Стратагема точечного воздействия.
С развитием общества его структура все время усложняется. Системы получения информации, ее анализа и хранения постоянно модернизируются и изменяются, системы управления становятся многозвенными и специализированными.
Просто обладание преимуществом в ресурсах давно уже не является гарантией превосходства и победы. На первое место выдвигаются проблемы по оптимизации использования имеющегося потенциала, распределения стратегических сил, оптимизация системы анализа и управления.
Очень часто для получения эффективного результата не надо разрушать всю систему противника. Достаточно выявить одну слабую точку, оказать на нее акцентированное воздействие, нанести точечный удар или взять ее под свой контроль.
Аналогичные действия могут быть совершены для увеличения эффективности операций по получению стратегической информации. Вместо того чтобы собирать разрозненные фрагменты, проводить их анализ, можно попытаться сразу получить готовое обобщение, сделанное противником.
* * *
Если Вы хотите вывести из строя компьютер своего недруга, то у Вас есть несколько вариантов действий. Компьютер можно разбить кирпичом.
Компьютер можно украсть. В компьютер можно запустить вирус. Но можно испортить маленький вентилятор, стоимостью один доллар, который охлаждает главную деталь компьютера — его процессор. Процессор перегреется и перегорит, компьютер выйдет из строя, одновременно может быть утрачена вся информация на его жестком диске. В таком случае поломка может выглядеть естественно при радикальном решении проблемы.
* * *
Если Вы хотите выявить агентуру противника, действующую в Вашем государстве, способствуйте тому, чтобы главой шпионского ведомства Вашего противника стал романтичный дилетант, верящий в то, что с его приходом наступила эра милосердия, а шпионские страсти целиком стали уделом кинематографа. Такой романтик, неся на себе лично тяжелый моральный груз ответственности за темное прошлое своей организации, в рамках жеста доброй воли способен отдать Вам списки Ваших тайных врагов или ключи к таким спискам.
Не получается с романтичным дилетантом — завербуйте секретаршу, шифровальщика, переводчика или высокопоставленного офицера в разведке противника.
* * *
С 1985 по 1994 год на КГБ работал офицер ЦРУ Олдрич Эймс. В день своего ареста он занимал должность начальника советского отделения в отделе контрразведки ЦРУ. Эймс раскрыл советским органам сотни операций Центрального разведывательного управления США, выдал десятки агентов.
Среди американских агентов, которых сдал Эймс, в частности были: Адольф Толкачев, ведущий специалист в области создания самолетов- невидимок.
Сергей Моторин, сотрудник КГБ, официально являвшийся третьим секретарем посольства СССР в Вашингтоне. Именно Моторин передал американцам списки всех сотрудников КГБ, работавших в советском посольстве Вашингтона.
Валерий Мартынов, подполковник КГБ, сменивший в Вашингтоне Сергея Моторина.
Владимир Поташов, специалист в области проблем разоружения, работающий в Москве в Институте США и Канады.
Борис Южин, офицер КГБ, работавший в Сан-Франциско под прикрытием должности корреспондента ТАСС. Именно Южин сообщил американцам о наличии специальной группы КГБ "Север", специализировавшейся на вербовке американских граждан по всему миру.
Дмитрий Поляков — наиболее важный источник, выданный Эймсом.
Поляков — генерал советской армейской разведки, легендарный Цилиндр. В течение многих лет он передавал в ЦРУ данные о стратегических ракетах, противотанковых средствах, ядерной стратегии, химическом и бактериологическом оружии.
* * *
Стратагема используется при проведении военных действий.
Во время Второй мировой войны в вооруженных силах союзников существовала особая группа во главе с Сэмом Попским. Настоящее имя Сэма — Владимир Пеняков, он был бельгийцем русского происхождения.
Группа Попского (фамилия "Пеняков" оказалось слишком сложной для английских военных) в составе нескольких десятков человек действовала в Северной Африке.
Группа передвигалась по пустыне на джипах, была вооружена автоматами Томпсона, пистолетами "кольт" и ножами. На джипах были установлены пулеметы "Браунинг" (7, 62 мм и 12, 7 мм).
Самое известное африканское дело Пенякова-Попского — атака на немецкий аэродром вблизи Тобрука. В операции участвовало одиннадцать человек.
Вместо привычного джипа был использован грузовик.
За пять дней, преодолев около 700 километров по пустыне, грузовик оказался в районе Тобрука. Здесь он затесался в немецкий конвой и в составе колонны грузовых машин открыто въехал на территорию аэродрома.
Итоги операции: взорваны 20 самолетов, уничтожены склады горючего, авиабомб и запасных частей. Потери группы — три человека. Остальные благополучно вернулись в расположение войск союзников.
После окончания военных действий в Африке группа Пенякова переведена в Италию. Здесь, выдав себя за сержанта-интенданта итальянского штаба, Пеняков по телефону договорился о встрече для дегустации отборного коньяка с высокопоставленным немецким офицером, занимавшимся продовольственным обеспечением армии. Благодаря протекции офицера, "трофейный" джип итальянского сержанта Пенякова беспрепятственно прошел все посты и патрули. У офицера были обнаружены документы, по которым не составило труда определить численность и дислокацию немецких войск. Зачем делать налет на штаб противника, когда вся информация есть у интендантов?