На методическом совещании кафедры

«____» _______________ 201_ г.

Протокол №______

Заведующий кафедрой

д.мед.н., профессор __________ Сухин Ю.В.

ОДЕССА

Тема занятия:«ОСОБЕННОСТИ ОБСЛЕДОВАНИЯ ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИХ

И ОРТОПЕДИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ»— 4 часа

Актуальность темы.

Диагностика повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата базируется на принципах и методах клинической медицины: тщательном изучении жалоб, анамнеза, механизма травмы, симптоматологии. Основным методом диагностики повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата является клинический, предусматривающий определенную систему последовательных действий студента.

2. Цели занятия:

2.1. Общие цели:

Ознакомиться с современными методами и последовательностью обследования больных с повреждениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата с целью установления правильного диагноза.

2.2. Воспитательные цели:

Ознакомиться с вкладом отечественных ученых М.И. Ситенко, Н.П. Новаченко, А.А. Коржа, И.Г. Герцена и др. в организацию травматологической помощи, развитие и усоверщенствование методов лечения. Уметь объяснить больному необходимость последовательного и тщательного его обследования с целью установления диагноза и назначения соответствующего лечения.

2.3. Конкретные цели:

- знать:

1. Механизм травмы

2. Симптомы повреждений или заболеваний костной системы

3. Организацию приема больных

4. Состояние лечебного процесса и научное направление кафедры

5. Клинические, рентгенологические и лабораторные методы обследования

2.4. На основе теоретических знаний темы овладеть методиками /уметь/:

1. Тщательно собрать анамнез заболевания или травмы

2. Собрать семейный и эпид. анамнез

3. Проверить клинические симптомы заболевания /травмы/

4. Прочитать рентгенограмму поврежденного сегмента

3. Материалы доаудиторной самостоятельной подготовки

Дисциплины Знать Уметь
Предыдущие дисциплины 1. Нормальная анатомия 2. Рентгенология и радиология Анатомию костей скелета. Виды рентгенологического обследования Читать рентгенограммы с повреждениями костной ткани
Следующие дисциплины. 1. Хирургия 2. Пропедевтика Методы обследования больных Проводить осмотр больного, пальпацию, перкусию и аускультацию
Внутрипредметная интеграция I. Травматология и ортопедия Виды укорочения конечности Виды транспортной иммобилизации Измерить абсолютную, относительную и функциональную длину конечности


Содержание занятия.

Правильная методика обследования пострадавшего — основа в постановке диагноза и своевременности начала лечения. Обследование больного с травмой или её последствиями состоит из опроса (жалобы и анамнез травмы), осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации, определения объёма движений в суставах, измерения длины конечностей, определения мышечной силы и функций конечности. И только после этого прибегают к выбору дополнительных методов исследования: лабораторных, рентгенологических, ультразвуковых и т.д.

Опрос больного.

Если больной в сознании, то его жалобы могут указывать на основной источник боли и часто — на сегмент повреждения. Очень важную роль играет анамнез. Необходимо выяснить время, место и обстоятельства травмы. Если первые два фактора интересуют юридические органы, то по механизму травмы можно предположить диагноз или отвергнуть его. Например, если пострадавшего ударили палкой по спине, могут быть сломаны отростки и дуга позвонка, но никак не тело.

Осмотр больного

Осмотр лучше производить при полном обнажении пострадавшего, а если в этом нет необходимости, то можно ограничиться осмотром половины туловища, причём конечности осматривают обе для сравнения. При этом методе обследования можно выявить щадящие позы больного, деформации сегментов тела за счёт отёка, гематом или повреждения костей, увеличение или исчезновение физиологических изгибов позвоночника, напряжение мышц, неестественные установки конечностей при вывихах. Иногда видны отклонения конечности или её сегмента кнаружи или кнутри. В первом случае возникает угол, открытый кнаружи, такую деформацию называют вальгусной. При отклонении сегмента кнутри, угол также будет открытым кнутри, а деформацию называют варусной.

Пальпация

Пальпация в постановке травматологического диагноза играет важную, если не решающую роль. С её помощью можно определить точку наибольшей болезненности, наличие гематомы, жидкости в полости сустава, деформацию кости, её патологическую подвижность, крепитацию. Пальпаторно выявляют достоверный признак перелома — симптом осевой нагрузки. При ощупывании можно определить нарушение внешних ориентиров костей, образующих суставы. Например, в согнутом локтевом суставе линии, проведённые через наружный и внутренний надмыщелки плеча и через вершину локтевого отростка образуют равносторонний треугольник, а при разогнутой руке эти три точки лежат на одной линии — линия и треугольник Гютера. При переломах указанных образований изменяются внешние ориентиры сустава.

Перкуссия и аускультация

Эти два метода исследования используют при травмах грудной клетки и органов брюшной полости для диагностики повреждений сердца, лёгких, кишечника (перитонит, внутреннее кровотечение и т.д). При переломах длинных трубчатых костей аускультацией и перкуссией проверяют симптом нарушения костной звукопроводимости: приставляют фонендоскоп к большому вертелу бедренной кости, а согнутым III пальцем поколачивают по мыщелку бедра, при целой кости звук хорошо проводится, при переломах с отсутствием контакта костей звук не проводится. Если отломки контактируют—звукопроводимость резко снижена по сравнению со здоровой стороной.

Наши рекомендации