Классные чины государственной гражданской службы
5.4
Как отмечалось ранее, Федеральным законом № 79-ФЗ (ст. 11) вместо квалификационных разрядов установлены классные чины, которые присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы и в пределах группы должностей гражданской службы.
Классный чин — показатель соответствия профессионализма гражданского служащего квалификационным требованиям замещаемой должности в пределах группы должностей.
Условия присвоения и сохранения классных чинов государственной службы определены в ст. 13 Федерального закона № 58-ФЗ:
— последовательное присвоение классного чина государственному служащему по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине после его присвоения впервые;
— присвоение классного чина государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной службы;
— досрочное присвоение классного чина в качестве меры поощрения либо присвоение классного чина на одну ступень выше классного чина, предусмотренного для замещаемой должности федеральной государственной службы в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы;
— сохранение присвоенного классного чина при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с этой службы.
Данные нормы Федерального закона № 58-ФЗ конкретизируются в Положении о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденном Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113 (далее — Положение). Согласно п. 4 Положения классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности гражданской службы Российской Федерации в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.
Старшинство классных чинов определяется последовательностью их перечисления в м. 2 Положения:
— младшая группа должностей — секретарь гражданской службы Российской Федерации 3, 2, 1-го класса;
— старшая группа должностей — референт гражданской службы Российской Федерации 3, 2, 1-го класса;
— ведущая группа должностей — советник гражданской службы Российской Федерации 3, 2, 1-го класса;
— главная группа должностей — государственный советник Российской Федерации 3, 2, 1-го класса;
— высшая группа должностей — действительный государственный советник Российской Федерации 3, 2, 1-го класса.
Первыми классными чинами (в зависимости от группы должностей гражданской службы, к которой относится должность гражданской службы, замещаемая федеральным гражданским служащим) являются:
— для младшей группы должностей гражданской службы — секретарь гражданской службы Российской Федерации 3-го класса;
- для старшей группы должностей гражданской службы — референт гражданской службы Российской Федерации 3-го класса;
— для ведущей группы должностей гражданской службы — советник гражданской службы Российской Федерации 3-го класса;
— для главной группы должностей гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 3-го класса;
— для высшей группы должностей гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса (и. 6 Положения).
Первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения федерального гражданского служащего на должность гражданской службы (п. 7 Положения).
Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему (п. 8 Положения).
Для прохождения гражданской службы устанавливаются следующие сроки:
— в классных чинах секретаря гражданской службы Российской Федерации 3-го и 2-го класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го и 2-го класса — не менее одного года;
— в классных чинах советника гражданской службы Российской Федерации 3-го и 2-го класса, государственного советника Российской Федерации 3-го и 2-го класса — не менее двух лет.
Согласно п. 9—10 вышеназванного Положения для прохождения гражданской службы устанавливаются следующие сроки:
— в классных чинах секретаря гражданской службы Российской Федерации 3-го и 2-го класса, референта гражданской службы Российской Федерации 3-го и 2-го класса — не менее одного года;
— вклассных чинах советника гражданской службы Российской Федерации 3-го и 2-го класса, государственного советника Российской Федерации 3-го и 2-го класса — не менее двух лет.
Для прохождения гражданской службы в классных чипах действительного государственного советника Российской Федерации 3-го и 2-го класса, как правило, устанавливается срок не менее одного года. Указанный срок службы на должностях гражданской службы — это фактор обязательный, но не достаточный, чтобы подняться на очередную ступеньку по служебной лестнице, необходимо еще сдать квалификационный экзамен.
Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим соответственно актом Президента РФ, Правительства РФ, руководителя федерального государственного органа или представителя указанного руководителя.
В качестве меры поощрения за особые отличия в гражданской службе классный чин федеральному гражданскому служащему может быть присвоен:
— до истечения срока, установленного п. 9 или 10 Положения для прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в замещаемой должности гражданской службы, — не выше классного чина, соответствующего этой должности гражданской службы;
— по истечении указанного срока — на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой должности гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая должность (п. 21 Положения).
Лишение присвоенного классного чина гражданской службы возможно по решению суда.
Должностной регламент
В современной модели гражданской службы признаками должности, помимо ее учреждения органами государственной власти и включения ее в реестр должностей гражданской службы, является должностной регламент.
Должностной регламент — это новация закона о государственной гражданской службе.
Он основывается на принципах:
— законности;
— соответствия полномочиям государственного органа;
— эффективности;
— стимулирования самостоятельности и инициативы государственных служащих;
— персональной ответственности государственного гражданского служащего за порученное дело;
— Стабильности должностных функций;
— Ориентации на прогрессивные технологии служебной деятельности.
Должностной регламент является существенным условием служебного контракта и составной частью административного регламента. Он утверждается представителем нанимателя. В должностной регламент согласно ч. 2 ст. 47 Федерального закона № 79-ФЗ включаются:
1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки;
2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, с задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
3) перечень вопросов, по которым гражданский служащим вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданами и организациями в соответствии с административным регламентом государственного органа;
8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Таким образом, в должностной регламент, в качестве его обязательной составляющей, включаются квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы. Должностным регламентом устанавливаются не только правила и процедуры юридически значимых действий, совершаемых гражданским служащим по должности, но и определяются показатели результативности исполнения должности гражданской службы, т.е. в соответствии с должностным регламентом осуществляется вся профессиональная служебная деятельность гражданского служащего. К государственному служащему не могут предъявляться требования, не закрепленные в должностном регламенте конкретной должности гражданской службы.
Качество выполнения условий должностного регламента учитывается при планировании должностного роста служащего, при осуществлении необходимых кадровыхтехнологий, формировании кадрового резерва, решении вопросов о поощрении и наказании служащего.
Контрольные вопросы и задания
1. Что понимается под должностью гражданской службы?
2. Какова современная классификация должностей гражданской службы?
3. Каковы квалификационные требования к должностям гражданской службы Российской Федерации?
4. Сравните такие нормативные правовые акты, как должностная инструкция и должностной регламент.
5. Что такое реестр государственных должностей?