Организация и быт военных поселений.
Из воспоминаний поселянина. Первая половина 1880-х гг.
Когда в первый раз прислали к нам солдат в деревню и у каждого хозяина поставили по одному солдату, мы себе думаем, да и слухи-то идут, что и нас сделают солдатами. Солдаты пришли, а зачем? Мы не знаем. Они нам ничего не говорят, живут себе несколько времени; должно быть, они и сами-то ничего не знали; так время и бредет.
Вдруг однажды в полночь десятский стучит под окном и кричит: «В Божонку на скоп». Наши мужички собрались и стали советоваться, думают, с какой стати в Божонку на скоп? Это какая-нибудь новость пришла! Слухи-то идут, что сделают солдатами, да и солдатов-то нагнана целая деревня, так уж верно есть что-нибудь новенькое, небывалое, а иные говорят: да уж недаром ночью требуют, верно дня-то мало. Не пойдем, говорят, в Божонку на скоп, туда уже не за добром зовут, а пойдемте лучше в монастырь, будем просить строителя, чтобы он нас на это время скрыл в монастыре, а там вперед, что Бог даст, «что миру, то и бабину сыну»…
А в деревню Эстьяны нагнали солдатов — ужасть сколько: везде дневальные, во всех переулках и заулках, около домов — везде все дежурные да караульные, так что тут никак нельзя скрыться. Прежде еще было объявлено, что кто сам пожелает бриться, тому жалуют шестьдесят рублей ассигнациями денег. Вот как понасиделись наши мужички взаперти на дворе, как пошло уже на десятые-то сутки, один какой-то удалец, говорят, вылез на крышу и кричит: бриться желаю! Его сейчас сняли с крыши тую же минуту, покормили, обрили, шинель надели и шестьдесят рублей денег ему дали. На него глядя, еще никак человек пять пожелали бриться, и тем тоже выдали по шестидесяти рублей. А прочие сидели, сидели, а, наконец, надо же что-нибудь делать; хоть сколько ни сиди, все тому же быть, да еще и слухи-то пошли, что как двенадцать суток отсидят да не сдадутся, то расстреляют. Все сделались такие смирненькие, что, говорят, верно делать нечего, надо повиноваться; верно время-то пришло, надо времю повиноваться! Ну, и сдались. Всех их обрили, шинели на них понадевали и — готовы…
Пришли мы домой, наши бабы как завоют, заголосят; иная и мужика своего не узнала. С этих пор стали выдавать нам помаленьку муницу (амуницию): когда галстучек, когда набрюшничек, когда что, все это помаленьку выдавали да нас постепенно приучали кой к чему. Потом, наконец, уже выдали и ружья, да и стали нас уже поучивать, как в карауле стоять, как ружья в сошки становить да выбежать, когда поедет и пойдет мимо караула начальник, и как ему честь отдавать. Дождались мы своего праздника Покрова, и в самый-то Покров нас первый раз нарядили в караул…
Как окончился наш праздник, нас погнали на ротный двор в Губарево, тут нам выдали эти чертовы краги и полную муницу. Да как принялись за нас, как начали нас добрых молодцов гонять каждый день на ученье, да не один раз, а два, да потом еще иди в караул, так нам небо с овчинку показалось. Как оденемся в полную-то муницу, как стянут меня, так просто не пыхнуть (вздохнуть). Когда муницу надевать, уже не подумай чего-нибудь закусить, а после, когда оденемся, возьмешь — закусишь чего-нибудь, пока еще воротник не застегнут, — так вот было время!.. Ни одно ученье бывало не пройдет, чтобы не драли кого, а все человек пять, десять, да так выдерут, что просто первым номером, а за что? — просто за какую-нибудь безделицу. У нас был ротный капитан Безрадецкий, хохол; ему бывало уж не молись, хоть Богом назови, но только, если что он задумал, так исполнит — такой был дракун, не тем будь помянут. Пошли строгости да чистота в избах, пока еще не перешли в связи. Печку чтобы топил и до свету, в избе чтобы было чисто, не было чего висячего, как в господской горнице. Печка чтобы была бела как снег, а чуть что не понравится, то сейчас бабе трепка. Чтобы вечером, как зажечь лучину — чистая беда — как будто бы ночной тут и стоял, али дневальный — сейчас к тебе в избу и, ничего тебе не говоря, хватит — да и на ротный двор; а уж туда стащит, так добра маленько; оттуда которая баба воротится, так закажет другу и недругу лучину жечь. Это все еще было по деревням, а потом, когда нас перевели в связи, тут еще тошнее стало, зимой снег так донимал, что любо. Зимы-то были морозные, снежные. Две линии надо было чистить: заднюю, по которой ездили постоянно все, и переднюю против окошек. С этой передней линии-то зимой только и знали, что снег чистили, да летом чистоту водили: по ней ездило только высокое начальство — граф или какой-нибудь генерал. Если в хозяйстве баба была одна, так она только и знай, что за чистотой смотри, другого дела и справлять некогда. Утром вставай с полночи да все чисти, чтобы к утру был пол вымыт, печка выбелена и все в исправности. А как подходит время к смотру, то еще хуже донимают...
12. Принципы внешней политики Николая I в период революций 1848-1849 гг.
Высочайший Манифест 14 марта 1848 г.
Божиею милостию Мы, Николай Первый, Император и Самодержец Всероссийский, и прочая, и прочая, и прочая.
Объявляем всенародно:
После благословений долголетнего мира, запад Европы внезапно взволнован ныне смутами, грозящими ниспровержением законных властей и всякого общественного устройства.
Возникнув сперва во Франции, мятеж и безначалие скоро сообщились сопредельной Германии и, разливаясь повсеместно с наглостию, возраставшею по мере уступчивости Правительств, разрушительный поток сей прикоснулся, наконец, и союзных Нам Империи Австрийской и Королевства Прусского. Теперь, не зная более пределов, дерзость угрожает, в безумии своем, и Нашей, Богом Нам вверенной России.
Но да не будет так!
По заветному примеру Православных Наших предков, призвав в помощь Бога Всемогущего, Мы готовы встретить врагов Наших, где бы они ни предстали, и, не щадя Себя, будем, в неразрывном союзе с Святою Нашей Русью, защищать честь имени Русского и неприкосновенность пределов Наших.
Мы удостоверены, что всякий Русский, всякий верноподданный Наш, ответит радостно на призыв своего Государя; что древний наш возглас: за веру, Царя и отечество, и ныне предукажет нам путь к победе: и тогда, в чувствах благоговейной признательности, как теперь в чувствах святого на него упования, мы все вместе воскликнем:
С нами Бог! разумейте языцы и покоряйтеся: яко с нами Бог!
Дан в С.-Петербург в 14 день марта месяца, в лето от Рождества Христова 1848-е, Царствования же Нашего в двадцать третие.
На подлинном собственною Его Императорского Величества рукою подписано:
"НИКОЛАЙ"