Четвертая группа принципов истории
Принцип 29. Следующей за 4‑летием и 12‑летием единицей исторического, времени стоит признать 36‑летие. Однако в отличие от первых двух 36‑летие не имеет биологической основы (скажем, не существует 36 знаков гороскопа). 36‑летка несет только исторический, только социальный смысл. Смысл 36‑летки виден лишь в способности общества к самоорганизации. Появление 36‑летнего ритма есть явление отрыва человека от законов природы и шаг к обретению чисто человеческих, социальных законов.
Принцип 30. Именно 36‑летие является элементарной частицей исторического процесса, обладающей внутренней стабильностью и смысловой самостоятельностью. (Чем революционнее границы 36‑летия, тем выше его самостоятельное значение.) В имперском ритме каждое 36‑летие определяется одной моделью власти, в западном ритме одной моделью экономики, а в восточном ритме одной идеологической моделью. (Подробнее эта тема будет раскрыта в следующей части книги.)
Принцип 31. Почему 12‑летия сгруппированы но три, а не по 4 или но 5? Логично предположить, что трехфазность нужна для того, чтобы описанная выше модель могла сформироваться (12 лет), стабилизироваться (12 лет) и как следует разложиться (12 лет), дабы в следующем 36‑летии смогла бы сформироваться новая модель. Итак, самое очевидное строение 36‑летия: подъем – стабилизация – упадок.
Принцип 32. Подъем, безусловно, ведет к стабилизации, ибо забирает слишком много энергии поиска, слишком много ума, причиняет слишком много беспокойства. Усталость от перемен – основа стабилизации. Стабилизация ведет к застою и упадку не столь очевидно. Однако известно, что тот, кто перестает двигаться вперед, обязательно будет отброшен назад. Скука – предвестник развала.
Принцип 33. Упадок старой модели власти, нарастающий все третье 12‑летие, неизбежно вызовет зарождение новых идей, новой активной элиты, которая будет участвовать в революции, начнет строительство новой модели и возглавит подъем в новом 36‑летии.
Принцип 34. В имперском ритме 12‑летие подъема неразрывно связано с открытыми знаками (Крыса, Лошадь, Петух, Кот), с их идеей синхронизации общества. Таким образом, в Империи подъем есть не что иное, как объединение развалившегося перед революцией общества. Второе 12‑летие, сохраняя декоративное значение открытых идей, на деле подчинено идеям ортодоксальных знаков (Дракон, Собака, Бык, Коза). Речь идет о стабилизации. Наконец, третье 12‑летие предназначается для развала общества, его атомизации. Этот процесс идет под мощным воздействием идей закрытых знаков (Обезьяна, Тигр, Змея, Кабан).
Принцип 35. Главенство новой стихии не наступает одновременно во всех сферах. Так, в имперском ритме политический подъем начинается в первый год 36‑летия, экономическое пробуждение лишь на четвертый год, а новая идеология начинает зарождаться лишь на восьмом году. Таким образом, если время открытых знаков в политике кончается на 12‑м году, то в идеологии открытые знаки доминируют до 20‑го года фазы. Аналогично вычисляются графики прохождения других сфер и стихий.
Принцип 36. Социальная структура знаков, определяющая смену стихий внутри 36‑летия, однозначна только там, где живет имперский ритм. На Востоке и на Западе социальная структура раздваивается и теряет свою четкую осмысленность, отчего строение 36‑летия как на Западе, так и на Востоке гораздо менее четко, чем в Империи.
Принцип 37. Последовательность из трех 12‑летий умеет копировать порядок стихий трех четырехлетий. Так, в имперском 36‑летии первое 12‑летие решает политические задачи (установление власти), второе 12‑летие решает экономические задачи, третье – идеологические. Соответственно на Западе первые 12 лет заняты экономикой, потом идеологией и лишь под занавес политикой. На Востоке первые 12 лет 36‑летия уходят на ранение идеологических проблем, вторые – политических, и лишь третьи – экономических.
ЧАСТЬ IV
ОБРАТНАЯ ЛОГИКА ИСТОРИИ
До сих пор мы рассматривали те принципы истории, которые имеют хоть и отдаленное, но все же сходство с теми или иными научными разделами арифметики, географии, алгебры. И вот теперь наступает очередь познакомиться с логикой, чуждой природе, Чуждой здравому смыслу, который, как известно, опирается на природные аналогии. Собственно говоря, именно эта обратная логика является единственно человеческой. Не в том смысле, что она понятна человеку: обычному человеку она малопонятна; а в том смысле, что все в человеке, что возвышается над животным, над природой, развивается именно по законам обратной логики. Автор оказался не чужд обыденному мышлению, а потому не сразу разглядел обратную логику. Там, где надо было увидеть обратный ход знаков, забыв подумать, я увидел ход прямой.
История ошибки
Еще ничего не зная о разнице между 36‑летиями, я предположил, что четыре 36‑летия (1881–2025) описываются стандартной природно‑арифметической логикой (утро – день – вечер – ночь или весна – лето – осень – зима). При этом получалось, что первое 36‑летие (1881–1917) – период планирования, затем идут 36 лет осуществления плана. С 1953 по 1989 год исчерпываются все резервы, подводятся итоги, дабы в последнем, четвертом 36‑летии (1989–2025) наступил отдых, праздник, фестиваль. Увы, но след этого заблуждения даже зафиксирован в публикации «Солнечные часы истории».
Уведомив читателей о том, что в целом 144‑летний имперский цикл был посвящен форсированной индустриализации, авторы демонстрируют прямую логику событий.
Общий закон циклического развития указывает, что первая фаза (утро) – это фаза планов, накопления потенциальной энергии. И лишь вторая фаза (день) приводит к крутому перелому, когда утренние планы начинают реализоваться, потенциальная энергия переходит в кинетическую. И если с 1881 по 1917 год проходило зарождение общественного строя и экономической системы нового типа (формулирования задачи), то с 1917 но 1953 год планы эти были реализованы: индустриальная Россия стала реальностью. Период с 1953 но 1989 год можно назвать периодом вырождения созданной системы или периодом исчерпания всех ее возможностей. Таким образом, мы видим, что 1989 год имеет значение куда большее, чем просто число в ряду себе подобных. Он завершает 36‑летний период и открывает четвертую фазу безрыночной индустриализации России. Пройдя три фазы развития, страна должна пройти и четвертую – период самоотрицания трех предыдущих этапов.
(«Советский цирк», 9 ноября 1989 г.)
С точки зрения здравого смысла все эти построения казались безупречными: 144‑летний изолированный цикл так же, как и любой другой, должен иметь начало и конец, свой план и свою реализацию, свое последовательное и. планомерное движение вперед. Сказав «А», надо было говорить «Б». Поэтому пришлось утверждать, что в первом 36‑летии тон задают логические знаки (Петух, Бык и Змея), вторая фаза должна активизировать волевые знаки (Лошадь, Собака и Тигр), а третья – знаки завершительские (Кот, Коза, Кабан). Наконец, под занавес в силу должны вступить мистические знаки (Крыса, Дракон, Обезьяна). Отсюда вытекало, что в наступившем 1989 году знаком номер один становилась Крыса, а заодно с ней ее преданный слуга – знак Лошади. Все это было очень утешительно для автора, родившегося в год Лошади и имеющего среди друзей и соратников огромное количество Лошадей. Набрать любое количество Крыс также не составляло проблемы, только свистни… В статье «Берегите Тигров» (1990) указывается, что эстафету от Тигров принимают политики годов Лошади, Собаки, Крысы и женщины года Петуха. Легко увидеть, что предпочтение отдано волевым и открытым знакам и примкнувшей к ним Собаке. В свое оправдание я могу лишь сказать, что ошибся в том месте, где, в общем‑то, не успел подумать над тем, что не только знаки должны соответствовать фазам, но и целые пласты жизни. Например, завершительским знакам (Кот, Коза, Кабан) должна соответствовать атмосфера всеобщей подозрительности, шпиономании. А у власти должны быть сыщики, карательные органы. Напротив, волевым знакам должна соответствовать обстановка не столько карательная, сколько запугивающая. У власти при этом должны быть не каратели, а политики, аппаратчики. Учитывая это, я легко бы выбрал номера фаз для означенных стихий.
Впрочем, ошибки вещь полезная. В структурном гороскопе, несмотря на быстроту его создания, ошибок было очень мало. Причем немногочисленные ошибки всегда предшествовали особенно крупным открытиям, означавшим прорыв в новые пространства.
Однако прежде, чем мы подойдем вплотную к открытию обратной логики, стоит вскользь упомянуть о другом открытии, которое косвенно подготовило сознание к зазеркалыюму восприятию истории. Речь идет об открытии возрастной последовательности знаков.