Классификация и жанровая типология PR-текстов
Обратимся теперь к классификации PR-текстов. Классификация – это система распределения каких-либо однородных предметов или по- нятий по классам или признакам. Основой типологии является расчле- нение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной моде- ли или типа. Тип – это разновидность, модель, которая характерна для определенной группы предметов как единица расчленяемой в данной типологии реальности.
Прежде всего остановимся на классификации жанровых разновидно- стей PR-текстов. Здесь можно выделить несколько признаков, по которым распределяются письменные текстовые формы в PR-коммуникациях: сфе- ра паблик рилейшнз (политическая, экономическая, социокультурная), це- левая аудитория (для внешней или внутренней общественности и отдельно для СМИ), способ распространения (через СМИ, посредством личной или прямой почтовой доставки).
Перейдем к проблеме собственно жанровой типологии корпуса PR-текстов. Говоря о корпусе текстов, функционирующих в PR- коммуникациях, мы имеем в виду их определенную совокупность, от- вечающую признакам целостности и системности. Признак систем- ности реализуется в следующих положениях. Корпус PR-текстов есть совокупность компонентов, которые находятся в активном взаимодей- ствии друг с другом в процессе передачи PR-информации своей целе- вой общественности (адресату). Корпус PR-текстов обладает опреде- ленным набором функций и реализует эти функции в соответствии с характером и объемом информирования, а также в соответствии с ин- формационными потребностями своих целевых групп.
Жанровая типология представлена на следующей схеме (рис. 6).
Рис. 6. Жанровая типология
Весь корпус PR-текстов можно разделить на базисные и смежные. Та- кое дихотомическое (бинарное) членение основывается на характеристике полноты/неполноты дифференциальных признаков PR-текста (поимено- ванных в его определении).
Базисными признаются те жанровые разновидности PR-текстов, кото- рые полностью отвечают всем вышеперечисленным признакам PR-текста. Смежные тексты – те, что имеют недостаточно или неявно выраженные признаки PR-текста (неполнота функций, неполнота выраженности при- знака паблицитности или признака текста вообще). К смежным жанрам относятся слоган, резюме, пресс-ревю.
Базисные подразделяются по характеристике первичный / опосредо- ванный характер текста также на дихотомию – первичные и медиатексты.
Простые первичные жанры представлены следующими группами: оперативно-новостные, исследовательско-новостные, фактологические, исследовательские, образно-новостные. Их классификация с жанровыми представителями указана на следующей схеме (рис. 7).
Простые | |||||||||||||
оперативно-новостные | Исследовательско- новостные | фактологические | исследовательские | образно-новостные | |||||||||
-пресс-релиз; приглашение | - бэкграундер - лист вопросов-ответов | - факт-лист; - биография | -заявление для СМИ | -байлайнер; - поздравление; - письмо | |||||||||
Рис. 7. Классификация простых первичных жанров