Истоки экономического кризиса
Экономическое положение республики сегодня можно было бы без преувеличения назвать катастрофическим. Только прямой ущерб от гражданской войны исчисляется многими сотнями миллиардов рублей. Но самое страшное и невосполнимое - погибли десятки тысяч наших сограждан, в основном, молодежь. В каких миллиардах выразить эти страшные утраты?!
Однако нам не следует впадать в паническое настроение, это может лишь осложнить наше положение. К счастью, лидеры большинства стран СНГ и крупнейших государств мира с пониманием отнеслись к нашим экономическим трудностям и оказывают или готовы оказать в ближайшее время столь необходимую для нас помощь. Но самое главное, конечно, мы должны сами наладить дружную и самоотверженную работу на всех участках народного хозяйства.
Как и в политической сфере, кризис в экономике имеет глубокие корни. Во второй половине 80-х годов, казалось бы, наметились здравые подходы к преодолению нарастающего технологического кризиса в экономике СССР путем экономической реформы, в центре которой стоял переход от изжившей себя командно-административной системы управления к рыночной экономике.
В этом переходном процессе регулирующую роль должны были выполнять государственная политика цен, система государственных заказов, коммерциализация госпредприятий, демонополизация, развитие коллективной и частной собственности, развертывание конкуренции и свободного ценообразования и т. п. рыночные инструменты. Все они связаны между собой и должны были применяться в определенной последовательности. Тут, как в шахматах, нарушение последовательности ходов ведет к поражению.
К сожалению, экономический радикализм и здесь возымел свое действие. Мгновенная либерализация цен и отмена госзаказов без какой-либо предварительной демонополизации экономики, за счет формирования параллельных структур и частной собственности, а также развертывания конкуренции между ними, привели к раскручиванию инфляционной спирали и гиперинфляции. Чего тут было больше - политики или экономики? - судите сами.
«Свобода» предпринимательской деятельности, дарованная сверху, привела к тому, что предприятия, производящие первичное сырье, стали выгодно сбывать его за рубеж через коммерческие структуры, посадив тем самым собственную промышленность на голодный паек. Этот разрыв технологической цепочки усугубился распадом единой экономики страны на национальные осколочные части, что придало дополнительный мощный импульс экономическому сепаратизму.
В результате технологический кризис сомкнулся с кризисом межхозяйственных и межреспубликанских связей, что и привело к их дальнейшему распаду. Последовали неизбежные падение объемов производства и рост цен, денежно-финансовый кризис и гиперинфляция, политические потрясения и рост социальной напряженности. Таков печальный итог игнорирования законов экономики в угоду сиюминутным политическим амбициям.
Попытки вхождения в мировую экономику каждой республики в отдельности все более принимают тот же уродливый сырьевой характер. Теперь уже экономики практически всех бывших республик СССР превращаются в аграрно-промышленно-сырьевой придаток развитых западных стран. Не исключено, что глобальные экологические противоречия современной цивилизации на данном этапе будут решаться за счет государств Евразии путем размещения на их территориях экологически вредных производств.
ИСТОКИ ДУХОВНОГО КРИЗИСА
Смена ценностных ориентаций общества неминуемо должна была привести к глубокому переосмыслению целей и путей его дальнейшего развития. Идеологический вакуум, образовавшийся на месте, казалось бы, столь глубоко и прочно укоренившейся коммунистической доктрины, породил бесконечные идейные шатания и разброд прежде всего в среде интеллигенции.
Общество явно раскололось, по крайней мере, на три основные группы. Первая - это сторонники коммунистической идеологии, обновленной с учетом накопленного опыта общественного развития. Вторая – это, по сути, антикоммунисты, сторонники так называемых общечеловеческих или демократических ценностей. Как ни странно, в этой группе оказались, к примеру, исламисты и прочие далеко не демократические по своим действиям и намерениям деятели, презревшие вообще любые человеческие ценности. И, наконец, третья, самая, пожалуй, многочисленная группа - это люди, до сих пор не определившиеся в своих идеологических пристрастиях. И это, конечно, тоже не случайно, ибо такой идеологической обработке со стороны средств массовой информации давно не подвергалось население ни одной страны. Причем обработке, по преимуществу разрушающей прежние социальные и духовные ценности. Особенно это коснулось молодежи.
Размышляя о духовном кризисе, необходимо остановиться еще на одном моменте. В результате тотальной в прошлом борьбы против любого проявления религиозности, выразившейся в политике государственного атеизма, в годы Советской власти люди практически были отстранены от религиозной духовности. И когда перестройка освободила общество от религиозных запретов, средства массовой информации, издательства, экраны кино и телевидения в погоне за популярностью, соревнуясь между собой, опубликовали столько материалов из религиозной сокровищницы прошлого, что даже мусульманским странам это не снилось, а люди с большим интересом и жаждой взялись изучать все это. Открывались десятки и сотни мечетей, к сожалению, по местническим и национальным признакам. В начале все сошлись на том, что ничего плохого в распространении религиозной литературы нет. Все это так, но ведь религиозная литература практически оттеснила светскую. Мы совершенно забыли о научно-техническом прогрессе, о времени, в котором живем, о современном мире. Фанатичная духовность внесла настоящую смуту в сознание людей. Многие во всем слепо стали подражать наиболее фанатичному исламскому движению.
Духовный кризис, разумеется, явился следствием политического и экономического кризисов, приведших к распаду единого государства, а затем и к многочисленным попыткам раскола новых суверенных государств. Пример нашей республики говорит об этом достаточно убедительно.
Выход из духовного, идеологического тупика - одна из самых острейших проблем нашего времени. Думаю, что опорой всем нам должны стать исконные, подлинно народные ценности, нравы, обычаи. Главное, очевидно, не в том, какое государство мы хотим строить, а в том, как будет чувствовать себя народ в этом государстве.
Некоторая растерянность, пессимизм, свойственные сегодня определенной части интеллигенции нашей страны, идут, в том числе, и от ее желания поскорее увидеть свой отчий край процветающим, очагом свободы и счастья народа. Что ж, эти добрые помыслы похвальны и всегда украшали духовно чистых и преданных своей земле мыслителей, поэтов, художников. Но давайте наберемся терпения и вложим каждый свой камень в фундамент этого прекрасного здания будущего. Давайте сначала осушим слезы вдов, сирот и матерей, посадим сады и возведем жилища на еще не остывших пепелищах недавней братоубийственной войны.
Думается, что сегодня роль нашей интеллигенции во сто крат более велика и ответственна, чем три или пять лет назад. Нам нужны современная наука, образование, медицина, культура, которыми гордился бы народ и пожинал их плоды. Нам нужны высококлассные инженеры и строители, пилоты и рабочие, учителя и хлопкоробы.
Работы для всех - непочатый край. И нельзя ничего откладывать, ибо завтра можем опоздать, безнадежно отстать.