Пятая группа принципов истории

Принцип 38. Не стоит ожидать, что чёловек в своем развитии будет копировать природу. Человек триедин, в нем есть и животное, и Божественное (душа), и собственно человеческое. Поскольку история не природна и не божественна, то стоит ожидать в истории именно человеческой логики, человеческих законов, резко отличных от природных.

Принцип 39. Одним из примеров типично человеческой логики развития является последовательность 12 возрастных знаков. Знаки попросту идут в обратную сторону. Для природы это абсурд, ибо природа живет по законам самовоспроизведения. Человеку, причем каждому, дана уникальная возможность: благодаря обратной логике развития он может синтезировать в себе качества, не имеющие прецедентов. Возрастная обратная логика выглядит так: утро – ночь‑вечер – день.

Принцип 40 . Вопреки здравому смыслу 36‑летия в 144‑летних циклах идут сообразно не прямой логике, а обратной. Схема выглядит так: ночь – вечер – день – утро.

Принцип 41. Нет никаких сомнений в том, что первая фаза 144 летнего цикла подвластна мистическим стихиям (любовь, сон, хождение по кругу) и соответственно мистическим знакам – Крысе, Дракону и Обезьяне. Именно в мистическом тумане, поднимаясь над временем, новый цикл oбpeтaeт свои цели и задачи. Это еще не план, это всего лишь предчувствие. Главной особенностью первой фазы остается хождение но замкнутому кругу. Именно в этом хождении как бы без смысла и пользы происходит накопление энергии, которая выплеснется во второй фазе.

Принцип 42. Есть множество доказательств тому, что вторая фаза любого 144‑летнего цикла подвластна завершительско‑реалистической стихии. Смерч разрушения, страсть к завершению, тотальная слежка доносы, допросы… Ну и конечно, во главе всего, в центре жизни соответствующие знаки – Кот, Коза, Кабан. Пафос 36‑летия – в расчистке места для нового. Но это не конец, ибо чистильщики полны сил и энтузиазма, им кажется, что они строители, а не разрушители.

Принцип 43. Естественно, третья фаза достается самой созидательной силе – волевой стихии. На расчищенной и размеченной площади страны строится легко и быстро. В первую очередь речь идет о строительстве общества с повой структурой. Центральными знаками являются волевики – Лошадь, Собака, Тигр. Покой и воля…

Принцип 44. Четвертая фаза достается логической стихии, политически хоть и слабой, но по‑военному дисциплинированной. Центральные знаки – Петух, Бык и Змея. Главная задача – освобождение от инфантильности вновь рожденных классов, порядков. Обретение порядка и законности.

Принцип 45. Первая фаза пребывает вне времени. Вторая фаза обращена в своем пафосе к прошлому (разрушение). Третья фаза связывает прошлое и будущее. Наконец, четвертая фаза – ход в будущее. В этом прелесть исторический логики. Четвертая фаза не закрывает, не окукливает 144‑летний цикл. Напротив, именно четвертая фаза более других обращена в будущее, строит это будущее, хоть и на реках крови второй фазы и озерах нота третьей фазы.

Принцип 46. Тем, кто не слишком любит ссылаться на гороскоп, можно предложить следующую полуэмпирическую схему следования 36‑летий: накопление энергии (первая фаза), насильственные реформы (вторая фаза), бюрократизация, вовлечение всего населения в новое дело (третья фаза), освобождение (четвертая фаза). В общем‑то тот же смысл, те же слова. Можно еще сказать, что вторая фаза дарит монстров, титанов, демонов, третья плодит сереньких людишек, а четвертая склоняет к интеллектуальному взлету.

Принцип 47. В имперском 144‑летии власть всегда стремится все контролировать, но ни за что не отвечать. В каждом 36‑летии такую власть может осуществлять лишь та организация, которая максимально родственна царствующей стихии. Например, во второй фазе это карательные органы, в третьей – бюрократия, в четвертой – просветители и т. д.

Принцип 48. Несмотря на равноправие всех знаков, следует признать, что для каждого ритма положение любимчиков занимают лишь некоторые. Так, в Империи в первой фазе все 36 лет сохраняет свое главенство Крыса, во второй – все 36 лет в любимцах Кот, в третьей фазе не теряет своего значения Лошадь, в четвертой – соответственно Петух. Точно так же можно предполагать преимущество на Западе ортодоксальных знаков, а на Востоке закрытых.

Принцип 49. Результирующая картина гороскопа для Империи выглядит так: КРЫСА – Дракон – Обезьяна – КОТ – Коза – Кабан– ЛОШАДЬ – Собака – Тигр – ПЕТУХ – Бык – Змея.

Для Запада: Обезьяна – Крыса – ДРАКОН – Кабан – Кот– КОЗА – Тигр – Лошадь – СОБАКА – Змея – Петух – БЫК.

Для Востока: Дракон – ОБЕЗЬЯНА – Крыса – Коза – КАБАН– Кот – Собака – ТИГР – Лошадь – Бык – ЗМЕЯ – Петух.

Принцип 50. Самая интересная для нас четвертая фаза покровительствует не только журналистам, мультипликаторам и архитекторам, она еще и покровительница театрального действа. Театральность жизни в четвертой фазе не ограничивается только театральной сценой. Театром становится Кремль, Государственная дума, Москва, телеэкран, вся наша страна.

Принцип 51. Продолжая постижение векторного треугольника и, в частности, принципа 27, можно сказать, что результатом любого 144‑летия является чудо, связанное с основной народной стихией. На Западе народ – политик, а потому результирующее чудо политическое. На Востоке народ – коммерсант, а потому чудо экономическое. Самое интересное чудо несет Империя, где народ представлен идеологами. Итак, и Империи – чудо идеологическое.

Принцип 52. Темой каждого очередного идеологического чуда может стать лишь создание самой актуальной, самой передовой идеологии человечества. Здесь на помощь необходимо призывать учение об эпохах и возрастах человечества. Масштаб идеологического чуда может быть значительно выше масштаба одной нации и по времени может выйти намного дальше границ четвертой имперской фазы. Более того, пика проявлений идеологического чуда стоит ждать через 30–40 лет после четвертой имперской фазы.

Принцип 53. Идеологическое чудо рождается не на пустом месте, чудо творят люди. Но не герои‑одиночки, а представители нового властного класса. В Третьей России это военный класс (дворянство), в Четвертой России – технократы (люди с техническим и естественно‑научным образованием).

Принцип 54. Становление технократии в Четвертой России началось во второй фазе, к власти она пришла в третьей фазе, свободу получила в четвертой фазе. В тех же терминах можно описать становление военного класса в Третьей России. Пик творчества нового класса придет лет на 30 позже Империи.

Принцип 55. Забегая вперед, заметим, что наиболее грандиозны идеологические чудеса четвертых Империй: Четвертой Иудеи, Четвертой Англии, Четвертой России (раздел «Поиски Империи»),

Принцип 56. Забегая вперед еще дальше, можем отметить, что приход к власти технократов, технократическое идеологическое чудо приведет к так называемой гуманитарной революции, когда технический прогресс перестанет быть самоцелью и во главу угла станет человек и собственно человеческие проблемы. Именно технократам удастся ответить на некоторые из вечных вопросов.

Принцип 57. Обратная логика, доминируя в историческом развитии, вступает в противоречие с прямой логикой, более понятной человеческому сознанию. Поэтому ожидается одно (согласно прямой логике)‑, а получается другое (по обратной логике). «Черная» революция (вторая фаза) ожидается как праздник, весна, обновление. «Белая» революция (четвертая фаза), напротив, ожидается как кошмар, глад и мор. Долгие годы, а для некоторых впечатлительных людей и всю фазу, реальность не совмещается с представлением о ней. Так же и «серая» революция (третья фаза) воспринимается как застой, болото, а является временем прорыва в новейшие пространства. А «радужная» революция (первая фаза) кажется мощнейшим скачком вперед, хотя на деле водит всех по замкнутому кругу.

Принцип 58. В момент революционного переворота слабая стихия побеждает сильную. Именно в этом и состоит революционность, а иначе была бы просто эволюция. Для успешности в таком парадоксальном действии часто вызывается так называемая дополнительная стихия, сильная по отношению к старой власти и нейтральная (противолежащая) к новой власти.

Принцип 59. Центральная стихия в своей фазе пребывает в центре внимания. Это попятно. Стихия прошлого Зб‑летия относится к происходящему снисходительно, склоняется к отдыху и легкости бытия. Стихия грядущего 36‑летия вся в работе, кипении, иногда горении и даже сгорании. Стихия противолежащего 36‑летия чувствует себя вне времени и вне игры, ее удел романтические мечтания.

Принцип 60. Впрочем, представителей противолежащей стихии (романтиков времени) вполне может заинтересовать вариант попасть в центр всеобщего внимания. Для этого необходимо уйти в угнетенную сферу В Империи угнетенной сферой является сфера коммерции, сфера экономики. На Западе угнетенной является сфера идеологии. На Востоке угнетенной является сфера публичной политики, сфера борьбы за власть.

ЧАСТЬ V

ПОИСКИ ИМПЕРИИ

В общем‑то, теорию можно было развивать и дальше: история – явление достаточно безграничное. Можно было бы поискать теорию сходимости и расходимости государственных ритмов, теорию войн, теорию пересечения ритмов и т. д. Однако было ясно, что бесконечное теоретизирование способно лишь привести к тупику и дискредитировать дело превращения истории в стройную науку. Надо было опробовать теорию в деле.

Было несколько путей. Наиболее простым качался путь по расшифровке ритмов современных государств и активному предсказанию грядущих событий. Россия, США, Китай – с этими ярчайшими представителями трех предсказанных ритмов удалось справиться достаточно быстро. Однако никакого удовлетворения эта расшифровка не дала. Ибо невозможно изучить океан, наблюдая волны, бегущие по его поверхности. Надо было опускаться вглубь. Но ведь в истории можно тонуть бесконечно. Греция, Египет, Китай, а может быть, Шумер? Надо было на чем‑то остановиться, выбрать какую‑то ось для поисков.

Где искать ось? Тут сомнений не было. Конечно же, осью всей мировой истории были имперские циклы.

Вспомним кое‑что из теории имперского ритма. А именно Принцип 21: несмотря на редкость, краткость и эпизодичность имперских циклов, а может, именно благодаря этому, главнейшим для исторического процесса является именно имперский ритм. Империя связывает между собой Восток и Запад, но также прошлое и будущее. Человечество идет от глобального Востока к глобальному Западу. Но лишь через Империю.

Но почему? – спросите вы. Почему из трех равноправных ритмов один безвозвратно устарел, другой еще слишком молод, а третий – ни рыба ни мясо, как черт из табакерки выскочит на 144 года и пропадает, пока вновь не придется ему появиться, но уже в другом месте? Ответ и сложен и прост: потому что есть история, потому что есть движение вперед.

Итак, если мы вообще изучаем историю, если мы говорим, что история существует, а не является лишь плодом нашего воображения, то мы должны подразумевать, что история есть движение из пункта А в пункт Б. На некоторое время даже неважно, что это за пункты такие. Важно знать, что эти пункты есть и движение неумолимо и линейно. Иначе вообще нет смысла заниматься историей. Любые чисто циклические модели, в которых паровоз истории вечно ходит по кругу, неизбежно приведут нас к бессмысленности изучения истории.

Если мы уверены в прогрессе, то остается назвать пункты по имени и обрисовать способ удаления от А и приближения к Б. Все, что, мы знаем о ритме Запада – принципы прав человека, выборы, парламентаризм, – все это немыслимо для прошлого человечества. Напротив, все, что мы знаем о Востоке современном – муравейник, незаметность, общее выражение лиц, преданность вековым обычаям, вера в цикличность бытия – все это вполне приложимо и к прошлому. Ну как тут было не предположить, что человечество некогда пребывало в состоянии глобального Востока, а стало быть, в будущем придет к глобальному Западу! Компромисс между Западом и Востоком вряд ли возможен, иначе столь тяжко давшаяся человечеству история оказалась бы лишенной смысла.

Как Запад, так и Восток – ритмы стационарные, а потому их вполне можно сравнивать с неподвижными объектами. И в том, и в другом ритме можно <<откручивать» одно 144‑летие за друг им без всякого перерыва. Само представление о 144‑летии в таком «откручивании» почти теряет смысл. Всего‑то и дел, что фиксировать каждые полтора века экономические чудеса в странах Востока и политические чудеса в странах Запада.

А вот Империя, как выяснилось, более 144 лет выдержать не может. Ее идеологическое чудо настолько мощно переделывает весь строй жизни, настолько ломает представления нации о самой себе, что требуются значительные периоды отдыха (в режиме Востока или Запада). Таким образом, сам имперский ритм всегда есть движение от одной ступени построения общества к другой. Империя – всегда движение, прыжок или просто рывок, а может, и взлет… Я бы сказал, фазовый переход. Будем говорить, что имперский цикл – революция длиной в 144 года.

Наш паровоз (Империя), вперед лети… Но паровоз – не самоцель. Он лишь продвигает нас к конечной цели. К миру Запада? Не совсем. Дело в том, что цель не просто Запад, а такой Запад, где найдется место всему, что придумано Востоком и переработано Империей. Запад – как идеальная емкость для всего самого ценного. Именно Запад способен хранить не убивая; продлевать жизнь, ничего принципиально не меняя. Возрастные аналогии лежат на поверхности: Восток – детство, набор затхлых правил из прошлого; Империя – взросление, возмужание, активная работа мозга; Запад – старость, перелистывание страниц жизни, резкое замедление эволюции, паразитирование на былых умственных достижениях.

Теперь попробуем поставить себя на место биографа, причем биографа, который торопится понять суть человека. Он не станет исследовать старость человека и не будет копаться в его детстве. Он обратится ко времени свершений, времени переломов, времени решительного прощания с прошлым и созидания будущего, ко времени обретения своего лица.

Точно так же нужно поступать и тем, кто изучает историю: не копаться в древности, не нянчиться со старостью, а разобраться сначала во времени перелома, найти самые главные точки перелома, точки величия имперского ритма, точки, в которых прошлое и будущее стояли нос к носу.

Нет смысла объяснять, почему первыми были найдены четыре имперских цикла России (Руси). Весь исторический гороскоп пошел от Четвертой России. Метод сравнительного исторического гороскопа пошел от сравнения Третьей и Четвертой России и укрепился при обнаружении Первой и Второй России. Но что было делать дальше? Где искать иные Империи?

Хвост Змеи

Как искать имперские циклы, слава богу, было уже хорошо известно. Русские революции имперских циклов всегда очень точно прижимались к годам Змеи. Видны были и сами революции, и даже внутренние переломы. Гораздо труднее было искать точные даты переломов для тех русских периодов, когда торжествовал на Руси восточный ритм. А с имперским циклом, с революциями годов Змеи проблем не было.

945 год (вторая фаза). События этого года общеизвестны: смерть князя Игоря, начало регентства княгини Ольги. В течение 36 лет (от 909 года) шло накопление энергии, и теперь она бьет фонтаном в строительстве государства. Хорошо видны и внутренние переломы наступившего 36‑летия: 957 год – крещение Ольги, и 909‑й – смерть княгини Ольги, первый раздел русской земли на уделы.

981 год (третья фаза). Фактически фаза началась в 980 году (теория это вполне допускает) с убийства Яронолка и вступления на престол Владимира Святого. В полном согласии с теорией дата крещения Руси (988) – так называемый год всенародного ликования (открытое идеологическое решение).

1017 год (четвертая фаза). Год перелома в борьбе Ярослава за власть. Создание «Русской правды» (свода законов). Оба события растеклись несколько по времени, однако революционность 1017 года очевидна. В последующих имперских циклах наступление четвертой 36‑летки также менее концентрированно, чем другие революции, и это неудивительно, ведь четвертая фаза – это фаза свободного полета.

1053 и 1061 годы. Первая дата – окончание имперского 144‑летия, вторая – начало нового, ортодоксального (Восток) 144‑летия. Между этими датами 8 лет, эго расстояние между годом Змеи и годом Быка. Восьмилетний переход этот не должен нести бурю, так как является переходом от свободного полета к новому набору энергии. К первой дате «приурочена» смерть Ярослава (1054). О второй даче (1061) Карамзин сказал: «С сего времени начинаются бедствия России», Именно в 1061‑м был поход половцев, принесший невиданные опустошения русской земли. 1349 и 1353 годы (первая фала). Достойный конец для ортодоксального цикла (Восток) – создание необыкновенно богатого, но политически немощного государства. В 1349 году удалось откупиться от похода татар на Москву. Власть экономическая стала перерастать в политическую – требовался имперский рывок. В 1353‑м умер Симеон Гордый и началось правление Ивана II Красного. На втором переломе (1378) умирает митрополит Алексий, правитель при малолетнем Дмитрии Донском, а вслед за этим – победы па реке Воже (1378) и в Куликовской битве (1380).

1389 год (вторая фаза). Смерть Дмитрия Донского. Начало правления Василия 1, который во всем опередил Петра 1 ровно на 300 лет.

1425 год (третья фаза). Смерть Василия I. Начало княжения Василия II и правления регентского сонета при нем.

1461 год (четвертая фаза). Подготовительная работа закончена, можно расцветать. Умирает Василий II (1462), начинается правление Ивана III Великого. Казни князей‑заговорщиков (1462). Вступление на московскую службу Ярославских князей (1463). Через 12 лет процесс сбора русских земель набирает максимальную скорость. Окончание ига («стояние на Угре»).

1497 и 1505 годы. Первая дата – окончание имперского 144‑летия, вторая – начало нового, ортодоксального (Восток). Все эти 8 лет у власти оставался Иван III, но время стремительно менялось. В 1497 году появляется «Судебник» Ивана III – итог полуторавекового рывка, но в тот же год начинается династический конфликт в царской семье. В 1505 году умирает Иван III, начинается царствование Василия III. Раскол в церкви на иосифлян и нестяжателей. Отказ власти от проектов секуляризации церковных земель. Весьма символичное начало ортодоксального (Восток) цикла.

1649 и 1653 годы (начало первой фазы). Закапчивается ортодоксальный цикл принятием Соборного уложения царя Алексея (1649). Но имперский путь уже предрешен предыдущими событиями, и в 1653‑м начинается имперская буря. Последний земский собор, никонианская реформа, присоединение Украины.

1689 год (вторая фаза). Победа Нарышкиных. Приход к власти Петра I. Грядут великие перемены.

1725 год (третья фаза). Внезапная смерть Петра I. Создание Верховною тайного совета. Первое самостоятельное выступление гвардии. 1761 год (четвертая фаза). Смерть Елизаветы Петровны. Воцарение Петра III. Манифест о вольности дворянской, через год переворот и воцарение Екатерины II Великой. Так начинается золотая четвертая фаза, которой суждено решить все политические проблемы России.

1797 и 1801 годы. В 1796 году умирает Екатерина Н, на престол вступает Павел I. В 1797 году он принимает решение о восстановлении старого (допетровского) порядка престолонаследия. В 1801 году Павел I убит; начинается экономический цикл, закончиться которому не суждено. Наступает «дней Александровых прекрасное начало».

1873 и 1881 годы (первая фаза). «Союз трех императоров»; России впервые коснулся мировой экономический кризис; «хождение в народ» – 1873 год. Кажется, началась третья фаза экономического цикла (Запад), но цикл уже обречен. Он отторгнут, и в 1881‑м, с убийства Александра 11, начинается последний имперский рывок.

1917 год (вторая фаза). Революционность этого года очевидна так же, как и очевидна характерная для второй фазы силовая направленность. 1953 год (третья фаза). Революционность этого года недооценена. В любом случае Сталин умер точно так же, как и Василий I и Петр I, в точно положенный срок…

1989 год (четвертая фаза). На выборах от Москвы побеждает Ельцин, передовой отряд СМИ вырывается из‑под контроля КПСС.

(«Хронология русской истории», – «Наука и религия», 1993, № 2)

Разумеется, данная хронология писалась много позже открытия имперских циклов России. Но ей‑богу, достаточно было полистать любую энциклопедию, любой справочник и обнаружить: Владимир I (980–1015), Ярослав (1019–1054), Василий I (1389–1425), Василий II (1425–1462), Иван III (1462–1505), Петр I (1689–1725), Екатерина II (1762–1796). Минимальные арифметические навыки, зацикленность на годах Змеи – и глазам открывалась невероятная картина. Особенно важно было даже не обилие годов Змеи или близких к ним Дракона и Лошади и даже не близость интервалов правления к 36 годам. В конце концов сколько еще править человеку, не сто же лет! Особенно важно было, что все правители играли друг с другом согласованно, встраивались именно в 36‑летний шаг. Василию I из второй фазы отвечает Иван III из четвертой, Петру I из второй фазы отвечает Екатерина II. Кроме внутренней гармонии, в каждом цикле удивительно гармонировали одинаковые фазы из разных циклов – вторые фазы походили на вторые, четвертые на четвертые.

Конечно, во всех этих рассуждениях есть доля лукавства, Ведь вторыми и четвертыми эти фазы были не сами по себе, а лишь после неких построений историка‑теоретика. Какое‑то напряжение ума все же потребовалось, чтобы фазы пронумеровать. И все же напряжение это было минимальным, настолько все было просто и красиво.

Увы, красота эта была лишь в истории России. Как только пытливый взор пересекал границы нашей родины, сразу же появлялись проблемы. Скажем, тюдоровская Англия. Ярчайший представитель – Генрих VIII, идеальное отражение сути второй имперской фазы. Правил с 1509 по 1547 год. Первая дата – год Змеи, вторая– год Змеи плюс два, что тоже неплохо. По русской традиции, должно быть правление великого правителя с 1581 по 1617 год (четвертая фаза). И действительно, великий правитель есть – Елизавета Тюдор. Но правит она не 36 лет, а 45, и даты этого правления никак не вместить в одну фазу (1558–1603). Есть над чем подумать.

Возьмем другого очевидного имперского правителя – Августа Октавиана, который правил с 27 года до н. э. до 14 года н. э. Первая дата – год Лошади, вторая – год Собаки, между ними 40 лет. Легко представить, что фаза длится с 28 года до н. э. до 9 года н. э., а Август «пересидел» лишних 5 лет, как пересиживали Ярослав или Иван III. Однако найти другие фазы, ориентируясь лишь на даты чьего‑либо правления, невозможно.

Более прост случай с Османской империей. Мехмед II Завоеватель правил с 1451 до 1481 года. На этих датах можно сконструировать границы второй фазы (1449–1485). И если произвести стандартную операцию, то получим границы четвертой фазы (1521–1557). С радостью и удивлением найдем в энциклопедии типичного для четвертых фаз Сулеймана I Великолепного, правившего с 1520 по 1556 год. Однако этот случай – скорее удачное совпадение, чем закономерность. В большинстве других имперских циклов такого везения не наблюдалось.

Выискивание имперских циклов по змеиным хвостам было основным, но не решающим методом» поисках Империи. Можно вспомнить еще правление Акбара (1556–1605) – 49 лет от года Дракона до года Змеи, правление Соломона с 965‑го по 928‑й, что соответствует 37 годам от года Дракона до года Змеи, правление царя Ирода (40–4) – 36 лет от Змеи до Змеи… Конечно же, эти даты дали толчок к поискам тех или иных циклов, однако не определяли их полностью. Более того, многие даты (все те же годы Змеи) смущали, сбивали с толку. Так, Генрих V начал править в Англии в год Змеи (1413), а Генрих VI закончил свое правление в‑год Змеи (1461). В той же Англии знаменитый Оливер Кромвель устанавливает свою диктатуру именно в год Змеи (1653). Также в год Змеи произошла так называемая Славная революция (1689). Все эти события происходили вне имперского ритма. Во Франции в годы Змеи приходили к власти Людовик VII (1137), Людовик XI (1461).

В близкие к Змее годы приходили к власти другие Людовики: в год Козы (1223) – Людовик VIII, в год Лошади (1498) – Людовик XII, в год Козы (1643) – малолетний Людовик XIV. Разумеется, примеры можно продолжать очень долго.

Вывод один: хвост Змеи – только повод для поиска имперского цикла. Во‑первых, надо подробнее изучать историю. (Что толку, что Людовик XIV пришел к власти в год Козы, если ему на тот момент было всего‑то пять лет?) Во‑вторых, нужны более солидные основания для поиска имперских циклов в том или ином периоде истории.

Наиболее солидным основанием для поиска имперских циклов исходя из первоначальной теории стоило считать беспрецедентную политическую мощь, укрепление и централизацию государства и, разумеется, внешнюю экспансию.

Если верить этому принципу, то легко попадали под подозрение и Рим времен Августа, и Халифат, и Османская империя, Англия Елизаветы и Англия Виктории. Все это так. Но, кроме того, под подозрение попадали и множество восточных деспотий, абсолютистская Франция, Испания времен покорения Америки, объединяющаяся Германия, современные США и т. д.

Становилось понятно, что этих признаков недостаточно, нужна фундаментальная идея, которая даст понятию «Империя» совершенно иной смысл. В самом деле, политическая мощь, тем более на краткий срок, не может быть исторически оправданной целью. За всей этой внешней мишурой должно было быть что‑то еще. Особенно ясным это становится после того, как начинаешь осознавать масштаб, которого могут достигнуть идеологические чудеса, завершающие имперские циклы. Так что не годы Змеи, не политическую мощь, а идеологические чудеса надо искать в первую очередь.

Наука и религия

Необходимость погружения в исторические глубины еще можно было оправдать желанием теоретика немного поднатореть в практике, полюбоваться могуществом своей теории. Но влезать в пучину религиозных хитросплетений казалось чистым безумием. К тому же религия, скорее, сфера субъективных пристрастий, чем объективных оценок. Человечество в целом в состоянии дать единую оценку Гитлеру или Сталину, Черчиллю или Петену. Однако человечество крайне затруднится определить роль в мировой истории буддизма или индуизма, ислама или православия. Чего стоят разговоры о том, что существуют так называемые тоталитарные секты, которые надо обязательно запрещать!

Однако очень скоро стало ясно, что между имперскими поисками и прозрениями и становлением единобожия существует необычайно мощная связь. Первая статья на эту тему – «Русская история и православие» – была опубликована в том же номере «Науки и религии», что и «Хронология российской истории».

Четыре имперских цикла России подарили четыре уклада. Поскольку четвертый уклад заключительный, именно в нем должно реализоваться предназначение тысячелетней истории русского народа.

Николай Бердяев: «Русская мысль, русские искания… свидетельствуют о существовании русской идеи, которая соответствует характеру и призванию русского народа. Русский народ, по своей вечной идее, не любит устройства этого земного града и устремлен к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму. По Новый Иерусалим не оторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдет. Для Нового Иерусалима необходимо еще пережить эпоху Духа Святого, в которой будет новое откровение об обществе. В России эго подготовлялось».

Чему же обязана Россия тем, что результатом ее существования станет новое духовное знание, которое она подарит человечеству? Ответ можно найти, если рассматривать ее историю как четыре действия, два из которых – вхождение в православие, а два – выход из него.

Первый рынок (909‑1053) был тем временем, когда закладывался весь план русской истории. Крещение, вхождение в православие, обращение к книжной культуре определило всю дальнейшую судьбу. Во втором рывке (1449 год) Московское государство отказалось принять Флорентийскую унию: русское православие стало независимым духовно и юридически и от своей матери – Византии, и от католического мира. Историк С. М. Соловьев пишет, что это «одно из тех великих решений, которое на многие века вперед определяет судьбу народов». Православие стало основой Русского государства. Именно оно толкало его на борьбу с татаро‑монгольским нашествием, оно же поставило вопрос о воссоединении всех православных земель под властью Москвы. Ему принадлежит формулирование мессианской идеи русского народа о Москве как о Третьем Риме. Православие стало духовным фундаментом русской культуры.

Два шага внутрь православия совершены, теперь идет выход из него, выход, сопровождающийся переработкой ортодоксальных идей в идеи духовной свободы, духовной Воли. На переломе стоит фигура Никона: его реформы стали началом Великого раскола. 1653 год – начало реформы Никона, год входа в третий волевой рывок. Впервые светская власть встала над духовной. Православие из поводыря превратилось в помощника.

Но духовная мощь православия перелилась не только в государственную идею, но и в светское искусство, которого до третьего рывка Россия почти не знала. На протяжении всего существования третьего уклада (1761–1917) Россия не переставала удивлять мир грандиозной духовностью своего искусства, в основном литературы.

Важно также и то, что именно в третьем рывке Россия начала вбирать в себя все новые и новые народы, не ассимилируя их. Сохранение национального и религиозного достоинства народов – залог того, что Россия уходит от догматического доминирования чисто русской и чисто православной идеи и подготавливает почву для вселенских и наднациональных идей четвертого шага, четвертого волевого рывка.

Разумеется, важнейшим шагом, оправдывающим и искупающим всю нашу историю, является четвертая фаза четвертого рывка, то самое время, в котором мы живем. До 2025 года должно произойти двойное проявление российской истории, и всех нас должна переполнять гордость за оказанное нам историей доверие. Но это – и величайшая ответственность. Новая духовность будет лишена ортодоксальности и, но сути, уже не будет религией. Но религиозна, православна та сфера, в которой она росла, а потому она будет походить на своего прародителя.

В нервом действии своей истории Русь была крещена миром, в четвертом действии своей истории уже она будет крестить мир. Свершив свое предназначение, Россия как государственное образование трансформируется в некую иную форму, но никак не ранее этого, ибо история не кончается на полуслове. Россия же своего Слова, окончательного Слова еще не сказала.

(«Наука и религия», 1993, № 2)

Нам, людям выросшим во времена сначала воинствующего, а затем скептического атеизма, очень трудно оценить истинный масштаб религиозных постижений человечества. Да что там атеизм, культура, которая пропитывает нас с детских лет до старости, либо антирелигиозна, либо мнимо религиозна, либо религиозна чисто формально, поверхностно, без проникновенности. От всего этого возникает ощущение, что идеи христианства или ислама не лучше и не хуже множества других идей как религиозных, так и светских, научных, художественных, технических. На наших полках сотни книг, и Библия – лишь одна из этих сотен.

Однако если чуть‑чуть внимательнее приглядеться к истории, да и к культуре тоже, то легко заметить, что без воздействия христианства, ислама, иудаизма не свершается фактически ничего вот уже две тысячи лет. Сила христианства, если измерять ее в человеко‑часах или человеко‑километрах, вообще не знает себе равных. Если же измерять силу христианства в единицах индуктивности, единицах силы, порождающей работу мозга, силы, стимулирующей воображение, тягу к творчеству, то окажется, что сравнивать просто не с чем. Ведь все, что мы видим вокруг себя, и есть порождение христианского мира.

Не вдаваясь в подробности, можно было бы просто перечислить все живописные полотна на христианские темы, все музыкальные произведения, созданные для христианства, все книги, написанные по поводу христианских идей, все архитектурные сооружения, созданные в рамках христианства. Потом, после этого длительного перечисления, взять первую производную: перечислить все, что создано в рамках той культуры, которая создана христианством. Потом взять вторую производную, третью…

Впрочем, не будем заниматься «математикой» христианства, а попробуем сразу же перейти к ответу. В чем причина? Почему именно религии единобожия (иудаизм, христианство, ислам) оказались столь плодовиты и могучи, хотя на свете много других религий, более цветистых, более подробных, более привлекательных, менее абстрактных и занудных?

Ответ если и не прост, то очень прозрачен и ясен. Именно единобожие сумело отделить человека от природы и Бога от человека, именно единобожие сумело разомкнуть кольцо времени, найти в циклическом процессе бытия начало и конец. Разомкнув время и разделив мироздание на категории, единобожие породило эпоху прогресса.

Стало ясно, что рождение прогресса и рождение единобожия – суть тождественные явления. Поскольку же прогресс тождественен имперскому ритму, то получается тождественная связь между единобожием и Империей.

Означенное допущение было, по сути, революционным прорывом в поисках Империи. Получалось, что времена до рождения единобожия для поисков закрываются вовсе. Искать имперские циклы имело смысл лишь там, где пребывали центры рождения новых религиозных идей: Иерусалим, Рим, Константинополь, Лондон, Мекка, Москва и т. д. Наконец в новые времена, когда легко увидеть снижение интереса к единобожию, значение имперских циклов также должно понижаться, вплоть до того, что имперский ритм и вовсе исчезнет из истории.

Отождествив такие далекие понятия, как прогресс, единобожие и имперский ритм, мы можем отсечь подавляющее большинство «змеиных хвостов», оставив лишь те, что ведут к мировым религиозным центрам. Однако остается еще очень существенный вопрос.» сколько понадобилось имперских циклов Иерусалиму, чтобы стать Иерусалимом, Риму, чтобы стать Римом, Москве, чтобы стать Москвой?

Вечный народ

Началось все с размышлений о вечном городе. Вечный город Рим, еще более вечный Иерусалим. Москва – тоже вечный город. А Лондон чем хуже? А тут еще Константинополь, Париж, Киев… Размышления были путаные, неясные, но что‑то в них было. Санкт‑Петербург трижды менял свое имя, Москва не меняла ни разу Константинополь стал Стамбулом, Рим остался Римом, но потерял свою империю, Иерусалим ровняли с землей, Москву сжигали, но она возрождалась снова и снова. Главное же было в том, что Империя всегда очень центростремительна, всегда в большей степени столица, чем гигантское государство. Апофеоз Империи не в том, чтобы охватить гигантские степи, леса или моря, а в том, чтобы, захватив огромные территории, все, что есть на этих территориях прекрасного (драгоценности, ценности культуры, люди), сгрести в свою столицу, свалить все в кучу, сесть на эту кучу и выжать из нее то, что и называется прогрессом: новые идеи, принципиально новые идеи.

Столицы империй – вечные города. Стало быть, народы Империй – вечные народы. Все эти рассуждения не могут быть признаны научными, скорее, они догадки, предположения. Да и о какой науке можно говорить, когда за все годы поисков было обнаружено всего‑то три вечных народа, один из которых станет вечным только в XXI веке, другой стал вечным менее ста лет назад. Фактически, вся теория вечных народов разработана на одном‑единственном народе – евреях.

Предлагаемый вашему вниманию фрагмент увидел свет в конце 1992 года, хотя, судя по всему, идея о существовании вечного народа возникла раньше. В любом случае, идея о вечном народе была заложена в <

Наши рекомендации