ВОПРОС: Уважаемый господин Президент, хотелось бы узнать Ваше мнение о глобальных процессах, происходящих в Центральной Азии, и о роли Таджикистана в экономическом и политическом развитии региона.

ОТВЕТ: Говоря о глобальных процессах в регионе, прежде всего следует сказать, что народы и страны Центральной Азии в настоящее время переживают глубокие изменения в обновлении жизни на рубеже веков и тысячелетий.

Эти изменения происходят не автоматически, а в результате борьбы альтернативных, порой взаимо-исключающих тенденций и сил, каждая из которых пытается увлечь своей перспективной развития. Силы-то реальные, но вот этого не скажешь о некоторых провозглашенных целях, которые являются не только нереальными, но и, более того, грозящими катастрофой.

Трагичность судьбы Центральной Азии заключается в том, что почти никогда у ее народов не было возможности довести до золотой зрелости плоды различных форм и путей политического и экономического развития. Почти всегда Центральная Азия оказывалась объектом борьбы за сферу влияния и разрушения для внешних и внутренних сил, едва устанавливалась какая-либо политическая и экономическая устойчивость. Так было во времена арабских нашествий, затем Чингисхана, средневековых междоусобиц и в конце XIX-го века, в противоречивом XX-м столетии. Глобальные процессы и геополитический расклад сил исторически сложились так, что Центральной Азии почти всегда сопутствовала альтернатива неустойчивого развития.

Именно поэтому мы считаем, что исторически оправданны действия центральноазиатских стран, пытающихся каждая по-своему отодвинуть от себя угрозу катастрофического хода событий. Каждая страна региона вправе искать и находить свои пути развития.

Народ Таджикистана в годы гражданской войны испил чашу страданий и лишений, угроза афганизации и балканизации была так близка, что лучшие люди ужаснулись такой альтернативе и сделали все, чтобы сохранить страну и ее целостность, стабилизировать обстановку, установить мир.

В уходящем столетии мы обрели значительный потенциал научно-технического, производственного и экономического развития. Этот потенциал сегодня заработает только в условиях успешного проведения нами реформ и восстановления экономики на качественно новой основе. То есть он не исчезнет, но приумножится, став соразмерным новым условиям.

Таджикистан занимает ключевое положение в устойчивом развитии центральноазиатского региона, являясь богатейшей страной по природным и гидроэнергетическим ресурсам. Только совместное интегрированное развитие экономики региона отодвинет угрозы и вызовы, возникающие в Центральной Азии.

ВОПРОС: В последнее время руководители ряда стран-членов СНГ не раз подвергали критике действенность Содружества, отдавая приоритет двухсторонним межгосударственным отношениям. Насколько, по Вашему мнению, деятельность СНГ отвечает веяниям времени? Какова роль двухсторонних соглашений в отношениях Таджикистана со странами СНГ, например, с Россией и Узбекистаном?

ОТВЕТ: Таджикистан с момента создания СНГ и до настоящего времени самым активным образом участвует во всех процессах, происходящих в Содружестве. Свидетельство этому то, что Таджикистан представлен во всех без исключения органах СНГ, и на сегодняшний день нами подписано большинство соглашений, решений и других документов самого разного уровня.

СНГ как региональное объединение играло и продолжает играть определенную роль в интеграционных процессах и укреплении обороноспособности входящих в него государств. Однако Содружество на пути своего становления сталкивается с большими трудностями и проблемами. Большинство принятых решений и документов на высоком уровне остаются нереализованными.

Положение, которое сложилось к началу 2000-го года в Содружестве, требует весьма энергичных совместных усилий, способных преодолеть ряд препятствий, ставших традиционными факторами негативного свойства. К сожалению, топтание на месте и не проявление своевременного внимания к проблемам экономической интеграции вынудили некоторые страны СНГ самостоятельно изыскивать возможности выхода из кризиса, что нередко сопровождалось осложнениями отношений внутри Содружества. Эти и другие факторы дают некоторым политикам повод утверждать о якобы "тихом закате СНГ".

Однако нельзя забывать, что Европейский союз, который часто ставят в пример, также не сразу строился. Целых 40 лет потребовалось, чтобы устранить многие препятствия и трудности на пути интеграции стран ЕС. А мы хотим, чтобы завтра все у нас заработало, и на барханах яблони зацвели. Не надо бежать впереди паровоза. Мы слишком завышаем планки возможного, ставим недостижимые цели и потом удивляемся, что у нас ничего не получается.

Таджикистан с оптимизмом смотрит как на развитие многосторонних отношений в рамках СНГ, так и на двухсторонние связи со странами Содружества. Обнадеживают нас, прежде всего политические итоги январского саммита глав государств СНГ, где каждый из его участников разделял уверенность в том, что у Содружества есть будущее. Подошли страны СНГ впервые за много лет вплотную и к такому единому документу, как Программа действия по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005-го года. В документах саммита нашли отражение тенденции к консолидации усилий как в плане экономической интеграции, так и в плане военно-технического сотрудничества и коллективной безопасности. Представляется, что основными составляющими процесса дальнейшего развития Содружества являются укрепление и расширение экономических взаимосвязей стран - членов СНГ, развитие многостороннего взаимовыгодного сотрудничества, в первую очередь в сфере формирования зоны свободной торговли.

Этому будет способствовать и начатый процесс реорганизации Исполнительного аппарата СНГ. Вселяет надежду приход к руководству в России энергичного политика В. Путина и единодушное избрание его в качестве председателя Совета глав государств СНГ лидерами государств Содружества.

Что касается двухсторонних отношений, то они не подменяют многостороннее сотрудничество, а, наоборот, укрепляют и дополняют его. В этой связи для нас крайне важным является стратегическое партнерство с Российской Федерацией. В геополитическом и геоэкономическом плане национальные интересы Таджикистана во многом совпадают с интересами России как в Центрально-Азиатском регионе, так и на постсоветском пространстве. Как в прошлое, так и в настоящее время Россия оказывала и продолжает оказывать всестороннюю поддержку Таджикистану. Неоценима роль России в политическом урегулировании внутритаджикского конфликта. Россия является главным экономическим и торговым партнером Таджикистана. Подписано более 100 межгосударственных и межправительственных документов между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией. Последние события в России в конце прошлого года, на наш взгляд, должны положительно влиять на развитие таджикско-российских отношений, которые в ближайшее время приобретут больше динамизма, станут более плодотворными и стабильными.

Немаловажное значение для нас имеет и таджикско-узбекское сотрудничество на двухсторонней основе в силу сложившихся условий и факторов. Это - протяженная совместная граница, прохождение основных коммуникаций двух сторон по территории друг друга, взаимозависимость в обеспечении топливно-энергетическими и водными ресурсами и другие. Не следует сбрасывать со счетов давние исторические узы дружбы и добрососедства между народами Таджикистана и Узбекистана.

Такая экономическая взаимосвязь государств, географическая и культурно-историческая близость объективно предполагают развитие и углубление многогранного сотрудничества двух стран. Развитие отношений с Российской Федерацией и Республикой Узбекистан не могут быть эффективными без тесных отношений Таджикистана с Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, а также с Туркменистаном, с которыми мы стремимся укреплять и развивать как двухсторонние, так и многосторонние связи.

Наши рекомендации