Единство и труд - основы прогресса.
Доклад на республиканском совещании представителей трудовых
коллективов и общественности Таджикистана
(25 февраля 1994 г)
Дорогие друзья!
Сегодня в этом великолепном зале присутствуют представители всех городов, районов и областей республики, опытные дехкане, рабочие, ученые, писатели, ветераны войны и труда, женщины и молодежь, руководители заводов и хозяйств, организаций, а так же предприниматели. По-моему, в последнее время в республике не проходило еще такого многолюдного совещания.
Основная цель этого совещания – обсуждение и анализ удач и недостатков всех отраслей экономической и социальной жизни за прошедший год, определение задач текущего года и перспективы развития республики на будущее.
Уверен, что сегодняшнее обсуждение, ваши полезные мнения и предложения помогут улучшению дел в будущем.
Сегодня мы должны решить массу вопросов и задач. В том числе нам надо собрать раздробленную нацию, лечить ее раны, дать ей второе дыхание и создать благоприятные условия для мирного труда народа.
Мы должны создать фундамент такой национальной экономики, который мог бы реализовать надежды и чаяния народа. Надо сказать, та экономика, которую мы получили после распада единой системы хозяйствования, является очень слабой и имеет много недостатков. Такая экономика была призвана быть только сырьевой базой, более того, разрыв хозяйственных связей и несоответствие экономических законов законам социальной жизни стали одной из причин гражданской войны. В результате мы попали в крайне тяжелое положение.
Но наш народ смог под руководством законно избранного правительства воспрепятствовать трагическому ходу событий и спасти себя от гибели. Благо, сегодня ситуация нормализируется. Наш многострадальный народ смог стать на ноги и заняться мирным трудом. Теперь мы имеем возможность размышлять о сегодняшнем и будущем нашей жизни.
Имеет ли общество фундамент развития, который бы обнадеживал людей? Если не существует такого фундамента, то как его создать? Мы сегодня должны ответить на эти вопросы.
В 1993 году сделано очень много для улучшения политической ситуации в обществе. Но для полного улучшения дел еще многое надо сделать. К сожалению, в экономике не сложилась положительная тенденция. Всем известно, что экономика непосредственно влияет на политику. Почти во всех отраслях экономики не остановлен спад производства Оптовые, розничные цены и в особенности стоимость продуктов питания очень быстро росли. Не улучшилась и работа по возобновлению разорванных хозяйственных связей республики с предприятиями СНГ. В результате ухудшилось и без того бедственное положение народа. Сегодня наш народ не употребляет даже необходимые продукты питания. Приведу в качестве примера только два основных показателя развития народного хозяйства республики: общий объем производства внутреннего продукта в 1993 году в сравнении с 1992 годом уменьшился на 21 процент, а национальный доход на - 17 процентов. Я взял для сравнения годы, когда страну охватил полный хаос и обстановка была очень напряженной.
Однако утешительно то, что в прошлом году в экономической жизни страны появились обнадеживающие признаки. Во втором полугодии замедлилось снижение производства в промышленности.
Общий объем промышленного производства в первой половине года в сравнении с тем же периодом 1992 года составлял всего 69 процентов. Во втором полугодии эта цифра увеличилась до 94 процентов. По сообщению Госкомстата, общий объем производства сельскохозяйственной продукции по сравнению с 1992 годом уменьшился на один процент. В общем уменьшение производства промышленности в 1993 г, по сравнению с 1992 годом составило 19,5 процента. Предприятия химической промышленности уменьшили объем производства на 46, промышленности стройматериалов на - 41, цветной металлургии - на 28 процентов.
В некоторых отраслях топливно-энергетического комплекса сложилась крайне сложная обстановка. К сожалению, производственное объединение «Таджикнефть» год от года снижает производство. В прошлом году получено всего 42 тысячи тонн нефти, что по сравнению с 1992 годом меньше на 32 процента. Природного газа произведено почти 49 миллионов кубических метров. Это составляет 69 процентов производства газа в 1992 году. Известно, что стабильная работа всех отраслей народного хозяйства связана с обеспечением горюче-смазочными материалами. Поэтому мы не должны мириться с таким положением.
Руководство «Таджикнефти» не принимает действенных мер для устранения недостатков. Надо сказать, им выделено почти три миллиарда рублей льготного долгосрочного кредита. Результаты показывают, что они не смогли эффективно использовать его.
Объединение имеет большие возможности для улучшения своих дел. Например, расширяя сотрудничество с предприятиями по производству нефти Тюмени и других областей России, можно было значительно улучшить обеспечение республики нефтью.
Таджикистан очень богат запасами угля. Большое месторождение его находится в Фанских горах и Ягнобе, да почти во всех уголках страны имеются маленькие и большие шахты. Но обеспечение населения углем не отвечает требованиям. Из-за этого люди для топки и приготовления пищи вырубают зеленые насаждения.
Министерство по делам промышленности должно вместе с исполкомами и соответствующими организациями принять все меры для обеспечения населения и предприятий на местах углем собственного производства.
Таджикистан среди стран СНГ по водным ресурсам занимает второе место после Российской Федерации. Гидроэлектростанции производят более 90 процентов электроэнергии в республике. Это единственная отрасль, в которой производство увеличилось по сравнению с 1992 годом. Энергетики произвели сверх заказа 1,2 миллиарда квт. часов электроэнергии.
Общественное мнение сегодня строго осуждает тех, кто не дал возможности продолжить строительство Рогунской ГЭС.Всем известно, что, если бы эта электростанция заработала, мы могли бы легко преодолеть многие трудности. Представьте, что мы до сих пор закупаем у соседей 2 миллиарда квт. часов электроэнергии. Как говорят, что было, то прошло. Сегодня мы должны упорно работать и ускорить темпы строительства Рогунской, Сангтудинской и Памирской гидроэлектростанций.
Совет Министров в своей экономической программе должен придать первостепенное значение строительству гидроэлектростанций.
Мы должны всесторонне поддержать постановление правительства об использовании малых электростанций и солнечных батарей. Выполнение этого постановления - важнейшая задача руководителей областей, районов и концерна «Барки Тоджик». Предприятия химической промышленности также находятся в трудном положении. Вахшский азотно-туковый завод в прошлом году произвел всего 20 тысяч тонн минеральных удобрений, что составляет одну треть производства 1990 года. Объединение «Таджикхимпром» вместо 33 тысяч произвело всего 6 тысяч тонн каустической соды.
Неритмичная работа этой отрасли пагубно влияет на сельское хозяйство. Стабильная работа Вахшского азотно-тукового завода должна быть предметом особой заботы. Ибо нехватка азотных удобрений станет причиной уменьшения производства сельскохозяйственых культур.
Две трети предприятий машиностроительной промышленности не достигли уровня 1992 года. Например, Курган-Тюбинский трансформаторный завод, завод «Таджиксельхозмаш» и объединение «Светотехника» города Исфары в два раза уменьшили производство продукции. Выпуск холодильников объединением «Памир» составляет всего 30 процентов от плана.
Как известно, алюминий является основной статьей экспорта республики. Уменьшение его производства сказывается на экономической и социальной жизни республики. Поэтому с тревогой надо отметить, что Таджикский алюминиевый завод сегодня работает наполовину меньше своих мощностей, причем потребляет электроэнергии больше, чем в прошлые годы.
Министерство по делам промышленности и Министерство внешних экономических связей должны принять все меры для того, чтобы это крупное предприятие стабильно работало, своевременно было обеспечено сырьем и могло восстановить прежний объем производства.
Отрадно, что ряд предприятий промышленности цветной металлургии, в том числе Адрасманский свинцово-ртутный и Анзобский горно-обогатительный комбинаты выполнили свои производственные планы. Они смогли не потерять связей с другими предприятиями отрасли, увеличить объем производства и даже расширить сферу деятельности.
Ввод в эксплуатацию аффинажного производства золота в Ленинабадской области является достижением тружеников объединения «Востокредмет». Теперь мы можем в нашей республике производить свое золото. Этот завод может за год произвести до 10 тонн золота и до 40 тонн серебра. К сожалению, производство золотого концентрата в республике уменьшается.
Министерство по делам промышленности и объединение «Таджикзолото» должны принять все меры для восстановления Дарвозского месторождения золота и организовать во всех регионах страны работу золотодобывающих артелей. Также надо принять все меры для того, чтобы Пенджикентский завод по производству золота заработал на полную мощность.
Здесь я хочу коснуться очень важного вопроса. Это строгий надзор и недопущение хищений и других правонарушений на месторождениях драгоценных металлов и на предприятиях по их переработке. Соответствующие управления министерств безопасности и внутренних дел должны серьезно заняться этим делом.
Сегодня мы должны создать специальную программу развития производства драгметаллов. Особенно серьезное внимание надо уделять вопросу освоения самого большого месторождения серебра, которое известно под названием «Конимансури калон».
Дорогие друзья!
С озабоченностью надо сказать, что на внутреннем потребительском рынке не хватает очень многих товаров. Кроме того, очень быстро уменьшается производство товаров первой необходимости. Например, в прошлом году по сравнению с 1992 годом производство мяса уменьшилось на 26 процентов, молока - на 34 процента и растительного масла - на 43 процента. Объем производства обуви, шелковых тканей, ковров и других товаров тоже уменьшился.
Недостаток этих товаров непосредственно влияет на жизненный уровень народа. Удивительно и то, что республика не может обеспечить население товарами, которые производятся из местного сырья. Мы до сих пор даже соль завозим из других республик. Разве это хорошо?! Из-за безответственности Министерства торговли и материальных ресурсов и Таджикматлубота умножились трудности по обеспечению народа товарами первой необходимости Они до сих пор ждут, что им дадут готовые фонды и они будут заниматься только их распределением. Они, не проявив должной заботы и инициативы, даже не могли навести элементарный порядок в работе торговых точек. Многие министерства до сих пор не преодолели иждивенческие настроения. В то время как для увеличения производства многих товаров первой необходимости требуется лишь проявить побольше заботы и инициативы. Сельское хозяйство может обеспечить сырьем перерабатывающие предприятия.
Поскольку речь шла о сельском хозяйстве, хотелось бы подробнее остановиться на его делах и проблемах.
Вы помните, что этот вопрос всесторонне обсуждался на XVII сессии Верховного Совета. Тогда была поставлена задача: довести производство продукции растениеводства в течение двух-трех, а и области скотоводства - в течение 5 - 7 лет до уровня 1986 - 1990 годов. Если эта задача выполнялась бы, то уже сегодня мы смогли бы обеспечить республику продуктами питания, а промышленность - сырьем.
Согласно постановлению Президиума Верховного Совета, с этой целью для проведения весеннего сева было выделено 30 миллиардов рублей льготного кредита, и втечение года будет выделено еще 9,7 миллиарда рублей.
Семнадцатая сессия приняла Постановление Верховного Совета Республики Таджикистан «Об основных направлениях развития сельского хозяйства Республики Таджикистан». Правительство республики с целью его осуществления приняло ряд постановлений, которые направлены на скорейший вывод страны из кризиса, реформирование всех отраслей агропромышленного комплекса и его вхождение в рыночную экономику.
Мы, списывая 4,5 миллиарда рублей долга колхозам и совхозам, увеличили оптово-закупочную цену на основные виды сельскохозяйственной продукции.
Мы думали, что меры, принимаемые руководством республики, удержат от сокращения производства продукции в сельском хозяйстве. К сожалению, так не получилось. Анализ состояния дел в агропромышленном комплексе свидетельствует, что сельское хозяйство и обслуживающие его отрасли до сих пор находятся в кризисном состоянии.
По предварительным данным Министерства экономики и прогнозирования, в 1993 году общий объем производства продукции сельского хозяйства в государственном секторе по ценам 1993 года составил 1,6 миллиарда рублей. Соответственно производство продукции растениеводства по сравнению с 1992 годом уменьшилось в два, а животноводства - на 12 процентов. Известно, что уменьшение производства имеет объективные причины. Капризы погоды, ливневые дожди, сель и холодная погода в начале сезона нанесли большой ущерб сельскому хозяйству.
Несмотря на это, руководители Министерства сельского хозяйства, подчиненные ему организации, руководители областей, районов и хозяйств при организации дел, мобилизации трудящихся и при проведении других мероприятий допустили беспечность. По этим причинам сев основной технической культуры - хлопчатника длился сто дней, а сбор зерна - пять месяцев. Разве это правильно?
Приведу один пример, свидетельствующий о том, что успех многих дел зависит от умения, опыта и предприимчивости дехкан. Хозяйства Гармского и Комсомолабадского районов получили в два раза меньше картофеля, чем в Джиргатальском и Таджикабадском районах. Почему? Ведь природные условия этих районов почти одинаковы. Народная пословица гласит: «Тому, кто знает свое дело, всегда легче».
Дорогие друзья! Мы сегодня должны уделить особое внимание очень серьезному и актуальному вопросу - обеспечению хлебом. Мы должны работать так, чтобы увеличить его производство. Я уже несколько раз говорил и еще раз повторяю, что в недалеком прошлом наш народ продавал хлеб другим странам. А сегодня большая часть республиканского дохода идет на покупку и завоз хлеба из разных стран.
Ежегодно для обеспечения жителей республики хлебом требуется примерно полтора миллиона тонн зерна. Каждый год мы вынуждены с этой целью тратить почти 250 миллионов американских долларов. И почти весь доход от продажи хлопка-волокна и алюминия идет на покупку зерна. Разве в таких условиях можно развивать экономику?
В связи с этим была поставлена задача - до 2000 года довести производство зерна в республике до 850 тысяч тонн. И правительство по этому вопросу приняло специальную программу.
В прошлом году площадь сева зерна была расширена до 290 тысяч гектаров. По плану должны были собрать 470 тысяч тонн зерна, но всего в хранилища поступило 252 тысячи тонн. Ни один район, ни одна область не смогли выполнить план. Производительность каждого гектара уменьшилась. Хозяйства Варзобского, Шахринавского, Комсомолабадского, Турсунзадевского районов и Хатлонской области по сравнению с другими районами получили меньше урожая. Причины этого надо анализировать. Хозяйства Хатлонской области продали государству вместо 33 тысяч всего одиннадцать тысяч тонн зерна. А хозяйства Ленинабадской области продали государству всего лишь 8 тысяч тонн зерна. С целью недопущения повторения вышеуказанных недостатков соответствующие министерства и ведомства должны представить Совету Министров республики свои предложения по выделению фонда муки районам и его увязке с выполнением плана продажи зерна государству. Как известно, из-за нехватки топлива сельские труженики не могли полностью завершить осенний сев. Поэтому дехкане должны использовать оставшуюся часть земель при проведении весеннего сева. В этом году надо принять все меры, чтобы произвести 600 тысяч тонн зерна.
Необходимо увеличить и производство риса. Итоги прошлого года в этой отрасли были неутешительны. В 1993 году в Минсельхозе было организовано новое управление «Таджикрис». Оно должно в ближайшие годы увеличить объем производства риса. Для этого имеются все условия.
Почему мы не используем бросовые и неосвоенные земли и предгорные площади? Наш дехканин при умелом использовании орошаемых земель может получать по два-три урожая в год.
Прошлый год для хлопкоробов республики выдался крайне трудным. Кроме Кабодиенского и Турсунзадевского, ни один район или область не выполнили план сдачи хлопка. Большое спасибо доблестным хлопкоробам Кабодиенского и Турсунзадевского районов!
В республике вместо 750 тысяч тонн было собрано всего 520 тысяч тонн хлопка.
В этом году мы должны сделать правильные выводы и при подготовке к севу уделить особое внимание качеству семян. До начала сева на орошаемых участках остались считанные дни. Как я уже подчеркивал на встрече в Курган-Тюбе, ни в коем случае нельзя допустить сокращения посевных площадей под хлопчатником.
Надо принять все меры, чтобы объем производства хлопка-сырца в будущем довести до 850 - 900 тыс. тонн. Ведь хлопок и кормит, и одевает наш народ.
Другая важная отрасль, состояние которой беспокоит руководство республики, это животноводство. Поставлена задача в ближайшие годы восстановить поголовье скота и улучшить его породу.
В республике есть хозяйства, которые, несмотря на трудности, добиваются хороших результатов. Так, например, хозяйства Турсунзадевского и Гиссарского районов сумели сохранить производство мяса на уровне 1992 года, а животноводы колхоза им. Ленина Джабборрасуловского района Ленинабадской области досрочно выполнили план производства животноводческой продукции. Опыт таких хозяйств должен стать предметом изучения и распространения.
Состояние животноводства в республике вызывает тревогу еще и потому, что поголовье скота все более уменьшается. В 1993 г. поголовье крупного рогатого скота по сравнению с 1992 г. сократилось на 169 тыс. Птицеводы лишились шестидесяти процентов птицы. Давайте поразмыслим над этими цифрами.
Неужели мы будем собственной рукой разрушать эту важную отрасль, обеспечивающую наш достаток? Почему ослаблен контроль в этой отрасли? Соответствующим подразделениям Управления делами Совета Министров, Министерству сельского хозяйства, организациям, связанным с данной отраслью, давно следовало бить тревогу и принять действенные меры к устранению недостатков.
Основная задача сельских производителей - в первую очередь обеспечение жителей республики овощами и фруктами, картофелем и бахчевыми. Но и здесь наблюдается спад производства. Систематически снижаются урожайность, объем производства фруктов и винограда.
По-моему, нет надобности приводить здесь факты и цифры, касающиеся данной отрасли. Однако для подтверждения своих слов хочу назвать несколько цифр. Государству продано 39 тыс. тонн фруктов, что составляет 41 процент, и винограда - соответственно 54,7 тыс. тонн, или 40,8 процента.
Республика, имеющая 300 солнечных дней в году и располагающая всеми условиями для развития садоводства и виноградарства, по потреблению фруктов занимает одно из последних мест. Нельзя мириться с таким положением. Даже из данного примера ясно видно, что мы до сих пор не можем ценить щедрость нашей земли и воды, благоприятного климата и честного труда. До сегодняшнего дня часть людей надеется на то, что им будет доставлена из-за пределов республики готовая продукция на блюдечке. До сих пор не могут примириться с той истиной, что больше нет «центра», и существующие проблемы должны решать только мы сами.
Теперь жизнь республики зависит от нас самих. Как будем трудиться, так и будем жить. Суверенитет - дело трудное, и он требует от каждого гражданина честного труда, чистого сердца.
Теперь настало время, когда надо укладывать каждый кирпич в фундамент возводимого нами здания суверенитета с таким расчетом, чтобы каждая семья была прочной, спокойной и с достатком. А для спокойствия и прочности семьи должны все - от рабочего до руководителя - глубоко осознать свою личную ответственность перед историей. Будущие поколения, конечно, оценят наши усилия по преодолению трудностей и невзгод, труд на пути становления суверенного Таджикистана.
Дорогие товарищи! Прогресс экономики определяет ситуации в строительной индустрии индустрии. К сожалению, в этой важной отрасли все более углубляется кризис. В прошлом году наблюдался большой спад производства всех видов стройматериалов и строительной индустрии в целом. По сравнению с 1992 г. производство цемента и стеновых материалов сократилось на 40-50 процентов, пиломатериалов - в 2,5, линолеума - в три раза. Производственные мощности предприятий отрасли использовались всего на 20-45 процентов.
Во всех отраслях народного хозяйства наблюдалось сокращение капитальных вложений. Кроме того, из-за дефицита бюджета и повышения цен на стройматериалы сократился ввод в действие основных фондов. Из 32 важнейших объектов, ввод которых был предусмотрен на истекший год, введено всего четыре. Это - Ходжентский хлебозавод, прядильная фабрика акционерного объединения «Колинбоф», производственная экспериментальная линия цеха обожженных анодов алюминиевого завода и аффинажный цех объединения «Востокредмет».
За прошлый год всего освоено 147,7 миллиарда рублей капитальных вложений. Из этой суммы введено в строй основных фондов только на 36,7 миллиарда рублей, т. е. 75 процентов капвложений приходится на незавершенное строительство.
В истекшем году на строительство объектов социального профиля было выделено 58 миллиардов рублей. За счет этих средств возведено более 380 тыс. кв. м жилья, школ на 18 тыс. учащихся, дошкольных учреждений на 1080 мест, больниц на 1000 коек и др. объекты. Тем не менее положение дел в данной отрасли оставляет желать лучшего. Во всех вышеуказанных отраслях социальной сферы не выполнены задания по освоению капитальных вложений. Особенно большое отставание допустили Душанбинский и Кулябский горисполкомы.
Однако следует отметить, что совершенно неудовлетворителен ввод в строй жилья в Хатлонской области. Здесь введено всего 67 тыс. кв. м жилья, что составляет 50 процентов от плана.
Все знают, в каком состоянии находится бюджет республики. Но, несмотря на это, министерства и ведомства, исполкомы Советов народных депутатов все увеличивают список строительных объектов, в результате чего возрастает количество незавершенных строек.
По-моему, в ближайшие годы мы будем вынуждены отказаться от строительства новых производственных объектов, возводимых за счет бюджета, конечно, кроме тех важнейших объектов, вопрос возведения которых отдельно будет рассматриваться Советом Министров.
Несколько слов о наших важных экономических отношениях. Сегодня Республика Таджикистан имеет внешнеторговые и экономические отношения с более чем тридцатью странами дальнего зарубежья. В истекшем году объем внешней торговли достиг 638 миллионов американских долларов. Практикой иностранных государств доказано, что основой успеха внешней торговли является рост экспортного потенциала страны. Ведущие зарубежные страны в развитии своей экономики достигли заметных успехов именно благодаря созданию рациональной экспортной структуры и росту ее объема. Однако с сожалением приходится отмечать, что сегодняшний экспорт Таджикистана приходится, в основном, на хлопковое волокно и алюминий. В истекшем году 97 процентов объема экспорта составляли эти два вида продукции.
Но необходимо укрепить экспортный потенциал экономики нашей республики. В истекшем году импорт превысил экспорт на 112 млн. американских долларов. Это негативный и крайне нежелательный уклон. Имеются возможности улучшения положения. Возьмем тот же алюминий. Разве нельзя экспортировать его в виде готовой продукции? Вместо вывоза концентрата цветных и ценных металлов нам надо наладить производство продукции из этих металлов, которая найдет за рубежом многих покупателей.
За счет повышения качества хлопчатобумажных и шелковых тканей, трикотажных изделий также можно увеличить объем экспортных поставок. К числу таких возможностей можно отнести выращивание специальных сортов винограда и производство на их базе высококачественных марочных вин на экспорт. Словом, Совету Министров следует разработать развернутую программу повышения экспортного потенциала республики.
До сего дня в вопросах экспортно-импортных поставок не наведен определенный порядок. В подтверждение сказанного приведу один пример. В 1993 г. только 27 коммерческих фирм и кооперативов по договорам вывезли из республики различной продукции на сумму 315 млн. американских долларов, но взамен в республику до сего дня не завезено никакой продукции,
Вы знаете, что на восемнадцатой сессии Верховного Совета административным органам и другим соответствующим министерствам было дано задание проанализировать деятельность подобных фирм и представить к очередной сессии соответствующие сведения. Я уверен, что именно подобные структуры заинтересованы в нестабильности обстановки и неразберихе. Такие лица думают только о своем кармане и действуют по принципу: для достижения цели все средства хороши.
Они имеют в правительственных и государственных структурах, а также в административных органах своих защитников. Иначе как им удается вывозить за пределы республики так много товаров и в то же время против них никто никаких мер не принимает. Сейчас я не хочу делать предварительные выводы. Надеюсь, что специальная комиссия прокуратуры республики даст надлежащую оценку действиям таких руководителей. Люди должны знать, кто занят грабежом народного добра.
Я этим не хочу сказать, что все наши бизнесмены работают во вред республике. Многие отзывчивые бизнесмены Таджикистана предпринимают гуманитарные акции. Ряд таджикских фирм и акционерных обществ успешно действуют в Российской Федерации и других республиках СНГ и накопили немалый капитал. Мы надеемся, что они направят свои инвестиции в нашу республику и в трудное время поддержат свой народ.
Мы должны учитывать действительность. Сейчас имеется множество ассоциаций и фирм, занятых внешней торговлей. В этом ничего плохого нет. Наоборот, заслуживают всяческой похвалы и поддержки те ассоциации и фирмы, которые завозят в республику товары первой необходимости. Однако, как видно из приведенного примера, и поныне определенная часть ассоциаций и фирм вывозит из республики много товаров, держит свои дивиденды в банках других государств. Словом, пользуясь бесконтрольностью, нечистые на руку бизнесмены всяческими путями растаскивают богатства республики.
Поэтому соответствующие комитеты Верховного Совета, Совет Министров, министерства, научные учреждения должны разработать конкретную программу по экономической безопасности Республики и обеспечить ее выполнение.
Уважаемые друзья! Хотел бы сказать несколько слов о выполнении бюджета 1993 года и вообще о финансовом положении республики. Прежде всего должен отметить, что спад производства, инфляционные процессы, разрыв экономических связей помешали выполнению бюджета. В истекшем году в доходную часть бюджета поступило 177,1 миллиарда рублей, а расходы составили 329,1 миллиарда. Таким образом, дефицит бюджета достиг 152 миллиарда рублей, или же составил 24,1 процента от общего объема производства внутреннего продукта. На покрытие дефицита бюджета Национальный банк выделил 229,7 миллиарда рублей.
Расход отраслей народного хозяйства за счет бюджета составил 36 процентов и в социальной сфере - 31 процент. Если бы каждое седьмое предприятие не работало убыточно, то можно было бы сократить дефицит бюджета, к тому же предприятия своевременно не производят взаиморасчеты, что также нанесло бюджету большой вред.
С начала года указом Президиума Верховного Совета Республики Таджикистан изъяты из обращения денежные знаки образца 1961 - 1992 гг. И в республику по соглашению из Российской Федерации завезена определенная сумма денежных знаков образца 1993 г. Эта мера позволила в какой-то степени снизить цены. Однако вызывает беспокойство одна известная тенденция: из-за недостаточности в государственной торговой сети продуктов питания и одежды в банки возвращается малая часть денежных знаков. Соответствующим министерствам и Таджикпотребсоюзу следует вместе с банками своевременно поставить заслон таким негативным процессам.
Вхождение Республики Таджикистан в рублевую зону - объективная реальность. С уверенностью заявляю, что в этом деле заинтересованы в первую очередь мы сами, и оно нисколько не ограничивает политический суверенитет Таджикистана.
Несколько слов о кредитах и внешнем долге нашей республики. В прошлом году на развитие экономики было направлено более 920 миллиардов рублей кредита. Кроме того, мы взяли технический кредит из стран СНГ в размере 170 миллиардов рублей, из которых 138,5 миллиарда пришлось на Российскую Федерацию.
Государствами дальнего зарубежья в прошлом году был выделен нашей республике кредит на сумму 136 миллионов американских долларов. Но, к сожалению, мы полученный кредит до сих пор не можем рационально и продуктивно использовать. До сего дня мы не имеем всеобъемлющего механизма контроля за использованием кредитов. Национальный банк, Министерство финансов должны представить в Верховный Совет до данному вопросу конкретные предложения.
Недавно нами были утверждены новая структура Совета Министров и состав правительства. Уверен, что Совет Министров под руководством уважаемого Абдуджалила Самадова, направив всю свою энергию на решение экономических проблем, это сделает своей первостепенной задачей.
Как видно, экономика республики находится в тяжелейшем положении. Однако не следует отчаиваться, а надо искать пути выхода из кризиса.
Как я уже говорил на XVIII сессии Верховного Совета - это переход к рыночной экономике, которая откроет широкую дорогу трудовому потенциалу и творческому поиску народа, позволит изжить иждивенческие настроения, разовьет предпринимательство.
Однако механизмы рыночной экономики не так-то уж ориентированы на социальную защиту населения. Поэтому мы с самого начала сказали, что нам не следует вслепую бросаться в водоворот рыночной экономики. В этом вопросе не следует пренебрегать историей, культурой и народными традициями.
Мы за поэтапный переход к такой форме хозяйствования. Государство обязано в этот период взять на себя социальную защиту пенсионеров, инвалидов, студентов и вообще всех малообеспеченных слоев населения.
Главнейший вопрос - это осуществление глубокой перестройки, создание экономики, основанной на различных видах собственности. Именно в этом и состоит сущность рыночной экономики. Но это вовсе не означает, что в короткий срок следует провести приватизацию государственных предприятий и учреждений. Такое суждение мы считаем неверным. Цель приватизации не в том, чтобы залатать «дыры» в бюджете, хотя и это представляет важные меры. Основная цель заключается в том, чтобы сделать эффективной деятельность предприятий и отраслей.
Поэтому разгосударствление и приватизацию следует осуществлять на основе глубоко разработанных программ. Такие программы должны предусматривать прежде всего интересы всех трудовых коллективов. И последнее. Ход приватизации должны взять под свой контроль государство и общество. Сейчас Госкомимущество республики совместно с концернами, ассоциациями и органами местной власти определяют список таких объектов. Я думаю, что этот процесс не следует превращать в очередную шумную кампанию.
В первую очередь надо приватизировать убыточные предприятия и учреждения, торговые точки, пункты общественного питания и службу быта. И это надо проводить после всестороннего анализа и взвешенно, чтобы народ не пострадал. Бытует ошибочное представление, согласно которому частную собственность следовало бы создавать за счет государственного сектора. Не лучше ли предоставить частному сектору возможность развиваться на основе справедливых законов, постановлений и льготных кредитов?
Следует напомнить, что в этом случае министерства и банки республики должны резко активизировать свою деятельность по привлечению иностранных инвестиций в экономику республики.
Предприятия и учреждения, составляющие основные отрасли, должны быть первоначально переведены в аренду или в коллективную собственность. А стратегические отрасли, на мой взгляд, должны быть сосредоточены в руках государства. Сегодня трудящиеся республики должны знать, что наша основная задача - остановить спад производства и добиться роста объема производства продукции во всех отраслях народного хозяйства, особенно в сельском хозяйстве и отраслях, обслуживающих его.
Добиться развития агропромышленного комплекса – важнейшее звено в экономической политике Республики Таджикистан. Ведь аграрный сектор играет решающую роль в экономической и социальной жизни республики.
Сегодня две трети населения проживают в сельской местности, 25 процентов национального дохода дает аграрный сектор.
Еще раз подчеркиваю, что о путях и принципах земельной реформы необходимо думать сообща и основательно. Земля – наше основное богатство. Разве ее можно приватизировать? Многие наши ученые и хозяйственники высказывают такую мысль, что в условиях Таджикистана нельзя допустить приватизации земли.
По-моему, было бы целесообразно, сохранив государственную собственность на землю, развить арендные формы хозяйствования. Можно было бы пойти даже на пожизненную аренду с правом наследования земли. А форму организации труда изберут сами дехкане. С учетом условий местности и климата надо развивать коллективные, семейные, дехканские, фермерские хозяйствам. В самих колхозах следует развивать внутреннюю аренду.
Мы рекомендовали исполкомам Советов народных депутатов выделять желающим за счет пустующих и предгорных земель по одному гектару, а с учетом имеющихся условий - и более гектара земли. Так же, исходя из возможностей, следует увеличить приусадебные участки. Выполнение данного задания не везде налажено как следует. И без всякого упоминания цифр всем ясно, что приусадебные участки и фермерские хозяйства имеют более высокую урожайность. Руководители совхозов и колхозов обязаны всячески способствовать развитию таких новых форм хозяйствования.
В период перехода к рыночной экономике государство должно оказывать активное влияние на экономику и определять его перспективы. В мире нет ни одной страны, где бы не осуществлялось государственное регулирование экономики. Поэтому перед нами стоит важная задача восстановить управляемость экономики. Я, прежде всего, имею в виду вопрос ценообразования. Конечно, свободные цены являются важным условием развития рыночной экономики. Но, в условиях все более глубокого понижения жизненного уровня народа и возникновения опасности расслоения общества, вопрос определения и назначения цен на основные виды пищевых продуктов должен находиться в руках государства.
Недавно постановлением Совета министров определены временные регулируемые цены на птицу, растительное масло, рис, яйца и мыло. Надеюсь, что это улучшит положение.
В этом году мы должны во что бы то ни стало оживить экономику. Нам следует сочетать устранение экономических трудностей с решением политических проблем. Мы должны создать не только экономический фундамент, но и основание нашего обновленного государства.
С учетом всех этих факторов ныне разрабатывается проект Основного Закона Республики Таджикистан. В нем будут закреплены формы правления, определены компетенция высших органов государственной власти, права и обязанности граждан.
Хочу прокомментировать нынешнюю политику государства и правительства Таджикист