На встрече глав государств-членов
ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ И
СОТРУДНИЧЕСТВА ЕВРОПЫ
Стамбул, 19 ноября 1999 г.
Уважаемый господин Председатель!
Уважаемые дамы и господа!
Позвольте выразить искреннюю признательность Его Превосходительству господину Демирелю, Президенту Турецкой Республики, а также Турецкому Правительству, за превосходную организацию Саммита ОБСЕ в Стамбуле и за проявленное гостеприимство.
Встав на путь независимости, народ Таджикистана сделал свой выбор в пользу демократии.
Всё более заметны изменения к лучшему в психологическом настрое людей, укреплении их уверенности в демократическое будущее Таджикистана, а также в заметном оживлении в экономической и других сферах общественной жизни.
Без создания мирных условий и достижения национального согласия в стране вряд ли это было бы возможно.
Отрадно, что сегодня в Таджикистане между основными политическими силами стал доминировать дух согласия и сотрудничества.
Об этом свидетельствуют итоги недавнего всенародного референдума о внесении изменений и дополнений в Конституцию страны, состоявшиеся на днях президентские выборы и предстоящие парламентские выборы, в подготовке и проведении которых деятельное участие принимали и принимают ОБСЕ и ООН.
Таким образом, теперь в Таджикистане открыт путь к дальнейшему укреплению основ мирного демократического развития и строительства подлинно светского правового государства, основанного на принципах рыночной экономики.
Этот путь будет нелёгким и простым. Демократическому управлению предстоит выдержать серьёзное испытание на прочность.
В этом контексте мы надеемся, что мировое сообщество, ОБСЕ и другие международные организации будут продолжать оказывать всестороннюю помощь и содействие Таджикистану в деле укрепления демократических институтов и строительства основ светского общества.
Уважаемый господин Председатель!
Касаясь проблемы формирования новой системы европейской безопасности, мы исходим из того, что новые создаваемые механизмы должны быть достаточно открытыми и отвечать как индивидуальным, так и коллективным потребностям всех стран-участниц ОБСЕ в области безопасности.
На пороге тысячелетия, мы должны уверенными шагами идти к достижению нашей общей цели, как это зафиксировано в Лиссабонской Декларации о Модели общей и всеохватывающей безопасности для Европы в XXI веке, - созданию единого пространства безопасности, свободного от разделительных линий, где все государства являются равными партнёрами, действующими в духе солидарности на основе уважения принципов демократии, прав человека, основных свобод, верховенства закона и социальной справедливости.
На наш взгляд, взаимодействие ОБСЕ с другими международными политическими организациями в целях поддержания мира и безопасности должно носить консенсусный и транспарентный характер.
При этом, мы считаем, что при налаживании такого сотрудничества ни одно из государств, организаций или групп государств не могут быть наделены исключительной ответственностью за поддержание мира, либо рассматривать какую-либо часть региона ОБСЕ в качестве сферы своего особого влияния.
Таджикистан придерживается принципа неделимости безопасности, имея в виду, что безопасность и мир в евразийском регионе можно гарантировать лишь в том случае, если обеспечение безопасности каждого отдельно взятого государства будет рассматриваться в контексте общей безопасности остальных государств.
В этом плане мы приветствуем подписание Хартии Европейской Безопасности, как масштабного и фундаментального документа, в котором отражены интересы всех членов Организации, зафиксированы нормы, стандарты и обязательства ОБСЕ, а также определены ориентиры для её деятельности в XXI-м веке.
Уважаемый господин Председатель!
На наш взгляд, Афганистан - это боль и трагедия как европейская, так и азиатская.
Выражая серьёзную озабоченность продолжающимся вооружённым конфликтом в Афганистане, мы вынуждены ещё раз обратиться к мировому сообществу, в том числе к ОБСЕ, поскольку наши южные границы граничат с этим государством, активизировать свои усилия, направленные на урегулирование этого затяжного кризиса.
Дальнейшая эскалация вооружённого противостояния в этом соседнем Таджикистану государстве чревата угрозой распространения не только наркотиков и оружия, но и экстремизма и терроризма в Центральноазиатский регион и другие регионы, входящие в зону ответственности ОБСЕ.
Осуждая терроризм во всех его формах и проявлениях, мы, как страна пережившая ужасы гражданской войны и пострадавшая от последствий террористических акций, поддерживаем решительные шаги и действия России и других дружественных государств по искоренению этого общечеловеческого зла и призываем мировое сообщество координировать свои усилия в этом направлении на глобальном и региональном уровнях.
Хотел бы также обратить Ваше внимание на то, что без создания необходимых предпосылок для стабильного экономического роста, без эффективных решений сложных социальных и экологических проблем переходного периода, которые стоят перед центральноазиатскими странами, в том числе Таджикистаном, а также без достижения устойчивого развития, трудно рассчитывать на реальное укрепление безопасности в регионе.
Именно общими совместными усилиями, с учётом интересов всех государств-участников ОБСЕ мы сможем внести реальный вклад в обеспечение неделимой и равной европейской безопасности и государств региона ОБСЕ для XXI-го века.
В заключение позвольте выразить уверенность в том, что стамбульский Саммит ознаменует собой начало нового этапа в евразийских отношениях и укрепит дух взаимовыгодного и равноправного партнёрства между государствами-участниками ОБСЕ.
Благодарю за внимание!
ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА VI ВНЕОЧЕРЕДНОМ СЪЕЗДЕ
НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ
ПАРТИИ ТАДЖИКИСТАНА
Декабрь 1999 года
Уважаемые делегаты!
Известно, что любое общество развивается по своим законам. Это означает, что каждый народ или нация, в соответствии с неписанными законами, использует имеющиеся возможности для определения своей будущей судьбы, об этом свидетельствует история человечества.
По прошествии 1100 лет таджикская нация и все таджикистанцы получили возможность вновь задуматься о своем будущем, заложить основы для упрочения здания своей государственности и приложения усилий для обеспечения устойчивости этого величественного здания. Сегодня Таджикистан, по сути дела, формируется и развивается как национальное государство. Это - важный исторический этап в развитии государства, и, как показывает опыт цивилизованных стран, игнорирование этого обстоятельства не служит интересам укрепления государственности.
Сущность данного этапа заключается во всестороннем использовании опыта предков и традиций национальной государственности.
Однако это не означает, что мы должны ограничиваться лишь своими национальными опытом и традициями и не учитывать достижения развитых стран, наоборот, мы, провозгласив своей главной целью построение демократического государства, должны изучать опыт развитых государств и использовать его лучшие элементы с учетом условий и потребностей нашего национального государства.
Одной из основных особенностей демократического общества является сотрудничество между государственными органами и различными политическими партиями и движениями. В независимом Таджикистане созданы уникальные основы такого сотрудничества. Государственные структуры стран ближнего и дальнего зарубежья проявляют огромное внимание к этому нашему опыту.
В связи с этим мне хотелось бы напомнить, что еще 9 марта 1996 года руководители государственных структур, политических партий и общественных объединений подписали Договор об общественном согласии, на основе которого был создан Общественный совет Республики Таджикистан.
Данный договор обязует всех нас, независимо от того, к какой партии, организации или общественному объединению мы принадлежим ставить общественные интересы выше других интересов и соблюдать этот принцип на практике.
Опыт нескольких последних лет доказал, что подобная форма сотрудничества способствует устойчивому развитию общества. Именно поэтому участники договора об общественном согласии продлили срок его действия еще на три года.
В этом направлении очень важную роль сыграла Народно-Демократическая партия Таджикистана. Народно-Демократическая партия является детищем независимого Таджикистана. Именно после принятия на всенародном референдуме первой Конституции независимого Таджикистана всем стало ясно, что данная партия активно участвует в политической и общественной жизни нашей страны.
Всем известен вклад нашей партии в поиск путей достижения мира и стабильности, сохранения и упрочения достижений молодого государства Таджикистан в различных сферах.
Новый этап формирования и совершенствования Народно-Демократической партии Таджикистана начался после подписания Общего соглашения об установлении мира и национального согласия. На этом этапе были усовершенствованы структуры партии, и была усилена работа ее исполнительного комитета.
Граждане Таджикистана, глубоко осознав суть программы и устава партии, активно вступают в ее ряды, постоянно растет число первичных организаций, и членов партии, в настоящее время на территории республики действует более трех с половиной тысяч первичных организаций партии, в которых объединено свыше семидесяти тысяч ее членов.
Я считаю, что рост авторитета Народно-Демократической партии Таджикистана прежде всего связан с ее политической программой - укреплением чувства патриотизма и национального единства. Именно поэтому в рядах партии становится все больше представителей других национальностей, проживающих в республике. Поэтому мы можем с чувством гордости сказать, что наша партия является поистине интернациональной по своему составу.
Наряду с этим следует отметить, что мы не должны успокаиваться на достигнутых успехах. У нас нет права на это. Нельзя забывать о том, что в будущем мы должны уделить главное внимание качественному составу партийных рядов.
Никогда нельзя забывать о том, что авторитет партии зависит от добропорядочности, совести и компетентности ее членов.
Уважаемые делегаты!
В связи с деятельностью партии мне хотелось бы обратить ваше внимание на ряд важных проблем политической реформы, которые уже решены, и на те вопросы, которые еще предстоит решить.
Построение демократического общества требует разработки и принятия таких законов, которые бы обеспечили независимую деятельность всех ветвей власти и непосредственное участие граждан в различных ветвях государственной власти, в политической жизни.
С учетом именно этого обстоятельства были приняты законы Республики Таджикистан "Об общественных объединениях" и "О политических партиях".
Я уверен в том, что всесторонняя реализация данных законов будет способствовать демократизации общественно-политической жизни республики, свободной деятельности политических партий и движений и общественных объединений, а также их сотрудничеству с государственными структурами.
Одним из важнейших вопросов, который имеет судьбоносное значение для жизни таджикского народа, было внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Таджикистан. Эти изменения и дополнения имели своей главной целью реализацию Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане, устойчивое проведение политических реформ, обеспечение эффективной деятельности всех ветвей государственной власти.
В частности, была предложена новая редакция статьи 28 основного закона в следующем виде: "Граждане имеют право объединяться. Гражданин имеет право добровольно входить или выходить из состава политических партий, в том числе партий, имеющих демократический, религиозный или атеистический характер, профессиональных союзов либо других общественных объединений". Предлагаемые дополнения, связанные, в частности, с партиями, имеющими демократический, религиозный или атеистический характер, никак не влияют на суть норм Конституции, а, напротив, дополняют их. Однако, как всем известно, вокруг предложенного проекта данной статьи было много толков. Сторонники и противники упорно стояли за внесение своих предложений.
В конце концов, возобладал здравый смысл. 26 сентября нынешнего года граждане Таджикистана своим активным участием во всенародном референдуме доказали, что они выступают за мир и спокойствие, за демократическое общество. Благодаря политической мудрости и зрелости народа страна сделала еще один уверенный шаг в направлении демократии.
То, что остались неизменными наши важнейшие цели - построение цивилизованного демократического государства и обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей - это великая победа нашего благородного народа.
Дорогие друзья!
Еще одним серьезным испытанием, из которого мы вышли с достоинством, были выборы Президента Республики Таджикистан.
На основе правовых норм по предложению политических партий, в том числе Народно-Демократической, были выставлены две кандидатуры на этот пост. Выборы прошли демократическим путем, с соблюдением правовых норм, что подтвердили все присутствовавшие на них наблюдатели из других стран и чему свидетелями были сами избиратели страны.
В ходе этой политической борьбы таджикистанцы вновь признали меня достойным занять пост Президента Республики Таджикистан.
Выражая безграничную благодарность за поддержку моего любимого народа, заверяю, что направлю все свои усилия на то, чтобы сбылись чаяния народа в отношении укрепления мира и единства, защиты конституционных прав, дальнейшего экономического, социального и культурного развития страны.
Как вы знаете, наш дорогой Таджикистан стоит на пороге еще одной очень политической кампании - выборы в парламент. В соответствии с внесенными в Конституцию Республики Таджикистан изменениями и дополнениями впервые в истории таджикского народа создается постоянно действующий двухпалатный парламент.
Уместно заметить, что в процессе разработки проекта конституционного закона "О Маджлиси Оли" политические партии и общественные объединения внесли многочисленные предложения.
10 декабря 1999 года ХV сессия Маджлиси Оли Республики Таджикистан (первого созыва) приняла конституционные законы Республики Таджикистан "О выборах в Маджлиси Оли" и "О выборах депутатов в местные маджлисы народных депутатов".
В соответствии с первым из упомянутых законов Маджлиси Оли Республики Таджикистан является высшим представительным и законодательным органом Республики Таджикистан и состоит из двух палат - Маджлиси Оли и Маджлиси намояндагон.
Главное различие между двумя палатами заключается в том, что Маджлиси Милли действует на основе созыва, а Маджлиси намояндагон - на профессиональной и постоянной основе.
Кроме этого, формирование этих двух палат коренным образом отличается друг от друга. Если выборы депутатов Маджлиси намоядагон проходят на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования, то выборы членов Маджлиси Милли осуществляются иначе, то есть три четверти членов этой палаты избираются косвенным путем.
На сессиях Маджлисов народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе и на совместной сессии Маджлисов народных депутатов районов республиканского подчинения в равных количествах путем тайного голосования.
Одну четверть членов Маджлиси Милли назначает Президент Республики Таджикистан.
Кроме того, каждый бывший Президент Республики Таджикистан является пожизненным членом Маджлиси Милли, если только он не откажется от использования этого своего права.
Таким образом, на основе данных законов был издан закон о проведении выборов депутатов Маджлиси намоядагон и местных маджлисов 27 февраля 2000 года.
Мы надеемся, что выборы профессионального парламента откроют новую страницу в жизни таджикистанцев. Выборы народных депутатов и формирование профессионального парламента являются завершением процесса установления мира и национального согласия в Таджикистане. Завершается и историческая деятельность комиссии по национальному примирению.
Поэтому все мы должны организованно, по-демократически и свободно провести эту важную политическую кампанию.
Предстоящие выборы будут проходить по-новому. Впервые, согласно Конституции Республики Таджикистан и конституционному закону Республики Таджикистан "О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан" кандидаты в депутаты Маджлиси намояндагон выдвигаются по представленным политическими партиями спискам, а также в порядке самовыдвижения.
Право на выдвижение кандидатов в депутаты имеют Маджлисы народных депутатов областей, городов и районов, политические партии, а также граждане в порядке самовыдвижения.
Это значительно повышает ответственность политических партий. В связи с этим руководство политических партий при выдвижении кандидатов должно отбирать и поддерживать лучших людей, с учетом высших интересов Родины и нации.
Согласно Конституционному закону Республики Таджикистан "О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан", политические партии могут выдвигать своих кандидатов в том случае, если они на день назначения выборов зарегистрированы в Министерстве юстиции, а •выдвигаемые кандидаты представят документы об источниках своих доходов.
В настоящее время, как вы знаете, в республике действуют шесть политических партий - Народно-Демократическая партия, Коммунистическая партия, Социалистическая партия, Демократическая партия, Партия исламского возрождения и Партия справедливости.
Перед нами, членами Народно-Демократической партии в ходе предвыборной кампании стоит ответственная задача и предстоит серьезная работа. В этот судьбоносный период мы должны разработать тактику сотрудничества с другими близкими по взглядам партиям, стратегия которых также заключается в построении демократического, правового, светского государства.
Исполком Народно-Демократической партии, исполкомы партийных организаций в областях, городах и районах должны уделить серьезное внимание выдвижению кандидатов в народные депутаты.
Кроме того, каждый член Народно-Демократической партии должен направлять свои усилия на то, чтобы предстоящие выборы прошли в действительно демократических и свободных условиях.
Пользуясь случаем, хотел бы, обращаясь ко всем избирателям страны, затронуть еще одну проблему.
В предвыборный период вы имеете возможность получше узнать кандидатов, ознакомиться с программой, практической деятельностью каждого из них. От того, какие люди войдут в парламент, будут зависеть политическая обстановка в стране, уровень законодательства и продвижения реформ.
Те люди, которые в будущем будут работать в парламенте, и выступать от имени народа, должны во всех отношениях служить примером. Поэтому они, как это делается в цивилизованных странах, должны предоставлять декларации о своих источниках доходов и собственности.
Если они хотят снискать уважение народа, их деятельность должна быть видна как в зеркале. Наш парламент только тогда будет достойно служить народу и Отечеству, когда в высший представительный и законодательный орган республики войдут компетентные, патриотически настроенные и честные люди.
В прошлом месяце были подписаны указы Президента Республики Таджикистан "О развитии процесса демократизации общественно-политической жизни в республике" и "О повышении статуса женщин в обществе", в которых особое внимание уделяется - привлечению женщин и молодежи к процессу демократизации общества, политической жизни и к управлению государством.
Этоне означает, что в ходе предвыборной кампании мы предоставим женщинам какие-либо квоты. Наоборот, надо стремиться к тому, чтобы из числа женщин-членов партии кандидатами были выдвинуты самые достойные.
Не секрет, что Народно-Демократическая партия Таджикистана все больше опирается на молодежь, поскольку ее сознание свободно от влияния всяческих односторонних идеологических догм и пристрастий. Молодежь необходимо воспитывать в духе уважения национальных и общечеловеческих ценностей.
Каждый из молодых людей должен осознавать: он является гражданином страны, которая избрала путь светского и демократического развития.
Необходимо без опасений выдвигать таких молодых людей на различные должности в государственных структурах и верить в то, что завтра они продолжат наше общее дело.
Каждому члену общества известно, что в демократическом государстве выборы проходят на альтернативной основе.
В связи со священной обязанностью кандидатов от Народно-Демократическую партию является то, чтобы они, соблюдая высокую политическую культуру, не видели в политических оппонентах своих врагов. Они должны стремиться к тому, чтобы каждая дискуссия, каждая встреча проходили в свободной обстановке взаимопонимания и уважения друг к другу.
Опыт предшествующих лет показывает, что успешные итоги выборов зависят от квалифицированности и грамотности агитационно-пропагандистских групп. Руководители партийных организаций должны сформировать подобные группы из числа членов, обладающих высокой степенью подготовленности, и обеспечить их необходимыми материалами.
Кроме того, в ходе предвыборной кампании следует уделить внимание политической и правовой грамотности избирателей, правильно доводить до них суть и содержание выборов. С уверенностью говорю, что грамотные избиратели не допустят ошибок в выборе народных депутатов.
Одной из основ предвыборной кампании является сотрудничество со средствами массовой информации. В этом смысле большую пользу, прежде всего, принесет сотрудничество, разумное и эффективное использование возможностей таких изданий, как "Минбари халк", "Народная трибуна", "Халк овози".
Далее - процесс подготовки к выборной кампании, согласно принятым правилам, должен полностью и беспристрастно отражаться Центральными радио и телевидением, государственными и неправительственными газетами и журналами.
При проведении предвыборных мероприятий мы ни на миг не должны забывать о том, что все мы работаем ради будущего государства и государственности таджиков, мира и стабильности, единства и сплоченности, в общем, ради светлого будущего Таджикистана и повышения его авторитета и влияния в мировом сообществе.
Поэтому, выражая уверенность в здравомыслии и мудрости моего дорогого народа, могу сказать, что выборы депутатов парламента и местных Маджлисов народных депутатов, как и другие кампании, пройдут на высоком и организованном уровне и превратятся в торжество дружбы, единения и взаимопонимания всех жителей страны.
Желаю вам здоровья и достоинства!
Благодарю за внимание!
ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА ВСТРЕЧЕ С ВОСПИТАННИКАМИ