­жащих, обычно регламентировано в социальных (этических, организаци­онных, технологических и др.) и правовых нормах, которые составляют социально-правовой статус государственного гражданского служащего. Он возникает на основе соответствующего законодательства в связи с заме­щением гражданской должности. Именно определенная должность граж­данской службы является базой для характеристики социально-правового положения гражданского служащего.

Социально-правовой статус гражданского служащего — это установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения работ­ника в области государственно-служебных отношений.

С изменением государственно-служебных отношении изменяется и социально-правовой статус гражданского служащего (например, повы­шение, понижение, увольнение, отставка, выход на пенсию и т.д.).

Основу социально-правового статуса гражданского служащего состав­ляют восемь групп государственно-служебных норм, определяющих его права, обязанности, ограничения, запреты, требования, ответственность, социальную защищенность и

гарантии. Именно они предопределяют основное содержание государственно-служебных отношений, в которых участвует данный работник.

Статусные нормы устанавливаются обычно не персонально для каж­дого гражданского служащего, а для должности, которую он замещает, и поэтому производны от задач и функций государственного органа. Эти статусные нормы дифференцируются на две группы: общие и особенные (конкретные, частные). В свою очередь, особенные статусные нормы также делятся на две части: основные и неосновные (дополнительные).

Общие статусные нормы права — это нормы, которые распространяются на всех гражданских служащих, независимо от вида, ветви, категории и группы их должностей.

Особенные нормы права — те, которые устанавливаются в зависимости от этих структур.

При этом особенные статусные нормы определяются, исходя из типовых квалификационных характеристик, а особенные — под влиянием потребно­стей внутриструктурных и межструктурных взаимодействий. Общие ста­тусные нормы закреплены в Федеральном законе № 79-ФЗ.

В ст. 14 указанного Закона дан перечень основных прав гражданского служащего. Гражданский служащий имеет право на:

· обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

· ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности граж­данской службы, критериями оценки эффективности исполнения долж­ностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

· отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжитель­ности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и допол­нительных отпусков;

· оплату труда и другие выплаты в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

· получение в установленном порядке информации и материалов, необ­ходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

· доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим госу­дарственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

· доступ и установленном порядке н связи с исполнением должност­ных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправ­ления, общественные объединения и иные организации;

· ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной дея­тельности и другими документами до внесения их в его личное дело, мате­риалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его пись­менных объяснений и других документов и материалов;

· защиту сведений о гражданском служащем;

· должностной рост на конкурсной основе;

· дополнительное профессиональное образование в порядке, уста­новленном Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами;

членство в профессиональном союзе;

· рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

· проведение по его заявлению служебной проверки;

защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

· медицинское страхование в соответствии с вышеуказанным Феде­ральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

· государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоро­вья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

· государственное пенсионное обеспечение в соответствии с феде­ральным законом.

Особенные основные права гражданского служащего также обусловли­ваются спецификой занимаемой им должности. К их числу относятся, например, право на принятие вторичных подзаконных нормативных актов, распоряжение имуществом, дисциплинарной практикой в отношении под­чиненных, визирования по профилю своей деятельности готовящихся в данном органе документов и т.д. Среди особенных дополнительных прав могут быть право технического контроля за исполнением поручений сотрудниками, за состоянием техники безопасности в помещении, исполь­зования различной оргтехники, компьютеров и т.д.

Не меньшую значимость в социально-правовом статусе государствен­ного гражданского служащего занимают его служебные обязанности. Ста­тья 15 Федерального закона № 79-ФЗ устанавливает следующие основные обязанности гражданских служащих. Гражданский служащий обязан:

o соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Феде­рации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;

o исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

o соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

o исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

o беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

o соблюдать служебный распорядок государственного органа;

o поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежа­щего исполнения своих должностных обязанностей;

o не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затра­гивающие их честь и достоинство;

o представлять в установленном порядке предусмотренные федераль­ным законом сведения о себе и членах своей семьи;

o сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из граж­данства Российской Федерации или вдень приобретения гражданства дру­гого государства;

o соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами;

o сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к кон­фликту интересов, и принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Таким образом, мы видим, что обязанности гражданского служащего взаимосвязаны с его правами и в совокупности с ними делают возможным сделать систему государственного управления более эффективной.

Наши рекомендации