Должности государственной гражданской службы российской федерации

В результате изучения главы обучающийся должен:

знать

• понятие должности гражданской службы;

• современную классификацию должностей гражданской службы; уметь

• выделять ключевые признаки должности гражданской службы;

• проводить деление должностей федеральной гражданской службы и граждан­ской службы субъектов РФ на категории;

владеть

• навыками сравнительного анализа нормативных правовых актов;

• навыками работы с официальными документами: реестром должностей и долж­ностным регламентом.

5.1 Должность государственной гражданской службы: понятие, основные черты и квалификационные требования

Основным элементом гражданской службы и государственного управ­ления является должность, на которой гражданский служащий осущест­вляет профессиональную служебную деятельность.

Должность гражданской службы — совокупность административных обязан­ностей, прав и ответственности гражданского служащего по обеспечению деятель­ности лиц, замещающих государственные должности, оказанию услуг населению, а также исполнению полномочий государственного органа[18].

В целом должности гражданской службы представляют собой штатные единицы, предусмотренные в структуре аппарата государственного органа в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего соответствующую государственную должность.

Должности гражданской службы подразделяются на должности:

— федеральной гражданской службы;

— гражданской службы субъектов РФ.

Должности федеральной гражданской службы учреждаются федераль­ным законом или указом Президента РФ. Они создаются в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, аппаратах палат Федерального Собрания 1)(1>, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, феде­ральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральных органах исполнитель­ной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правитель­ство РФ, и др. К числу иных федеральных государственных органов отно­сятся Совет Безопасности РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, Счетная палата РФ, Аппарат Уполномоченного по правам человека в Рос­сийской Федерации и др.[19]

Должности гражданской службы субъектов РФ учреждаются зако­нами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Они создаются в аппаратах: законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; губернатора (главы администра­ции) субъекта РФ; исполнительного органа (правительства) государ­ственной власти субъекта РФ; избирательной комиссии субъекта РФ; отраслевых и функциональных исполнительных органов государствен­ной власти субъекта РФ. Главной целью учреждения должностей граж­данской службы субъекта РФ является практическое обеспечение осу­ществления полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ, решения их задач на основе принципов и положений, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъекта РФ.

Ключевыми признаками должности гражданской службы являются:

1) должность в органах государственной власти — федеральных и субъ­ектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соот­ветствии с Конституцией РФ, — это первичная структурная единица государственных органов. Она является первоэлементом государственной организации (администрации) гражданской службы;

2) должность с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа. Каждый государственный орган уполномочен осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы государ­ственно-властными полномочиями, т.е. правом принимать общеобязатель­ные решения. Полномочия эти воплощаются в компетенции конкретного государственного органа, установленной в правовых актах. Определенная часть компетенции государственного органа (или лица, замещающего госу­дарственную должность) включается в должность гражданской службы;

3) должность с установленным законодательством денежным содержа­нием, в которое включаются должностной оклад и надбавки к нему;

4) должность с определенной ответственностью за нарушение должных действий по службе (в рамках обязанностей и прав по должности), а равно за недостижение цели по вине государственного служащего[20].

Должность гражданской службы содержит основную функцию, выпол­няемую гражданским служащим. Наименование такой должности пред­ставляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивиду­альный характер и общность в системе функций государственного органа. Например, должность помощника (советника) федерального министра отражает следующие моменты: это должность федерального гражданского служащего; ее назначение — обеспечить деятельность члена Правитель­ства РФ; уровень — главная (высшая) должность гражданской службы; замещается в порядке назначения.

В целях обеспечения высокого профессионального уровня гражданских служащих и единства требований, предъявляемых по должностям граж­данской службы, в соответствии с категориями и группами должностей нормативно устанавливаются квалификационные требования.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специали­сты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обе­спечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей граж­данской службы входит наличие высшего профессионального образования.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего про­фессионального образования, соответствующего направлению деятель­ности.

К числу важнейших квалификационных требований к должностям гражданской службы закон относит стаж государственной службы или стаж работы по специальности, который служит показателем профессио­нального и жизненного опыта, уровня квалификации человека.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы (госу­дарственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специаль­ности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ — законом субъ­екта РФ.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навы­кам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанав­ливаются нормативным правовым актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент.

Наши рекомендации