На республиканском совещании
РАБОТНИКОВ АПК
12 февраля 2000 года.
Уважаемые друзья!
Три тысячи лет назад патриарх земледельцев планеты Заратустра в своей священной книге "Авеста", прославляя труд крестьян и его святость, сказал: "Земля является источником жизни и ее продолжением. Тот, кто пашет землю и засевает ее, приносит земле большую пользу". Земля же в свою очередь говорит: "Человека, который возделывает и засевает меня, я постоянно буду обеспечивать продовольствием, тот, кто сеет на земле пшеницу, подобен тому, кто сеет жизнь и добро".
Нет сомнения в том, что Заратустра в книге "Авеста", первом письменном источнике наших предков, имел в виду плодородные земли и обильные воды Бактрии и Согда. Богатыми землями и садами этих земель восхищались многие путешественники из разных стран мира, приезжавшие в эти края.
Древние историки сообщают, что в Бактрии и Согде земледелие являлось основным занятием населения. Плодородные земли использовались для посевов пшеницы, остальные земли под пастбища. В Бактрии сеяли такой сорт пшеницы, величина зерен которой была равна колосу.
Эти примеры я привел из книги "От Ариев до Саманидов", которая была издана в прошлом году. Эти примеры на сегодняшнем совещании приведены для того, чтобы еще раз напомнить о том, что тысячелетия назад долины Вахша и Гиссара, Каратегина и Хатлона, Худжанда и Зерафшана, Истаравшана и Бадахшана славились своим плодородием.
С древних времен наши земли имели большие возможности для сельского хозяйства. Именно поэтому многие желали захватить наши земли. Сегодня более 950 больших и малых рек орошают наши поля. Примерно 300 солнечных дней в году позволяют за один год получать два урожая. Об этом свидетельствует как прошлый, так и нынешний опыт наших дехкан.
Следует отметить, что для изучения производственных ресурсов Таджикистана в тридцатых годах прошлого века в нашу страну прибыла группа видных ученых из России во главе с известным агрономом Дмитрием Прянишниковым. После проведенных исследований он заключил, что по своей плодородности земля Таджикистана схожа с американской Калифорнией.
Сама жизнь подтвердила правильность выводов этого ученого. В бывших непроходимых тугаях таджикские дехкане смогли посеять не только хлопок, но и разбить сады, развивать виноградоводство, другие отрасли земледелия и тем самым возродить славу Таджикистана на мировой арене.
Прежде чем приступить к обсуждению проблем сельского хозяйства, хотел бы объяснить, почему пять лет назад мы решили провести реформу в этой области.
Прежде всего, все вы прекрасно знаете, что сегодня более 70 процентов населения страны проживают в сельской местности. Их доход, в основном, происходит за счет выращивания сельхозпродуктов. Иначе говоря, благосостояние двух третей населения зависит от развития этой отрасли.
Во-вторых сельское хозяйство является одной из самых трудоемких отраслей, поэтому нам следует без значительных затрат создать новые рабочие места и тем самым обеспечить население страны собственным продовольствием.
В связи с этим вспоминаются тяжелые дни, которые пережил таджикский народ.
Я имею в виду 1992-1993-1994-1995 годы. Вспомните, как тяжело было тогда с хлебом. Даже зарубежные средства массовой информации сообщали о том, что Таджикистану грозит голод. Только в Душанбе за сутки производилось 280 тонн хлеба. И этого количества недоставало.
Когда резерва пшеницы осталось на несколько дней, перед руководством государства встал вопрос об обеспечении населения страны мукой, хлебом, другими продуктами питания. То есть, первые три-четыре года своей деятельности руководство, постоянно занималось вопросом обеспечения населения мукой и хлебом.
Всем также известно, что в результате распределения 75 тысяч гектаров земли, в основном, был решен вопрос об обеспечении населения собственным продовольствием.
Однако принятие такого решения и его реализация было делом непростым. Было и немало противников такого решения. Несмотря на это, мы приступили к этой работе, так как уже в те дни обеспечение продовольственной независимости страны стало нашей святой задачей.
Распределение земли дехканам имело целью не только обеспечение населения пшеницей и другими сельхозпродуктами, но и говорило о начале переходного периода к новым экономическим отношениям. С распределением 75 тысяч гектаров земли мы решили сразу два важных вопроса.
Прежде всего, мы смогли обеспечить население страны собственным зерном, что стало первым этапом в достижении продовольственной независимости.
Во-вторых, в сельской местности частично решен вопрос создания рабочих мест. Представьте сами, если на каждом гектаре распределенной земли будет работать по одному человеку, то получается, что 75 тысяч человек будут обеспечены работой.
Кроме того, населению разрешено использовать богарные земли, в аренду ему даны большие участки земли. Сегодня дехкане получают урожай более чем на 200 тысячах гектаров таких земель. По оценочным данным, на этих землях сегодня работают более 100 тысяч дехкан.
И, наконец, всем нам известно, что развитие многих отраслей промышленности страны, таких, как хлопкоочистительная, текстильная промышленность, переработка овощей и фруктов во многом зависит от сырья и продукций сельского хозяйства.
С этой точки зрения наличие различных видов собственности наряду с государственной дает возможность расширить возможности рыночной экономики.
Наряду с этим следует заметить, что реформа в сфере сельского хозяйства это дело не одного или двух лет. И мы должны себе представлять, что реформу в этом секторе в переходном периоде мы должны провести в ускоренном темпе и тем самым облегчить выход из экономического кризиса.
Реформа сельского хозяйства до сих пор ни в одной стране, независимо от ее государственного строя, не была легкой. Реформа является продолжительным и трудоемким процессом, который требует не только доброго отношения к земле и средствам производства, но и изменения мировоззрения людей, их психологии, реализации новых видов экономических отношений.
В процессе реформы сельского хозяйства не следует забывать, что согласно статье 13 Конституции Республики Таджикистан земля, ее недра, вода и все другие природные богатства находятся в исключительной собственности государства, и государство гарантирует их рациональное использование в интересах народа. В то же время государство обеспечивает свободную экономическую деятельность, юридическую защиту всех видов собственности, в том числе и частной.
В то время, как численность населения страны, за последние 40 лет увеличилась в два с половиной раза, площадь полезных земель, в расчете на человека, сократилась во столько же раз.
Эта проблема, естественно, вдвойне осложняет ответственность государства и обязывает его придать первостепенное значение реформе сельского хозяйства, обеспечению населения продовольствием.
Исходя из этого, в процессе реформы мы должны изучить опыт развитых стран мира и определить основные направления стратегии развития сельскохозяйственной отрасли.
В прошлом году, как и в предыдущие, в сельскохозяйственной отрасли продолжались экономические преобразования. Численность негосударственных хозяйств, таких как ассоциации арендаторов, акционерные общества, арендные хозяйства, их условия работы должны соответствовать условиям рыночной экономики.
В настоящее время в стране действуют более 13 тысяч дехканских хозяйств, в распоряжении которых около 255 тысяч гектаров земли, 65 тысяч из которых являются поливными.
Для полного представления о сегодняшнем положении в сельскохозяйственной отрасли необходимо анализировать ее отдельные сферы.
По подсчетам специалистов, для удовлетворения потребности населения в муке, хлебе, а также для обеспечения скота кормами, стране необходимо производить 1,2-1,3 миллиона тонн зерна.
Это означает, что наряду с сохранением площадей под зерновые, которые сегодня составляют более 400 тысяч гектаров, нам необходимо повысить их урожайность в два раза.
Сегодня у нас есть возможность увеличить урожайность зерна. Вы сами являетесь свидетелями того, что в 80-е и 90-е годы в Вахшской и Гиссарской долинах при помощи ученых удавалось ежегодно получать по два урожая зерновых.
Однако следует сказать, что рост производства зерновых в последние годы достигался не за счет повышения урожайности, а за счет увеличения площадей, отведенных под эту культуру. Это наблюдалось как в общественных, так и в личных хозяйствах.
В 1998-м году было произведено около 500 тысяч тонн зерна, а в 1999-м - 475 тысяч тонн. Урожайность зерна с каждого гектара в 1999-м году уменьшилась почти на 3,8 центнера. Даже на поливных пашнях урожайность снизилась до уровня 18-22 центнера с гектара. К снижению урожайности привели использование некачественных семян, слабая борьба с вредителями, нехватка техники и горюче-смазочных материалов, несвоевременная уборка урожая.
Однако, на мой взгляд, основной причиной является отсутствие организаторских способностей, чувства ответственности у руководителей отрасли. В связи с этим хотел бы спросить: сколько руководителей предприятий и хозяйств отрасли в связи с неумением организовать работу по собственному желанию оставили свои посты или были наказаны.
Подчеркиваю, что необходимо сделать выводы из этого и принять меры с тем, чтобы в период с 2001-го до 2005-го годов довести производство зерновых до одного миллиона тонн. Поэтому Министерству сельского хозяйства, Академии наук Таджикистана, Академии сельскохозяйственных наук, руководителям областей, городов и районов, отдельных сфер отрасли необходимо ужесточить требования к семеноводству и серьезному планированию производства семенного материала.
Следует сказать, что на орошаемых землях пшеница высевается на площадях 90-100 тысяч гектаров. Только за счет соблюдения агротехнических требований на каждом гектаре можно повысить урожайность до 30 центнеров и получить 270-300 тысяч тонн пшеницы. В связи с этим, следует отметить, что Таджикистан имеет большой потенциал в области сельскохозяйственных наук. Только в сфере биологических наук в стране работают более десяти научно-исследовательских институтов Академии наук Таджикистана, Академии сельскохозяйственных наук, Таджикского аграрного университета.
В них работают более тысячи высоко-квалифицированных научных сотрудников, в том числе 10 академиков, около 20 членов-корреспондентов, 50 докторов наук и более 400 кандидатов наук.
В научных центрах, начиная от сферы генной инженерии до выращивания высокоурожайных сортов сельхозкультур, племенного скота, рационального использования водных ресурсов, определения и предотвращения болезней растений, проведены очень полезные исследования.
К сожалению, научные достижения не всегда реализуются на практике. В результате этого, например, на грани исчезновения оказались многие сорта пшеницы, хлопчатника, приемлемые для условий нашей республики, овец Гиссарской и Таджикской породы.
Научно-исследовательским учреждениям необходимо изменить стиль своей работы, уделяя больше внимания практическому результату. Достаточно вспомнить тот факт, что академик Красичков, в трудные дни освоения Вахшской долины, смог вывести сорта тонковолокнистого хлопка, для того, чтобы они высевались во вновь созданных хозяйствах. Всего из 26 семян этой культуры он смог вывести лучшие сорта тонковолокнистого хлопка.
Следует также отметить, что, вопреки требованиям Указа Президента Республики Таджикистан от 25 июня 1996 года "О проведении реформы в организациях и предприятиях сельского хозяйства" и принятого на его основе положения, ликвидируются на местах подразделения научно-исследовательских учреждений, семеноводческие и племеноводческие хозяйства. Причем это делается с согласия хозяйства, с согласия местных хукуматов. Мы, напротив, должны всячески развивать подобные хозяйства, с тем, чтобы обеспечить страну отечественными высококачественными семенами. Стыдно, что мы закупаем семена овощей, в особенности семена репчатого лука, томатов, огурцов и капусты за рубежом.
Поэтому основной задачей Министерства сельского хозяйства, научно-исследовательских институтов Академии наук Таджикистана, Академии сельскохозяйственных наук, других научно-исследовательских учреждений является развитие в кратчайшие сроки семеноводства, с учетом требований рыночной экономики. При этом необходим контроль как со стороны Правительства страны, так и со стороны задействованных министерств и ведомств Таджикистана.
Для обеспечения населения собственной пшеницей и рисом также необходимо производить новые виды семян, согласно климатическим условиям отдельных районов. Кстати, за счет пойменных земель по берегам рек в Хатлонской области мы могли бы расширить площади посевов до 10-15 тысяч гектаров. Кроме того, сегодня в республике имеется 27-30 тысяч гектаров засоленных земель, на которых высевается хлопчатник. Используя часть этих площадей в целях рисоводства, мы могли бы решить проблему засоления почв. Это, по-моему, был бы очень полезный шаг.
По предварительным расчетам, для развития животноводства нам необходимо около одного миллиона тонн фуражного корма, которого, к сожалению, сегодня мы производим очень мало. В связи с этим важное значение имеет выращивание кукурузы и сои. Причем, без расширения площадей, занятых этими культурами, мы можем за счет повышения их урожайности и повторного сева увеличить объемы производства.
На орошаемых площадях после уборки пшеницы можно провести повторный сев кукурузы и других кормовых культур для животноводческой отрасли. На площади в 45-50 тысяч гектаров мы могли бы получить дополнительно 100 тысяч тонн кормов. Необходимо также возобновить производство таких подзабытых традиционных культур, как маш, горох, кунжут, лен, чечевица, фасоль и другие. Эти культуры в условиях нашей республики можно выращивать как на богарных, так и на поливных землях.
Дорогие друзья!
В нынешних условиях республики увеличение производства хлопка является одной из основных стратегических задач реформы в отрасли сельского хозяйства. Ведь хлопок - это главная экспортная продукция Таджикистана, от которой зависит пополнение бюджета страны.
В республике есть все возможности, чтобы довести производство хлопка до 800-850 тысяч тонн. Особое внимание следует уделить выращиванию тонковолокнистого хлопка, цена которого на мировом рынке на 50 процентов превышает цену на средневолокнистый.
В связи с этим важнейшей задачей руководителей министерств и задействованных ведомств страны, председателей областей, городов и районов, руководителей государственных и негосударственных хозяйств является развитие хлопководства, в соответствии с потребностями внутреннего и внешнего рынка. К сожалению, в последние годы в области хлопководства вместо того, чтобы идти вперед, мы идем назад. К примеру, в 1991-м году в хозяйствах республики было посеяно хлопка на площади 300 тысяч гектаров. Было получено 827 тысяч тонн хлопка-сырца при урожайности 28 центнера с гектара. В тот же год было также собрано более 189 тысяч тонн тонковолокнистого хлопка, урожайность которого составила 30 центнеров с гектара.
В 1999-м году хлопка было посеяно на площади 240 тысяч гектаров. Однако, было собрано всего 320 тысяч тонн хлопка, 21 тысяча тонн из которых составили тонковолокнистые сорта. Иначе говоря, при уменьшении посевных площадей на 17 процентов, производство хлопка уменьшилось на 62 процента, а урожайность снизилась на 15 центнеров с гектара.
Эти цифры свидетельствуют о том, что реформа в области сельского хозяйства реализуется еще не полностью.
Возможно, многие участники сегодняшнего совещания причину создавшегося положения видят в нехватке средств, ничтожной финансовой поддержке государства. Давайте еще раз рассмотрим этот вопрос.
Согласно распоряжению Правительства страны, Национальный банк Таджикистана, другие коммерческие банки республики, учитывая важность проведения реформы в сельском хозяйстве, в течение 1995-1999 годов агропромышленным организациям и предприятиям выделили льготных кредитов на сумму около 203 миллиона американских долларов, что равняется 314 миллиардам таджикских рублов.
Только через Агроинвестбанк хозяйства Хатлонской области получили кредитов на сумму более 10 миллиардов рублов, районы республиканского подчинения - на 10 миллиардов рублов, Ленинабадской области - на сумму 1,7 миллиарда рублов. Если подсчитать в среднем, на каждый гектар площадей, засеянных хлопком, израсходовано 280-300 долларов. По экономическим и агрономическим расчетам, хлопкосеющие хозяйства должны были получить с каждого гектара не менее 25 центнеров хлопка. Однако, к сожалению, средняя урожайность составила 12,6 центнера с гектара, что вдвое меньше ожидаемого показателя. И это притом, что в этом же году большинство хлопкосеющих хозяйств Канибадамского и Гафуровского районов, которые практически не брали кредиты, смогли собрать по 25-30 центнеров с гектара.
Для повышения урожайности хлопчатника необходимы, прежде всего, расширение подпленочных посевов и севооборотов, увеличение производства высококачественных семян, обеспечение роста производства минеральных удобрений и ряд других мер.
Однако, и этого все равно недостаточно. На мой взгляд, несовершенство системы управления и неприспособленность к условиям рыночной экономики работы руководителей соответствующих министерств, комитетов и организаций, Академии сельскохозяйственных наук и сельскохозяйственных научно-исследовательских институтов, председателей районов и руководителей государственных и негосударственных хозяйств аграрного сектора являются основной причиной снижения производства зерна, хлопка, продукции животноводства.
Еще раз подчеркиваю, что прежние методы и способы управления не соответствуют условиям рыночной экономики. Необходимо внедрять критерии управления, свойственные рыночной экономике. На мировом рынке и в агропромышленном комплексе развитых стран производитель знает покупателя своей продукции еще тогда, когда зерна даже не брошены в землю. Каждый руководитель, фермер, рабочий должен знать, какой доход он получит при получении определенного урожая зерна или хлопка.
У нас же дехканин выращивает урожай, а затем видит, что из-за халатности руководителей хозяйств и председателей районов не может получить даже мизерную плату за свой труд. Поэтому он и не хочет собирать урожай.
Приведу один пример. По расчетам специалистов, в прошлом году на хлопковых полях можно было собрать как минимум 450 тысяч тонн сырца. Однако по причине несвоевременной оплаты труда дехкан 125 тысяч тонн были потеряны. Руководители соответствующих хозяйств несут непосредственную ответственность за то, чтобы, используя внутренние возможности и резервы, были своевременно приняты меры по доставке топлива, запасных частей, семян, другие меры. Они должны привести механизм управления в низших звеньях в соответствии с требованиями времени и условиями рыночной экономики.
Если мы не изменим стиль работы, методы управления и хозяйствования, трудно надеяться на получение удовлетворительных результатов при проведении реформ в сельскохозяйственной отрасли. За четыре года на развитие общественных хозяйств и агропромышленных предприятий было представлено кредитов на сумму более 350 миллиардов рублов. Кроме того, с учетом сложного финансового положения хозяйств постановлением правительства от 1997-го года государство взяло на себя долги хозяйств горных районов на сумму около четырех миллиардов рублов. Был также продлен на пять лет срок возврата долгов равнинных хозяйств и агропромышленных предприятий и организаций на сумму 2,5 миллиарда. Эти меры являлись финансовой помощью, которая должна была содействовать развитию общественных хозяйств.
Однако, к сожалению, экономическое положение общественных и арендных хозяйств, как и прежде, остается тяжелым. Отсюда следует, что при таком стиле управления дальнейшее оказание помощи и предоставление кредитов не принесут никакой пользы. Несмотря на это, Правительство, взяв на себя все трудности, в 1999-м году долги агропромышленных предприятий на сумму около 8 миллиардов рублов преобразовало в долгосрочный государственный заем. Начисление процентов на эти долги запрещено.
Следует отметить, что значительная часть руководителей сельскохозяйственных предприятий и председателей хозяйств убеждены, что кредиты, взятые у банков, возвращать необязательно, и они будут прощены по прошествии времени. Однако, они забывают, что рыночная экономика не приемлет такого стиля работы, и каждый рубль долга учитывается. Того, кто не справляется с обязанностями по руководству, управлению, развитию предприятия, ожидает банкротство. Предприятие должно быть продано, его имущество выставлено на аукцион для передачи инвесторам, а сам он подлежит ответственности перед законом. В связи с этим единственным путем являются изменение стиля и методов руководства и управления, изучение спроса рынка и разумное расходование средств. Ведь хозяйства и сельскохозяйственные предприятия получают средства как в виде кредитов, так и в виде инвестиций, однако из-за безответственности председателей районов и руководителей хозяйств они не доходят до сельских тружеников.
Например, в 1998-м году Правительство республики с целью повышения производства хлопка привлекло зарубежные инвестиции на основе фьючерсных контрактов. Однако, как мы уже говорили, в 1999-м году по сравнению с 1998-м годом хлопка было произведено на 67,4 тысячи тонн меньше. Дошло до того, что многие хозяйства вместо дохода оказались в долгах. В частности, хозяйства Хатлонской области в 1999-м году задолжали зарубежным инвесторам около 20 миллионов долларов. Конечно, с одной стороны причиной этого стало снижение цены на хлопковое волокно на мировом рынке, а другая причина- в падении урожайности. Известно, что при получении 10-12 центнеров с гектара невозможно рассчитывать на большие доходы.
Факты также показывают, что фьючерсные контракты подписывались с экономическими и правовыми упущениями, в них не полностью учитывались интересы производителей хлопка, но зато, прежде всего, отражались интересы кредиторов и поставщиков материально-технических ресурсов.
В наших нынешних условиях, когда отсутствуют иные источники финансирования, единственный путь - это фьючерсные сделки. Однако следует иметь в виду, что подобные сделки должны заключаться при условии конкуренции между инвесторами. Средства должны переводиться на счета хлопкопроизводителей, а те, в свою очередь, должны оплачивать стоимость полученных топлива и минеральных удобрений по рыночным ценам. Необходимо полностью изменить старый механизм предоставления кредитов сельскохозяйственной отрасли. Следует наладить отношения между двумя сторонами - хозяйством и кредитором, без вмешательства третьей стороны или правительственных учреждений, и при этом ответственность должны нести обе стороны.
Правительство понимает, что в аграрном секторе реорганизуемые хозяйства, естественно, нуждаются в государственной финансовой поддержке. Поэтому ежегодно в госбюджете предусматриваются, по мере возможности, расходы на решение общих вопросов аграрной реформы. Что касается неотложных проблем, то для их решения привлекаются международные финансовые организации и страны-доноры.
Например, недавно подписано кредитное соглашение с Всемирным банком на сумму 20 миллионов американских долларов о поддержке приватизированных хозяйств. Готовится совместный с Всемирным банком проект о повышении эффективности и использовании воды оросительных каналов и восстановлении ирригационных объектов. Кроме того, с Азиатским и Исламским банками развития ведется работа по определению важнейших проблем сельскохозяйственной отрасли, путях и источниках их решения. Разумеется, средства выделяются при том условии, что проблемы аграрной реформы найдут свое решение.
В нынешнем году, также прибегая к фьючерсным сделкам в производстве хлопка, им следует внести в них некоторые изменения и устранить недостатки, связанные с ценами на материально-технические средства и неправильным использованием средств.
Наша нынешняя система управления с ее неэффективными структурами, раздутыми штатами, параллельными подразделениями, которые дублируют друг друга в органах министерств сельского хозяйства, мелиорации и водного хозяйства, акционерного общества "Таджиксельхозхимия", концернов "Мадад", "Галла" и других, отсутствие механизма координации их деятельности, ненужные бюрократические игры, безответственность в выполнении принятых решений превратились в фактор, который тормозит темпы аграрных реформ.
В руководящих структурах этих министерств и ведомств, по-прежнему, сохраняется старая система администрирования, а ответственные руководители этих органов до сих пор четко не осознали свои задачи в условиях новых экономических отношений. Они не способны реализовать целевые программы аграрной реформы и своевременно не осознали нынешние условия рыночной экономики. В новых условиях Министерство сельского хозяйства должно, прежде всего, отвечать за разработку стратегии всей отрасли. Министерство должно укреплять не только политику использования земель, но и политику взаимоотношений со смежными отраслями, которые причастны к производству сельскохозяйственной продукции. В целом же отрасль должна развиваться в рамках единой государственной экономической политики.
Уважаемые присутствующие!
При достижении продовольственной независимости, являющейся одним из важнейших условий нашей экономической безопасности и обеспечения населения продовольствием особое значение имеет дальнейшее развитие картофелеводства, овощеводства, садоводства, и виноградарства.
С целью обеспечения хозяйств высококачественным семенным материалом в горных районах необходимо организовать специализированные семеноводческие хозяйства, особенно по производству семян картофеля, овощей, табака и других культур. При внедрении эффективной технологии производства картофеля его урожайность можно довести и до 350-400 центнеров с гектара.
Кроме того, за счет сокращения посевов малоурожайных культур можно расширить площади под луком, что позволит нам увеличить экспорт этой культуры как в таре, так и в сухом виде. Урожайность различных сортов лука, в зависимости от применения агротехнических приемов, может достичь ста тонн с одного гектара. Стоимость одного килограмма сухого лука на мировом рынке составляет три доллара. Если считать в среднем, с одного гектара можно получить до трех тонн этой продукции, на сумму от 8 до 9 тысяч долларов.
Сегодня одна тонна табака на мировом рынке стоит от 2500 до 6000 долларов, одна тонна гераниевого масла - 160 тысяч долларов. То есть стоимость одной тонны табака равна стоимости 50 тонн зерна, а одна тонна гераниевого масла эквивалентна по стоимости 1700 тоннам зерна. Из двух килограммов гераниевого масла можно получить один килограмм стронилола, одна тонна которого на мировом рынке стоит 1 миллион 200 тысяч долларов. Расширение экспортного потенциала страны является важнейшей стратегической задачей, решение которой откроет перед нами дорогу на мировой рынок.
Конечно, проложить дорогу на мировой рынок нелегко. Однако у нас нет другого пути. Мы должны учиться совершенствовать действующее законодательство, проводить производство и систему управления в соответствии с требованиями цивилизованного мира.
Теперь я хотел бы остановиться на положении дел в животноводстве и птицеводстве. Состояние этих отраслей в 1999-м году еще более ухудшилось.
Производство молока в Ленинском, Файзабадском, Варзобском районах, Горно-Бадахшанской автономной области снизилось на 12-31 процент. В районах Каратегинской долины молоко вообще не производилось.
В 1999-м году по сравнению с 1990-м годом в общественных хозяйствах осталось всего 29 процентов крупного рогатого скота, 40 процентов овец и коз, 55 процентов лошадей и 2 процента птицы. Что же касается личных хозяйств, то за последние десять лет численность крупного рогатого скота увеличилась на 17 процентов, в том числе дойных коров - на 20 процентов, а численность лошадей возросла в четыре раза.
В прошлом году работники сельскохозяйственной отрасли страны произвели примерно одну пятую валового внутреннего продукта, в том числе на 91,9 миллиарда рублов продукции животноводства и на 32,1 процента продукции растениеводства. Общий объем продукции сельского хозяйства составил 413 миллиардов рублов.
Если мы сравним темпы развития государственной и негосударственной форм собственности, то заметим в 1999-м году тенденцию более высоких темпов роста производства продукции в негосударственном секторе. Так, только за последний год доля производства в общественном секторе снизилась с 40 до 34 процентов. В животноводческой же отрасли общественный сектор произвел всего 9 процентов продукции.
Наряду с этим в негосударственном секторе преобладает доля населения, что свидетельствует о недостаточном уровне развития дехканских (фермерских) хозяйств. Так, в 1999-м году в общем объеме сельскохозяйственного производства доля населения составила 58 процентов, а доля дехканских (фермерских) хозяйств в целом - 8,5 процента. В производстве картофеля - соответственно 20,5 и 70 процентов, фруктов - 8 и 68 процентов. Таким образом, можно сказать, что в итоге аграрной реформы в индивидуальном секторе производится две трети сельскохозяйственной продукции, а в животноводстве - 91 процент.
Возьмем, например, семейные и фермерские хозяйства в Голландии. Каждый фермер и каждое семейное хозяйство имеют в своей собственности по 10-12 гектаров пахотной земли и, как правило, занимаются выращиванием картофеля и цветов. На своих фермах они содержат в среднем пятьдесят дойных коров и сто голов молодняка. От каждой коровы они получают до шести тысяч килограммов молока, а каждый теленок в полуторагодовалом возрасте весит 390-400 килограммов. Специальные кооперативные компании обеспечивают продвижение продукции этих ферм на рынок. В итоге Голландия, которая по территории в четыре раза меньше нашей республики, но по численности населения в два раза превышает ее, ежегодно поставляет на мировой рынок полтора миллиона тонн мяса, десять миллионов тонн молока и сыра, 7-8 миллионов тонн картофеля. Несмотря на то, что в этой стране солнечных дней в году в два раза меньше, чем в нашей республике, голландские крестьяне и фермеры в течение всего года выращивают в теплицах овощи и цветы и зарабатывают на этом миллионы долларов.
Сегодня перед нами встала задача увеличить поголовье лошадей как в общественных, так и в личных хозяйствах. Основными направлениями коневодства должны стать увеличение поголовья рабочих и спортивных лошадей, а также производителей. Развитие коневодства имеет оборонное значение и окажет серьезную помощь в защите наших границ. Не будем далеко ходить за примером, а взглянем на историю развития племенного коневодства. По данным ученых, выведение породистых скакунов на территории Бактрии и Согда было развито уже 4-5 тысяч лет назад, и кони наших предков пользовались славой на рынках мира.
Почему же мы сегодня не можем, продолжив традиции своих предков, вывести породистых таджикских скакунов, которые бы пользовались огромным спросом на мировом рынке? Сегодня на мировом рынке породистый конь стоит очень больших денег.
Следует также сказать, что развитие яководства в высокогорных районах, в частности в ряде районов ГБАО, Хатлонской и Ленинабадской областей послужило бы интересам развития животноводческой отрасли. Во-первых, для разведения яков необходимо не так уж много кормов, причем даже в самую суровую зиму. В связи с этим производство мяса яков, в котором не содержится холестерин, обходится почти в два раза дешевле.
Обратимся теперь к вопросу разведения овец гиссарской, таджикской и каракулевой пород. Мы должны не только разводить эти породы, но, открыв себе путь на мировой рынок, продавать там свою продукцию овцеводства. Например, животноводческие хозяйства могут, заключив договоры с арабскими странами, поставлять им баранину. Сегодня шкуры, в особенности шкуры каракулевых овец и ангорских коз хозяйства и население продают по очень низким ценам. Однако стоимость готовой продукции и полуфабрикатов из них на внешнем рынке в 8-10 раз выше. Поэтому за счет доходов, которые хозяйства могут получить от этого, они могли бы расплатиться с долгами и решить свои проблемы. Министерству сельского хозяйства, ветеринарным службам следует мобилизовать, используя все имеющиеся средства, свои усилия для профилактики болезней животных. Для этого неплохо было бы разработать программы сотрудничества с международными организациями.
В настоящее время активно продолжается процесс аграрной реформы путем создания ассоциаций землевладельцев. В этих хозяйствах каждый дехканин должен знать, за что он отвечает, и должен получить сертификат на владение своей долей собственности. В случае необходимости дехканин должен иметь возможность, в соответствии с установленным порядком, передать свою собственность по наследству или другому лицу. В связи с этим мы ни на минуту не должны забывать, что предоставление земли в распоряжение дехкан не означает искусственного раздела пахотных земель, самовольного разграничения земельных участков.
Создание ассоциаций землевладельцев должно способствовать истинному возрождению прежних коллективных хозяйств, но с новым содержанием. Когда дехкане становятся членами ассоциаций, необходимо сразу же решить вопросы о руководителе хозяйства или бригады, распределении или эффективном использовании прибыли, контроле и отчетности. Одновременно с созданием ассоциаций земледельцев следовало бы также создать и ассоциации водовладельцев. Это позволит привести в порядок систему орошения, учета расхода воды и решить возникающие споры. С другой стороны, вода в Центральной Азии с древних времен является источником жизни, и от ее ответственного и эффективного использования зависят не только урожай, но и судьба населения. Поэтому мы должны изучить и изыскать источники оплаты электрической энергии, которая направляется на орошение.
Всем вам известно, что мы покупаем электроэнергию у соседнего Узбекистана по цене 2,5 цента за один киловатт. Это обязывает нас предпринять меры по экономному и разумному расходованию воды. В дальнейшем усилия руководителей отрасли и ученых должны быть направлены на внедрение передовых технологий водопользования.
Наряду с созданием ассоциаций землевладельцев и водовладельцев время требует и создания специализированных предприятий по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции. Для получения желаемых результатов от реформ в аграрном секторе следует устранить причины, препятствующие этому процессу. Это в первую очередь зависит от ответственности руководителей как на уровне правительства и его ведомств, так и на уровне районов и сельхозпредприятий, которые самовольно вмешиваются в процесс финансово-хозяйственной деятельности. Дело дошло до того, что сами дехкане и производители сельхозпродукции устранены от непосредственного участия в денежно-финансовых отношениях и даже от получения денег за свою работу. Этот процесс в особенности затронул одну из важнейших отраслей - хлопководство. Есть много фактов, свидетельствующих о том, что руководители местных органов власти и даже некоторые сотрудники правительственных органов, занимаясь реализацией производственной продукции, в частности хлопкового волокна, делят доходы с поставщиками материально-технических ресурсов. Дехкане и хлопкоробы устранены от процесса освоения рыночных механизмов, правил, условий и механизмов реализации своей основной продукции. Это выводит земледельцев з<