Лекция 10. Политическая культура. Политическая социализация

Политическая культура – важнейший критерий оценки политической жизни общества, интегральный показатель развития политической системы, отражающий тесную связь, взаимообусловленность политики и культуры. Ее особенность состоит в том, что она неразрывно связана с человеческой субъективностью и представляет своего рода «субъективную субстанцию». Это совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной системы, субъективная сфера, лежащая в основе политических действий и придающая им значение. В узком понимании политическая культура – это не политика или политический процесс в их реальном воплощении, а комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики, о законах и правилах его функционирования. Политическую культуру можно трактовать в качестве ценностно-нормативной системы, ценности и нормы которой разделяются большинством населения как политического сообщества. Сюда относятся базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обряды и официальные церемонии и т.д., обращенные на политическую систему. В этой трактовке политическая культура предстает как историческая система широко распространенных, фундаментальных поведенческих политических ценностей, которых придерживаются члены данной общественно-политической системы.

В связи с тем, что политические ориентации могут распространяться за границы конкретной политической системы, в политологии введено понятие «субкультура». Это понятие отражает гетерогенность (неоднородность) политической культуры в рамках не только однотипного региона, но и государственной национальной общности.

Характер и содержание политической культуры зависит от множества факторов: биопсихологических черт личности или социальной общности, традиций, этических и правовых норм, уровня экономического развития и др. При этом политика, культура, право, идеология, мораль, экономика получают конкретное выражение в политической культуре и формируют ее.

Политическая культура общества носит объективный характер, является одним из важных структурообразующих элементов общего цивилизационного процесса. Она формирует отношение своего субъекта к социальной и политической жизни, содержанию, сущности и целям политики, характеру политической системы, формам и средствам деятельности властных структур и политических лидеров. Политическая культура обеспечивает преемственность определенных норм политического поведения, она формирует нормативы политики, влияет на характер и формы политической системы, направленность политических интересов.

С другой стороны, проявление политической культуры ее носителями субъективно. Она феноменальна для различных социальных общностей, групп и отдельных людей.

В обобщенном виде для политической культуры характерными выступают следующие черты:

• является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества;

• фиксирует устойчивые повторяющиеся связи между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;

• имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой всю политическую жизнь конкретной страны;

• обеспечивает целостность и интегрированность политической сферы;

• координирует политическими методами жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов государства и личности;

• предлагает определенные образцы поведения, нормы взаимоотношений власти и граждан;

• характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.

Структура политической культуры представляет собой диалектическое взаимодействие сознания и политической практики.

Присущие политической культуре идеальные и материальные формы существования образуют общественный механизм, который формирует соответствующий его интересам конкретный тип политики, политической личности и выполняет ряд взаимосвязанных функций (преемственности политической культуры; достижения единообразия политических норм, институтов, моделей поведения; организации и регуляции поведения и сознания, совместной жизни общества; проникновения элементов в политические культуры других людей).

На личностном уровне непосредственное проявление культуры в политике находит свое выражение в политической культурности, которая предполагает наличие у человека четкой политической позиции, глубоких политических и юридических знаний, моральных убеждений, идеологических принципов. Политически культурная личность – это личность, свободная от догматизма, предвзятого мнения и предрассудков.

Существуют различные типологии политической культуры, в частности типология исторической преемственности. Выделяются следующие типы политической культуры: 1) традиционная культура, ее разновидности: а) племенная (власть вече, ограничение статуса вождя), б) теократическая (высокий статус лидера, его власть ограничивается лишь пониманием воли бога), в) деспотическая (абсолютная власть лидера); 2) демократическая культура: а) либеральная (ориентация людей на активную роль в политике, признание гражданских прав и свобод, контроль за властными структурами), б) технократическая (ценность традиций элитаризма, меритократии); 3) автократическая культура: а) авторитарная (сильное государство, сильная неконтролируемая власть, почти исключающая права и свободы граждан), б) тоталитарная (полное подчинение граждан интересам государства, сильная неконтролируемая власть).

В современной политической культуре обычно выделяют две основные разновидности: демократическую культуру и автократическую. Большинство исследователей считают первую доминирующим типом, вторую – второстепенным.

Основные черты современной демократической политической культуры:

• традиционализм в виде архаичных элементов, унаследованных от прошлой политической культуры (лояльность, почтительность к власти, законопослушание и др.);

• морализм, выражающий приверженность к общечеловеческим нравственным ценностям;

• индивидуализм, стоящий на позициях того, что основная ценность политической культуры – частные интересы в отличие от коллективных; тяготение к отношениям, основанным на доверительных личных контактах и обязательствах;

• политический активизм, состоящий в убеждении, что деятельное участие во всех сферах жизни может принести личный успех.

В последние десятилетия под влиянием различных альтернативных движений (антивоенных, феминистских, молодежных, экологических и др.) демократическая политическая культура вобрала в себя новые ценности: терпимость к инакомыслию, гражданское согласие, падение авторитета иерархической власти и др.

Автократический тип политической культуры в основном представлен двумя разновидностями: авторитарной и тоталитарной политическими культурами. Идеал автократической политической культуры – государство с сильной и неконтролируемой властью, которая почти исключает права и свободы граждан. Авторитаризм отражает неудовлетворенную потребность в стабильности, опоре и объединяет всех тех, кто опасается социально-политических и экономических изменений независимо от своего социального статуса. Сущность авторитарной политической культуры – безграничное слияние общественного сознания с субъектом власти – лидером политической партии или монархом с сильным волевым характером. Для субъектов тоталитарной культуры значимо, прежде всего, то, что нисходит от носителя власти. Тоталитарная политическая культура характеризуется полным отсутствием плюрализма в сфере политических отношений. Инакомыслие не только подавляется, но и предупреждается.

Можно также говорить о политических культурах западного(понимание самодостаточности человека для осуществления власти и отношение к политике как разновидности конфликтной, но вполне рационально организованной деятельности, в которой люди выполняют различные роли и функции; государство воспринимается как институт, защищающий права и свободы человека, отсюда развитие демократии)и восточного (религиозные доктрины практически поглотили критическую функцию светской философской науки; не поощрение юридических норм, а апелляция к моральному авторитету старших начальников; крайняя слабость индивида перед лицом общины и особенно государства; отсюда убеждение в необходимости обязательного посредника – гуру, учителя, старшего – между рядовым человеком и властью) типов.

Базовые ценности российской политической культуры сложились под воздействием наиболее мощных, не утративших своего влияния и в настоящее время факторов (прежде всего, геополитические причины – лесостепной ландшафт, резко континентальный климат, большие территории; общецивилизационные факторы, например, социокультурная срединность между Западом и Востоком, постоянная ориентация государства на чрезвычайные методы управления, мощное влияние византийских традиций, отсутствие традиций правовой государственности и низкая роль механизмов самоуправления и самоорганизации населения и т.д.).

Длительное и противоречивое влияние различных факторов в настоящее время привело к формированию политической культуры российского общества, которую можно охарактеризовать как внутренне расколотую, горизонтально и вертикально поляризованную культуру. В основании доминирующей традиционалистской субкультуры российского общества лежат ценности коммунитаризма (восходящие к общинному коллективизму и обусловливающие не только приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы личности, но и в конечном счете – ведущую роль государства в регулировании политической и социальной жизни), а также персонализированного восприятия власти, постоянно провоцирующего поиск «спасителя отечества», способного вывести страну из кризиса. Ведущей политической идеей является и «социальная справедливость», недопонимается роль представительных органов власти, тяготение к исполнительским функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью, незаинтересованность в систематическом контроле за властями, отрицание значения кодифицированной законности. Этот тип политической культуры отличает еще и склонность к несанкционированным формам политического протеста, предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтных ситуаций, невысокая заинтересованность в поиске консенсуса. Западные стандарты укоренены слабо и умозрительно (книжно).

Культурная самоидентификация российского общества возможна на пути преодоления раскола и обеспечения органического синтеза цивилизационного своеобразия развития страны и мировых тенденций к демократизации обществ и расширению инокультурных контактов между ними. Трансформировать в этом направлении политико-культурные качества российского общества можно прежде всего путем реального изменения гражданского статуса личности, создания властных механизмов, передающих властные полномочия при принятии решений законно избранным и надежно контролируемым представителям народа. Нашему обществу необходимы не подавление господствовавший прежде идеологий и не изобретение новых «демократических» доктрин, а последовательное укрепление духовной свободы, реальное расширение социально-экономического и политического пространства для проявления гражданской активности людей, вовлечение их в перераспределение общественных материальных ресурсов, контроль за управляющими. Политика властей должна обеспечивать мирное сосуществование даже противоположных идеологий и стилей гражданского поведения, способствуя образованию политических ориентаций, объединяющих, а не противопоставляющих позиции социалистов и либералов, консерваторов и демократов, но при этом радикально ограничивающих идейное влияние политических экстремистов. Только на такой основе в обществе могут сложиться массовые идеалы гражданского достоинства, самоуважение, демократические формы взаимодействия человека и власти.

Социализация. Включение человека в мир политики предполагает усвоение и поддержание им ее норм, образцов и стандартов поведения, традиций. Процесс усвоения человеком требований статусного поведения, культурных ценностей и ориентиров, который ведет к формированию у него свойств и умений, позволяющих адаптироваться к конкретной политической системе и выполнять в ней определенные функции называется политической социализацией.

В целом политическая социализация представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, она фиксирует усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий и прочих требований политической системы, с другой – демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть. Таким образом, влияние общества на политические качества личности неизбежно ограничивается внутренними убеждениями и верованиями человека. В то же время чуткость человека к внешнему влиянию, его способность воспринимать и усваивать предлагаемые социумом те или иные ценности, стандарты поведения зависят прежде всего от набора политических знаний, умений и навыков человека, и в первую очередь – от его субъективного состояния и выполняемых в политике ролей.

Постоянными спутниками человека, в значительной степени предопределяющими его возможности к усвоению и эффективность воплощения культурных стандартов, являются агенты социализации, через деятельность которых преломляется влияние всех внешних факторов. К ним относятся семья, система образования, общественные и политические институты (организации), церковь, СМИ и отдельные политические события (революции, репрессии властей, голод и т.п.), обладающие способностью кардинально влиять на систему убеждений и верований человека. Авторитет каждого из этих агентов зависит от многих причин, но прежде всего – от возраста и внутреннего состояния человека, интенсивности его включения в социальные и политические процессы, характера выполняемых им там функций, а также цивилизационных и исторических условий их осуществления. Например, в традиционных обществах более сильным влиянием обладает семья и вообще ближайшее окружение человека, а также церковь. В государствах современного типа сильнее проявляется авторитет образовательных и коммуникативных структур, которые шире включают массовый опыт в выработку индивидуальной картины мира политики, в большей степени формируя элементы надличностного видения человеком политической жизни. На более поздних этапах «модерна» и расширения влияния постмодернистских тенденций люди острее ощущают воздействие «симулятивных моделей» политического участия, т.е. тех норм и ориентаций, которые порождают эффект гиперреального мира (в виде образов, задаваемых рекламой, ТВ, образцами экспериментального моделирования мира средствамиискуства). В то же время приоритет воздействия тех или иных агентов социализации, сочетание их друг с другом, характер целенаправленного влияния на человека существенно разнятся в зависимости от того, что оказывает на человека преимущественное влияние – государство или общество. Государство организует взаимодействие всех агентов в рамках так называемого генерализованного потока социализации, направленного на формирование лояльности правящему режиму, на усвоение людьми ценостй господствующей политической культуры и идеологии, поддержание доминирующих стандартов политической игры. В целом такое воздействие неминуемо связано с распространением конформистских настроений, с поощрением политической пассивности, консервативных убеждений.

Характер воздействий агентов социализации кардинально меняется при организации их действий обществом. Множество различных социальных групп по-своему выстраивают взаимодействие разных агентов, придают им специфическую направленность, стремясь в духе собственных воззрений и убеждений повлиять на личность и способы ее включения в политическую жизнь. Такого рода активность разнообразных социальных групп и стоящих за ними институтов, объединений, субкультурных норм и идеалов способствуют возникновению в обществе многообразных состязательных потоков социализации. Независимо от того, что каждый из них несет собственные нормы, ценности и программу научения индивида политическим ролям, все они конкурируют не только друг с другом, но и с государственными структурами.

Конкурентный характер усвоения различных ценностей и стандартов политической культуры предопределяет и процесс формирования разнообразных типов политической социализации. В частности, в обществе сожжет сложиться гармонический тип политической социализации, отражающие психологически нормальное взаимодействие человека и институтов власти, рациональное и уважительное отношение индивида к правопорядку, государству, осознание им своих гражданских обязанностей. Человек, негативно относящийся ко всем социальным и политическим нормам (кроме «своей» группы), представляет гегемонистский тип политической социализации. Тот, кто в результате конкурентного усвоения разнообразных норм и ценностей будет признавать принципы равноправия с другими гражданами, правомочность их ориентации на предпочтительные для них идеи и свободы, а также выработает в себе способность менять свои политические пристрастия и переходить к новым ценностным ориентирам, будет представлять плюралистический тип политической социализации. Человек же, усматривающий цель своего политического участия в сохранении лояльности своей группе и поддержке ее в борьбе с политическими противниками, будет представлять тип конфликтный.

Характер и уровень политической социализации человека не могут оставаться неизменными на протяжении всей его жизни. Рассмотрение политической социализации в соотнесении с продолжительностью жизни человека позволяет выделить ее первичный и вторичный этапы.

Первичная политическая социализация характеризует первоначальное (обычно с 3–5 лет) восприятие человеком политических категорий, которые постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениями политической жизни. Здесь человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам культуры, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому для исключения в будущем аномальных, антисоциальных форм поведения необходимо соблюдать определенную последовательность в применении механизмов передачи ребенку политических норм и прошлого опыта. В частности, для сохранения естественного характера включения его в политический мир предпочтительны те социальные формы, в которых политическая информация неразрывно соединена с авторитетом учителя, примером деятельности старших и ни в коем случае не содержит жестких идеологизированных образов и понятий.

Вторичная политическая социализация характеризует тот этап деятельности человека, когда он, освоивший приемы переработки информации и осуществления ролей, способен противостоять групповому давлению и в индивидуальном порядке пересматривать идеологические позиции, производить переоценку культурных норм и традиций. Таким образом, главную роль здесь играет так называемая обратная социализация (ресоциализация), отражающая влияние самого человека на отбор и усвоение знаний, норм, приемов взаимодействия с властью. Вторичная социализация – непрерывная коррекция человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения и идеологических позиций. Несмотря на повышение роли самостоятельного выбора, основное значение на данном этапе имеют цели адаптации, приспособления человека к сложившейся политической системе.

Наши рекомендации