Наша сила в консолидации. речь на xviii сессии верховного совета рт
(28 декабря 1993 г)
Уважаемые депутаты!
Дорогие гости!
Завершается восемнадцатая сессия Верховного Совета. Руководство республики с большим вниманием изучит критические замечания и предложения, внесенные вами на сессии, и сделает нужные выводы.
Перед изложением наших задач по развитию страны и улучшению условий жизни народа хотелось бы коротко рассказать о проделанной работе за год. О масштабах нанесенного ущерба и последствиях бессмысленной гражданской войны мы с вами хорошо осведомлены.
Моральные последствия войны очень тяжелые. В результате войны появилась отчужденность областей и районов, усилилась групповая и этническая вражда, посеяны семена недоверия и неуважения между поколениями, обесценены те социальные и моральные ценности, которые до недавнего времени освещали наш путь и которыми прежде мы гордились. Плюс к этому унижено достоинство самого человека.
Поэтому нынешний кризис является не только экономическим, социально-политическим, но еще и моральным, духовным. Этот кризис по сложности не уступает экономическому.
Давайте подумаем, какое государство мы унаследовали, и с чего нам пришлось начать.
Руководство страны в таких сложившихся условиях сочло своей политической задачей и гражданским долгом сказать открыто народу о сложившейся ситуации, объективно оценить реальность жизни, найти пути национального спасения, прекращения разорительной войны, возвращения беженцев, восстановления мирной жизни и возрождения страны из руин.
Сегодня, хотя не улучшены условия жизни народа, не преодолены экономические трудности, но мы добились прекращения братоубийственной войны, отстояли целостность нашей любимой Родины, обеспечили единство, мир и спокойствие наших соотечественников. Это была наша первостепенная задача. Этого нам удалось достичь благодаря поддержке всего народа на пути строительства демократического, правового, светского государства. И сегодня мы все вместе радуемся тому, что наш многострадальный народ во всех уголках свободно дышит и живет.
Важным нашим достижением является обеспечение военно-политической безопасности республики.
Надо признаться, ситуация на границе до сих пор беспокоит нас, ее время от времени нарушают отдельные вооруженные группы, или открывают огонь по пограничникам и даже, перейдя границу по неизвестным тропинкам, грабят, занимаются диверсионными актами. Но эти действия, в отличие от того как утверждают некоторые неосведомленные о положении дел зарубежные средства массовой информации, нельзя считать продолжением гражданской войны. Мы сегодня принимаем все меры для нормализации ситуации на границе.
Благо, что сегодня большинство людей заняты мирным трудом, большинство беженцев, которые находились за пределами страны и внутри республики, возвратились домой. Государственные органы, особенно правоохранительные, несмотря на недостатки в их повседневной работе, которые становятся причиной недовольства народа, работают неустанно, обеспечивают безопасность и покой общества.
Важнейшим итогом нашей работы в течение года является то, что в республике продолжается необратимый процесс оздоровления общества.
Следует особо отметить и то, что в течение года заложена для этого материальная и моральная основа, и она, хотя медленно и с трудом, но постепенно укрепляется и расширяется.
Наш политический идеал - это национальное единство, и, как сказано в моем заявлении по случаю празднования Дня ООН, мы готовы вести переговоры со всеми политическими и общественными организациями и движениями, которые хотят сотрудничать с руководством страны с целью достижения всеобщего мира, восстановления и возрождения национальной экономики и вывода отечества из глубокого кризиса.
Во имя национального единства мы готовы на любом уровне, с любой делегацией вести переговоры. Для всестороннего решения этого вопроса Верховным Советом создана специальная комиссия, деятельность которой уже дает положительные результаты.
Мы готовы расширять круг тем нынешних переговоров с оппозицией, с чувством политической ответственности решить за столом переговоров все вопросы, которые способствуют полной стабилизации в обществе.
Мы не собираемся решать принципиальные вопросы общества силовыми методами или военным путем. Наша цель - только созидание.
Напоминаю, что мы уделяем большое внимание вопросам возвращения беженцев и обеспечения их жильем. Надо сказать, что международные организации, в особенности ООН, постоянно уделяют внимание этому вопросу, помогают в его решении, оказывают материальную помощь. Мы за это им благодарны.
В этом вопросе мы также нуждаемся в политической и моральной поддержке региональных и международных исламских организаций. По-моему, они осознают, что нестабильность Таджикистана, где большинство населения - мусульмане, обязательно окажет влияние на другие мусульманские страны. Поэтому добрые намерения наших зарубежных соседей в деле полной нормализации ситуации в Таджикистане имеют не только большое политическое, но и моральное значение.
С удовлетворением отмечу, что мы с президентом ИГА профессором Б. Раббани и в Кабуле, и здесь, в Душанбе, по этому вопросу были единодушны.
Уважаемые народные депутаты!
Как показывает практика других стран мира, одним из основных факторов стабилизации общественно-политической ситуации в обществе является Основной Закон государства и законы, которые соответствуют духу времени. К сожалению, мы до сих пор в полной мере не осознали это. Многие положения Основного Закона республики и других законов, которые подготовлены на его основе, устарели и не соответствуют международным правовым стандартам.
Поэтому сегодняшней нашей основной задачей являются подготовка и принятие Основного Закона страны. XVIII сессия Верховного Совета утвердила новый состав конституционной комиссии. Недавно Президиум Верховного Совета образовал под руководством первого заместителя Председателя Верховного Совета А. Достиева рабочую группу по подготовке проекта Конституции, в которую вошли специалисты и политологи. Эта группа сейчас работает.
С целью всестороннего изучения мировой практики по подготовке Основного Закона наши специалисты побывали в зарубежных странах, в частности, США, Турции и Швейцарии.
Конституция по своему значению является правовым документом. Она в данное время, являясь основным политическим, социальным, экономическим, культурным и моральным документом, отражает идеалы общества. Конституция - правовой документ, который законодательно закрепляет участие народа в определении формы политической власти, создании высших органов государственной власти и повышении им ответственности перед народом. Основной Закон определяет права и свободы граждан и сферу их осуществления.
Все вышеизложенные вопросы должны быть отображены в новой Конституции с учетом экономических, политических, социальных, национальных, религиозных и культурных особенностей нашей страны. В нынешний период развития общества важнейшей задачей является строительство демократического, правового, светского государства.
Руководство страны надеется, что концепция такого государства, которое мы считаем своим идеалом, найдет достойное место в новой Конституции республики.
Хочу несколько слов сказать об обеспечении и защите прав человека, которые сегодня находятся в центре внимания мирового сообщества, особенно развитых и цивилизованных стран. Они явятся одними из основных положений нового Основного Закона Таджикистана. Право на жизнь, свобода деятельности, в том числе политической и творческой, равенство всех перед законом и социальная ответственность каждого - это те положения, которые узаконены в конституциях большинства стран мира.
Дело в том, что конституционные права граждан осуществляются с учетом конкретных условий, исторических и моральных ценностей страны, уровня политической культуры людей.
Например, политический плюрализм является одним из компонентов политической демократии. И если молодое государство таджиков хочет встать в ряд цивилизованных и развитых стран мира, то оно должно защищать общечеловеческие ценности. Политический плюрализм является таким принципом, и мы его принимаем.
Не секрет, что сегодня очень много говорят о формах государственного правления, принятии нового Основного Закона и выборах парламента.
Хотелось бы выразить свое личное мнение по этим вопросам.
Прежде всего, отмечу, что эти важные вопросы политической жизни республики в какой-то степени решаются медленно. Сейчас больше говорят о президентской или парламентской форме правления в стране. Хочу сказать, что сторонники обеих форм правления могут привести веские аргументы. По-моему, оба проекта должны быть вынесены на всенародное голосование. Ибо только народ может избрать форму правления государства.
Лично я - сторонник прочного президентского правления. Хочу отметить, что в условиях переходного периода прочное президентское правление дает возможность решать важнейшие проблемы.
Естественно, президент республики тоже должен избираться всенародно. Я прежде говорил и повторяю, что являюсь сторонником всеобщих выборов и готов к ним.
Мы должны избрать новый парламент. Будущий наш парламент должен быть профессиональным и немногочисленным.
Целесообразно провести референдум по вопросам принятия Конституции, формы правления государством и выборы депутатов парламента одновременно. Это сберегло бы и средства, и драгоценное время людей.
В связи с этим хорошо было бы сегодня, на сессии, перед комитетами и комиссиями Верховного Совета поставить конкретные задачи.
Теперь несколько слов об органах государственного управления на местах. Вам известно, что в большинстве республик бывшего Союза сегодня изменены правовые формы органов госуправления на местах. Для нас тоже является важным упорядочение всех структур власти снизу доверху.
Рабочая группа и конституционная комиссия должны всесторонне проанализировать этот вопрос. Надо сказать, что вся деятельность государства связана с плодотворной работой органов местного управления. Поэтому до принятия Основного Закона надо коренным образом изменить формы и методы организации органов местного управления. С целью недопущения спешки и халатности в решении этого вопроса предлагается организовать специальную комиссию из числа депутатов.
Как вы знаете, на XVI сессии Верховного Совета был выдвинут ряд важных задач. К сожалению, не все они выполняются на должном уровне. Я, прежде всего, имею в виду экономические задачи.
Для серьезного осознания этого мы должны ответить на один принципиальный вопрос: куда мы идем и, если знаем свой путь, то, как и чем хотим достичь своей цели? Категорически заявляю: единственный путь, основная магистраль, по которой идет все человечество, - это рыночная экономика. Иного пути нет.
Мы должны осознать, что это очень трудная дорога, и мы не можем преодолеть ее в течение одного-двух дней.
Для этого сначала надо подготовить надлежащую экономическую основу и, наряду с этим, принимать меры по социальной защите народа. Ибо конечной целью всех экономических реформ является улучшение условий жизни населения. В этом деле надо признать, что разнообразные формы собственности являются основой рыночной экономики.
Не надо думать, что рыночную экономику можно осуществить только путем массовой приватизации государственной собственности.
Во всех известных формах рыночной экономики первоначально существовала государственная собственность, и государство не уступило своих прав. Поэтому те, кто сегодня не видит разницу между рыночной экономикой и черным рынком, предпринимательством и спекуляцией и тем самым обманывает покупателей, явно совершают преступление.
Потом мы должны осуществить правильную финансово-денежную политику.
Законы, которые мы приняли на XVIII сессии в области экономики, Национального банка, денежной политики и другие, должны помочь в решении ряда проблем. Соответствующие ведомства республики должны принимать меры для повышения покупательной способности рубля.
И, наконец, нам надо всерьез думать об эффективных формах земельной и водной реформ.
Эти важные вопросы, по-моему, надо решать поэтапно и с учетом возможности страны.
Здесь я не хочу говорить о всех аспектах этих вопросов, да и не надо. Это дело правительства. Правительство должно разработать конкретные программы поэтапного перехода республики к рыночной экономике и обеспечить их выполнение.
Одним из наших достижений после обретения самостоятельности государства является то, что республика уверенно вышла на международную арену.
Несмотря на продолжающуюся оскорбительную пропаганду наших врагов, международное сообщество не отвернуло свое лицо, наоборот, международные организации, прежде всего ООН и СБСЕ, большинство стран мира не только официально признали нас, но и помогают нам. Я чувствовал их внимание, когда говорил с трибуны ООН.
Итак, нам тоже дана возможность уверенно шагать в одном ряду с другими странами, занять подобающее место на международной арене и, используя поддержку дружественных государств мира, развивать и благоустраивать свою республику.
Для этого нам надо иметь свою концепцию внешней политики, через которую мы должны ясно представить, что происходит в мире и как нашему государству действовать на международной арене. Эту концепцию надо проработать с использованием интеллектуальных возможностей республики, в том числе недавно созданного Института мировой экономики и международных отношений. Здесь надо отметить, что наша Академия наук и особенно ее обществоведческие институты нуждаются в коренной перестройке.
Надо иметь в виду, что основные направления науки должны в соответствии с нуждами республики реконструироваться с экономической точки зрения. По-моему, такая мера будет на пользу и народному хозяйству, и науке.
При разработке концепции внешней политики мы должны иметь в виду, что Республика Таджикистан по своему географическому, геополитическому местоположению и экономическим интересам входит в пять политических регионов:
- первый регион - союз независимых государств, которые, несмотря на трудности периода своего становления, стараются всемерно развивать внутренние связи;
- второй регион - Центральная Азия, которая идет по пути политической и экономической интеграции;
- третий регион - пространство жизни и действия соседних фарсиязычных государств, которые до сих пор не организовали у себя тот или иной политический или экономический союз. Их объединяют не только историческая, религиозная и культурная общность, но и реальные перспективы национального возрождения;
- четвертый регион - сфера влияния исламских государств Востока, которые связывают не только общность религии, обычаи, духовные ценности, но и возможности, и нужда национального возрождения.
И, наконец, пятый регион - международное сообщество, внутренняя и внешняя интеграция которого усиливается с каждым днем и постепенно идет по пути к единой человеческой цивилизации.
Все знают, что конечная цель каждой государственной политики - защита национальных интересов. Поэтому настоящие политологи должны в мировом масштабе найти справедливый и рациональный баланс разносторонних интересов государств.
Молодой независимый Таджикистан, который всего два года назад вышел на мировую арену в области международной, деятельности, и в политике, и в бизнесе пока не имеет достаточного опыта.
Поэтому при определении основных направлений внешней политики, особенно преимущества тех или иных мер или международной инициативы, мы не должны противопоставлять свои интересы и нужды в вышеуказанных регионах всем остальным.
Наряду с этим мы входим в те группы, которые носят местный, то есть региональный характер (например, Центральная Азия). Поэтому нам надо иметь свою региональную политику. При этом нельзя допускать регионализм, так как это приводит к неприятным политическим последствиям - сепаратизму и обособленности.
Касаясь вышеуказанных систем международных отношений, коротко расскажу о принципах отношений нашей республики с Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, так как эти отношения имеют для нашей страны жизненно важное значение.
Из исторических источников известно, что таджикский и русский народы, начиная со средних веков, имеют тесные торговые и культурные связи. Русская культура очень сильно повлияла на судьбу таджикского народа. Сегодня эту правду не может отрицать ни один гражданин республики.
Сегодня Таджикистан и Россия, находясь в единой геополитической, экономической и политической системе, еще крепче развивают свои отношения.
Географическое, политическое и культурное положение Таджикистана, как южных ворот стран Европы в Южной и Центральной Азии, дает широкие возможности Российской Федерации через Таджикистан укреплять связи с этим регионом. В то же время Россия, через которую Таджикистан познакомился с европейской цивилизацией, сохранит и в будущем свою роль. И еще, Россия играет важную роль в деле осуществления экономических реформ в Таджикистане, его сотрудничества со странами Запада и Востока.
Республика Таджикистан подписала с Российской Федерацией Соглашение о создании единой «рублевой» зоны, которая, несомненно, играет решающую роль в оздоровлении экономической ситуации в нашей республике.
Два фактора способствуют развитию сотрудничества, расширению связей Таджикистана и России.
Первый фактор - вопрос границы между Таджикистаном и Афганистаном, которая с учетом стратегических значений объявлена внешней границей СНГ, и ее охраняют пограничники и коллективные миротворческие силы.
Кстати, надо сказать, что эти силы ни в коем случае не направлены против ИГА. Я это специально отмечал в ходе своих полезных встреч с Бурхануддином Раббани в Душанбе.
Второй фактор - всесторонние связи нашей экономики с народным хозяйством России, которые успешно развиваются с первых дней образования нашей республики.
Как вы знаете, я только что вернулся из Ашгабата, где состоялось очередное заседание Совета глав государств и правительств СНГ. Главным итогом этого заседания, которое было очень эффективным, являются возрождение, укрепление и расширение экономических связей в рамках экономического союза. Соглашение о таком союзе было подписано раньше, и оно является одним из важнейших условий нормализации экономической ситуации государств Содружества.
Можно сделать вывод, что Содружество Независимых Государств, несмотря на трудности, которые то и дело встречаются, идет по пути политического и экономического совершенства.
Республика Таджикистан, являясь полноправным членом Содружества, должна активно участвовать в этом обнадеживающем деле.
Должен сказать, что дружеские, крепкие и долгосрочные отношения с Узбекистаном для нас, таджиков, являются историческим фактором, и наш народ нуждается в нем.
Уважаемые депутаты!
В заключение хочу сказать о некоторых важных вопросах нашей сегодняшней жизни. Мы сейчас находимся в новой фазе радикальных реформ жизни общества. Поэтому XVIII сессия Верховного Совета приняла ряд постановлений и законов, которые создадут почву для развития и укрепления деятельности правительства республики, экономики, банковской деятельности, просвещения и административных органов.
Но выполнение постановлений и осуществление законов в экономической сфере непосредственно зависит от работы правительства и его членов. Мы избрали Абдуджалила Ахадовича Самадова Председателем Совета Министров республики.
Надеюсь, что методы работы руководства Совета Министров и его членов коренным образом изменятся. Его основной целью должно быть повышение производительности, обеспечение ритмичной работы промышленных предприятий, строительства, сельского хозяйства и инфраструктуры.
Начиная с руководства Совета Министров и до руководителей министерств и предприятий, все должны чувствовать персональную ответственность и соответствовать сегодняшним требованиям, предъявляемым народом к государственным деятелям.
Для выполнения постановлений государственных органов мы должны организовать при аппарате главы государства контролирующий орган.
Хочу особо отметить, что распространение такого нежелательного явления, как местничество, началось с неправильной политики подбора и расстановки кадров. По-видимому, необходимо в новую Конституцию ввести статью, которая бы запрещала организацию партий и движений по географическому признаку.
Таджикистан для всех - единая Родина. Поэтому компетентные, добросовестные и отзывчивые кадры должны работать во всех регионах страны, независимо от их национальности и места происхождения.
Дорогие друзья! Народ Таджикистана смотрит на нас с надеждой. Так, давайте, используем свою энергию, знания и опыт с тем, чтобы осуществить надежды и мечты народа. С другой стороны, уверен, что наш многострадальный народ станет хозяином своей судьбы.
Вот коротко о тех соображениях, с которыми я хотел закончить заседание Верховного Совета.
В заключение, разрешите, пользуясь случаем, поздравить всех вас и в вашем лице славный народ Таджикистана с наступлением нового, 1994 года, пожелать вам здоровья, счастья, благополучия и успеха.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
(Декабрь 1993 г)
Дорогие соотечественники!
Как вам известно, с первого дня деятельности законного правительства, им в качестве главной политической и экономической цели было провозглашено создание правового, демократического, светского государства и переход к рыночной экономике. Следует отметить, что руководству государства и правительства для достижения этой цели было необходимо создать, в первую очередь, политическую, экономическую и культурную базу для достижения этой цели. Сегодня мы можем сказать всему человечеству, что мир и согласие на нашей древней земле укрепляются, что народы нашей страны, ее органы власти сделали уверенные шаги по укреплению территориальной целостности республики и национального единства.
Дорогие соотечественники!
Сегодня настало время, когда, двигаясь по пути построения правового, демократического и светского государства, мы должны перейти от слов к делу. В связи с этим я, как глава государства, заявляю, что основой создания такого государства станет новая Конституция республики. В этом направлении ведется напряженная работа, и в ближайшие месяцы будет обнародован полный текст проекта Основного Закона.
Я считаю, что Верховный Совет должен обсудить текст нового проекта Конституции и вынести его на всенародное обсуждение. После завершения обсуждения проект Конституции должен быть вынесен на всенародный референдум.
В связи со сроками проведения референдума следует сказать, что он должен быть проведен не позднее июня 1994 года.
Вопрос об определении формы правления в республике - то есть, будет ли это президентская или президентско-парламентская форма правления, - связан с новой Конституцией. После принятия Основного Закона, в котором будут конкретно определены формы правления в республике, будут определены сроки и форма проведения выборов. Мое личное мнение заключается в том, что выборы высших органов власти должны пройти, не позднее осени 1994 года. Для этого необходимо принять новый закон о выборах, на основе которого пройдут свободные, демократические и в рамках закона выборы.
Уважаемые соотечественники!
Хотелось бы сказать несколько слов относительно перспектив экономической жизни республики.
Я решительно заявляю, что единственным путем дальнейшего развития нашего общества является путь рыночной экономики, в основе которой лежит многообразие форм собственности. Новая Конституция республики включит в себя эти принципы и создаст правовую экономическую основу для этого.
Таким образом, я заявляю своим соотечественникам и всему мировому сообществу, что этот избранный нами путь приведет нас к достижению реальной демократии.
Я, как глава государства, буду гарантом выполнения этой работы.
Я выражаю уверенность в том, что все мы, осознав важность стоящих перед нами задач, с целью улучшения благосостояния населения, достойно решим их совместными усилиями.
НОВОГОДНЕЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ