Внешняя политика и идеология государства
Республика Беларусь добивается реализации внешнеполитических целей путем развития выгодных политико-правовых, экономических и гуманитарных отношений на основе многовекторной направленности и гуманистических отношений.
Внешняя политика призвана защищать государственные интересы страны, способствовать благоприятному развитию её международных связей и эффективному участию в мировой политике.
Главный итог в области внешней политики, отмечал в выступлении на Втором Всебелорусском народном собрании (май 2001г.) Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, заключается в том, что впервые за многовековую историю нашего народа Беларусь состоялась как независимое и самостоятельное государство. Сегодня наша страна признана 159 государствами мира, 154 из них установили дипломатические отношения. Основными достижениями суверенной Беларуси в сфере внешней политики является:
• Международное признание страны;
• Расширение участия Беларуси в международных организациях;
• Продвижение по пути интеграции в систему мировых хозяйственных связей;
Укрепление, развитие и прогресс в белорусско-российской интеграции;
Ядерное разоружение, формирование дружественных отношений с сопредельными государствами.
Геополитические основы идеологии Белорусского государства составляет комплекс идей и представлений белорусского народа о принципах проведения внешней политики Республики Беларусь, мерах по обеспечению национальной безопасности, мерах по обеспечению национальной безопасности, месте и роли Беларуси в международных процессах. Стратегическими целями внешней политики Республики Беларусь являются: обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности, защита интересов общества, личности и государства.
Основные задачи белорусского государства на международной арене заключаются в следующем;
• Создание благоприятных внешних условий для поступательного развития Беларуси, подъема её экономики, повышение уровня жизни граждан страны, развитие политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала страны;
• Укрепление международных позиций, отвечающих интересам Беларуси или европейского государства;
• Активное участие в формировании многополярного мира стабильного миропорядка, основанного на общепринятых принципах международного права;
Формирование пояса добрососедства по периметру белорусских границ;
• Наша страна признает за США роль международного лидера, в то же время, считает неправомерным и недопустимым их вмешательство во внутренние дела Беларуси; Белорусское государство надеется на победу здравого смысла и установление равноправных отношений с США.
Республика Беларусь готова осуществлять сотрудничество со всеми странами мира по вопросам обеспечения международной безопасности, охраны окружающей среды, борьбы с международным терроризмом и организованной преступностью, оказание гуманитарной помощи.
Четкость, ясность и последовательность принципов, целей и задач внешней политики Беларуси стали залогом стабильности и предсказуемости внешнеполитической стратегии белорусского государства, четкого соблюдения правил и устава ООН, норм международного права.
Конституциональные основы идеологии белорусского государства можно выразить следующим образом:
• Государственность - крепкая президентская республика с принципом разделения властей;
Гражданственность - формирование гражданина Республики Беларусь, опираясь на многовековую историю развития белорусской национальной идеи- уважение к государственным символам Республики Беларусь;
• Патриотизм - мужество, стойкость, борьба за независимость. Для граждан Беларуси в год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне идея Независимости, Суверенитета, Свободы являются и будут являться священными;
• Социально-ориентированная рыночная экономика – высокий уровень социальной защиты граждан, гуманное отношение к человеку;
• Правовое государство - «права и свободы граждан Республики Беларусь являются высшей целью государства»
Основная задача идеологии белорусского государства, политического и социально-экономического развития: «Сильная и процветающая Беларусь».
ТЕМА 15: Политическая культура и политическая социализация.
15.1. Понятие политической культуры, её структура и функции
15.2. Типы политической культуры.
15.3. Специфика политической культуры Беларуси.
15.4. Политическая социализация, факторы и типы политической социализации.
15.1. Понятие политической культуры, её структура и функции.
Характер и созидательный потенциал каждой политической системы, отношений и действий социальных субъектов в конечном счете определяется доминирующей в обществе политической культурой.
Политическая культура является:
· качественной характеристикой политической сферы общества;
· критерием его демократической зрелости;
· необходимым условием и средством преобразования политической действительности.
Содержание понятия «политическая культура» отличается многозначностью и многогранностью. Свидетельство тому – около 50 определений этого понятия. Сам термин появился в XVIII в. – его впервые ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель И.Гердер. Теория политической культуры сформировалась позже, в конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. В разработку теории внесли личный вклад американские исследователи Г.Алмонд, Л.Пай, С.Верба, французские ученые М.Дюверже, Р.Ж.Шварценберг и другие.
Политическая культура – это исторический опыт, традиции и ценности политической жизни, духовные побуждения и ориентации, убеждения и представления, образцы и нормы поведения, проявляющиеся в деятельности субъектов политического процесса.
СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ |
Компоненты
Познавательный | Эмоционально-чувственный | Оценочный | Поведенческий |
Ценностные ориентации субъектов политики относительно
Политической действительности | Собственной политической деятельности | Институтов политической системы |
Культура политического сознания | Культура политического поведения | Культура функционирования политических институтов |
Политическая культура – органическая часть духовной культуры общества, совокупность ценностных ориентаций субъектов политики относительно политической действительности, собственной политической деятельности, институтов политической системы.
Впервые термин "политическая культура" использовал в XVII веке немецкий просветитель И. Гердер (1744-1803). Естественно, он не предполагал тогда, что концепция политической культуры окажет такое влияние на политическую науку и практику. Объяснительные возможности политической культуры определяются многозначностью и многогранностью её измерений. Политическая культура представляет собой совокупность
ценностей, установок, убеждений, ориентации и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политическою опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти - индивида - общества.
В науке сложились два основных подхода к трактовке политической культуры. Американский политологу Г. Алмонд (род. 1911), написавший в 50-х годах в соавторстве с другим американским исследователем С.Вербой (род. 1917) книгу "Культура гражданина", рассматривал политическую культуру как психологический феномен. «Каждая политическая система ,- отмечал он, - включена в особый образец ориентации на политические действия. Я счел полезным назвать это "политической культурой"». По содержанию политические ориентации включают, как полагал Алмонд, три вида компонентов: 1) знания, полученные индивидом о политиках, политических институтах и партиях; 2) чувства, обуславливающие реакцию индивида, - чувства симпатии или антипатии, влечения или отвращения, восхищения или презрения: 3) ценности, верования, идеалы, идеологию. Другая группа учёных, видя в политической культуре проявление нормативных требований (С. Вайт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розеибаум), считают, что это особый, специфический субъективный ракурс политики. Теория политической культуры сформировалась позже, в конце 50-х в начале 60-х годов.
Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим из них можно отнести следующие:
- ИДЕНТИФИКАЦИИ, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определение приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
- ОРИЕНТАЦИИ, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
- АДАПТАЦИИ, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
- СОЦИАЛИЗАЦИИ, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;
- ИНТЕГРАЦИИ (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
- КОММУНИКАЦИИ, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.