Система должностей на государственной гражданской службе, их категории, группы и реестры
Федеральными законами № 58-ФЗ и № 79-ФЗ установлена принципиально иная, чем была ранее, классификация должностей гражданской службы.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 79-ФЗ должности гражданской службы федерального и субъектного уровней подразделяются на следующие категории:
1. Руководители должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.
В основу выделения категории «руководители» положен квалификационный признак должностной иерархии в государственном органе (структурном подразделении).
Руководители наделяются широкими административно-распорядительными полномочиями, правом совершать действия, влекущие за собой юридически значимые последствия: издавать правовые акты, давать обязательные указания, распоряжаться кредитами, совершать регистрационные действия, нанимать и увольнять работников, применять меры поощрения и дисциплинарного воздействия.
2. Помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.
Назначение этой категории должностей гражданской службы состоит и выполнении лицами, которые их занимают, функций в целях непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, состоящего на государственной должности или должности руководителя. В обобщенном виде эти функции могут быть представлены в следующем виде:
— разработка и внесение предложений по актуальным направлениям соответствующей сферы деятельности;
— систематическая информация и консультирование, представление соответствующих информационно-аналитических материалов;
— участие в подготовке проектов решений, проработке вопросов, требующих профессиональных знаний;
— осуществление контроля за ходом выполнения решений по направлениям, входящим в компетенцию лица, деятельность которого обеспечивается;
— внесение предложений о необходимости разработки законов и подзаконных нормативных правовых актов;
— участие в подготовке докладов, а также иных материалов;
— участие в подготовке и проведении поездок, приемов, визитов и других официальных мероприятий;
— выполнение иных поручений лица, занимающего государственную должность или должность руководителя государственного органа.
3. Специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций в замещаемые без ограничения полномочий.
Основной классификационный признак для категории «специалисты» относится к качеству деятельности, а именно к «профессиональному обеспечению выполнения государственными органами установленных задач и функций». Особенность этой категории должностей гражданской службы состоит в том, что хотя их унифицированные наименования и предусмотрены в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденном Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574, но учреждаются и ликвидируются государственными органами они самостоятельно, так же как и включаются в штатные расписания. Их назначение многообразно и зависит от характера полномочий, определяющих роль конкретной должности гражданской службы в реализации компетенции данного государственного органа.
Должности «специалисты» и «обеспечивающие специалисты» составляют наиболее массовую и наиболее стабильную по составу группу в системе государственной гражданской службы. Должности «специалисты» и «обеспечивающие специалисты» — это должности профессиональной государственной службы. По своей сути это административные должности, которые замещаются без ограничения срока, в порядке назначения по итогам конкурса. Для замещения такой должности нет обязательной необходимости иметь стаж государственной службы.
4. Обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Для категории должностей «обеспечивающие специалисты» основным классификационным признаком является вид обеспечения деятельности государственного органа. Признак, который введен для выделения должностей категории «специалисты», а именно «профессиональное обеспечение выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий», в равной мере применим и для должностей категории «обеспечивающие специалисты».
Учреждение названных четырех новых категорий должностей позволяет более детально выработать требования к ним, уточнить должностные обязанности, заработную плату и социальные гарантии.
Законодатель подразделяет все должности гражданской службы на пять групп: младшие, старшие, ведущие, главные и высшие.
Однако не все категории должностей гражданской службы имеют пять «ступеней». Так, в категории должностей «обеспечивающие специалисты» имеются лишь четыре группы: главные, ведущие, старшие и младшие группы должностей гражданской службы. Так же обстоит дело с категорией должностей «специалисты», которая подразделяется на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. В данной категории не существует группы младших должностей гражданской службы. Что касается должностей категорий «руководители» и «помощники (советники)», то в данных категориях отсутствуют группы не только младших, но и старших должностей гражданской службы. В этих категориях должности подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.
Должность гражданской службы должна включаться в реестр.
Различают два вида реестров: реестр должностей гражданской службы Российской Федерации и реестры должностей гражданской службы субъектов РФ. Характерные черты этих реестров определены в ст. 10 Федерального закона № 79-ФЗ.
Реестр должностей федеральной гражданской службы утверждается указом Президента РФ, а реестр должностей гражданской службы субъектов РФ — законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.
Для эффективной организации гражданской службы важно, чтобы перечень должностей удовлетворял ряду требований. Во-первых, структура реестра должна отражать классификационные признаки должностей гражданской службы, принятые в действующих законах о государственной службе. Во-вторых, реестр призван обеспечивать оптимальное соотношение между должностями по видам и уровням гражданской службы, категориям и группам. В-третьих, реестр представляет собой основу для формирования реестров государственных служащих. В-четвертых, наименований должностей должно быть как можно меньше по количеству, и они должны быть, по возможности, унифицированы[21].
Реестр должностей федеральной гражданской службы обеспечивает упорядочение и унификацию должностей в системе гражданской службы. Он представляет собой письменный перечень наименований должностей, разделенных по государственным органам, категориям и группам, а также иным признакам.
Реестр должностей федеральной гражданской службы и реестры должностей гражданской службы субъектов РФ образуют Сводный реестр должностей гражданской службы РФ, порядок ведения которого утверждается Президентом РФ.
В Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы принята цифровая кодификация должностей гражданской службы. Перечни должностей, классифицированные по государственным органам, являются соответствующими разделами этого Реестра. Вышеупомянутым Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 574 в п. 6 установлено, что в регистрационном номере (коде) должности федеральной гражданской должности в Реестре первая и вторая цифры соответствуют порядковому номеру раздела Реестра, третья цифра — категории должности (руководители — 1, помощники (советники) — 2, специалисты — 3, обеспечивающие специалисты — 4), четвертая цифра — группе должностей (высшая — 1, главная — 2, ведущая — 3, старшая — 4, младшая — 5), пятая, шестая и седьмая цифры — порядковому номеру должности в разделе Реестра.
Таким образом, вышеназванный Реестр придает самым разным органам власти и их сотрудникам (в аппаратах Государственной Думы, в Счетной палаты РФ, в дипломатических представительствах и иных органах государственной власти) строгие порядковые номера. Аппарат и иные органы государственной власти теперь состоят из гражданских служащих с четко гарантированным набором прав.
Утверждение реестров на федеральном уровне и уровне субъектов РФ создало правовую основу для обеспечения упорядоченности и совместимости должностей по этим уровням гражданской службы.
Нормативными правовыми актами о гражданской службе установлено, что в Российской Федерации не может быть должностей гражданской службы иных наименований, чем те, которые предусмотрены в реестре.