Истоки политического кризиса
Как и для всех республик бывшего Союза, 1990 - 1992 годы стали для Таджикистана периодом резкого падения уровня жизни населения, особенно сельского. Во многом именно этим объясняется усиление социального напряжения, сопровождаемое непрерывными потрясениями политических структур власти. В конце концов, оно вылилось в открытое противостояние властям, а затем в небывалое политическое варварство и терроризм, последствия которых так тяжело переживает сегодня весь наш народ.
Все это так. Но, как известно, любое конкретное явление всегда богаче и многообразнее общей закономерности хода событий. Действительно, на ухудшение социально-экономической ситуации мы были обречены в результате перестроечной эйфории и последовавшего за ней распада традиционных хозяйственных связей. Разрушительный пафос в очередной раз возобладал над здравым смыслом. Параллельно этому шло не преобразование, а моральное избиение и ослабление всех старых политических и государственных структур.
Образовавшийся идеологический вакуум и политическое безвременье благоприятствовали выходу на общественную арену разношерстных политических сил, открыто ставящих своей целью захват власти.
Главным содержанием новых общественно-политических движений было, на первый взгляд, их противостояние посткоммунистической номенклатуре. Однако на деле развернулась ожесточенная борьба не в сфере идеологии, а против конкретных должностных лиц, причем эта борьба с самого начала стала приобретать местнический характер.
Исламистские демократы очень много говорили о неравномерном развитии регионов республики. Что греха таить, сама система и властные структуры в те годы строились таким образом, что в угоду первому лицу многие руководители старались при распределении фондов основное внимание уделить северу республики, обосновывая это тем, что там имеется материальная база, железная дорога, и самое главное - квалифицированные рабочие кадры. Все это правильно. Но ведь рабочую смену можно было готовить и на юге, хотя и здесь сделано немало. Взять хотя бы Вахшскую долину, освоенную за годы Советской власти. Тем не менее, нам предстоит исправить старые ошибки, вырастить современные рабочие кадры и на юге. Это не только экономическая задача. Это один из важнейших моментов преодоления патриархального сознания в умах тех, кто вслепую шел за исламистами.
Политический радикализм стал основным и врожденным порокам партий и движений, называвших себя демократическими, и вряд ли его можно оправдать ссылками на естественное отсутствие опыта политических форм борьбы за власть, в рамках действующих Конституции и законов.
На деле все оказалось намного серьезнее и глубже. Вдумываясь в трагедию, которая произошла в нашем обществе, нельзя не обратить внимание на феномен политического хамелеонства, присущий лидерам этих партий и движений, которые постоянно меняли свой идеологический камуфляж в зависимости от конъюнктуры борьбы за власть. Появились лица, которые за один-два года проделали путь от членов ЦК КПСС и ЦК компартии республики до главных выдвиженцев исламистской партии, ее тесных союзников.
Все это не случайно. Дело в том, что глубинной силой новых политических движений была исламистская партия, уже многие годы действовавшая подпольно на территории Таджикистана. Она вначале держалась в тени, выставив в качестве своего светского филиала Демократическую партию, народное движение «Растохез» и т. п. А вскоре и сама легализовалась, вынудив правительство силой зарегистрировать ее.
В первое время, в разгар гласности и демократизации, выход на политическую арену этих сил воспринимался как нормальный процесс формирования политического плюрализма. Однако уже в самом начале этого процесса в нем стали явно преобладать митинговые и силовые подходы, а затем уже и вся атрибутика известных методов мирового исламского фундаментализма.
В условиях слабости республиканских правоохранительных органов это самым непосредственным образом вело к формированию правового нигилизма, к самому, пожалуй, опасному из кризисов - кризису власти. Ситуация усугубилась еще и тем, что в республике после первого выступления исламистских сил в феврале 1990 года официальные власти, взяв курс на беспринципный компромисс с казиатом, допустили моральное избиение тех сотрудников милиции и госбезопасности, которые остались верны своему служебному долгу. И напротив, чуть ли не героями народа стали преподноситься лица, устроившие массовые беспорядки.
Февральская смута была представлена как выступление народных масс под предводительством демократических сил. Таким образом, в республике еще тогда сформировался новый идеологический фон, в основу которого были положены постулаты исламского фундаментализма, слегка прикрытые демократическим камуфляжем.
Сегодня стало ясно главное. Мировой исламский фундаментализм, в силу особого геополитического положения республики, выбрал ее в качестве плацдарма для последующего распространения его в странах Средней Азии. Его, казалось бы, головокружительные успехи на первых порах были обусловлены удачно выбранным моментом выступления - в период ухода с арены государственной партии и образования идеологического вакуума в силу слабости подлинно демократического движения.
И тем не менее выдвиженцы так называемого исламско-демократического альянса, густо замешанного на клановоместнических интересах, потерпели поражение и на выборах в парламент, и на выборах Президента республики. В этих условиях исламская партия и казиат перешли к другому варианту - к силовому давлению и прямому вооруженному захвату власти. Это принесло им заметные успехи - были смяты и парализованы практически все государственные структуры. В мае 1992 года они захватили ключевые позиции в правительстве. В сентябре, путем вооруженного захвата, вынудили подать в отставку всенародно избранного Президента.
Власть в республике была полностью подмята исламистами. В обществе, особенно в столице, наступило оцепенение, почти шоковое состояние. Однако так было не везде. Начиная уже с мая 1992 года, все больше набирало силу стихийное всенародное сопротивление исламистским силам. Зародившись в Кулябской области, народное восстание в короткое время охватило подавляющее большинство регионов республики. Все кровавые попытки исламистов сломить народное сопротивление потерпели неудачу. В результате рухнуло происламское руководство и к власти пришли законно избранные Президиум Верховного Совета и правительство республики.
Выражая волю своего народа, новое руководство предпринимает решительные и энергичные меры для стабилизации обстановки и предотвращения национальной катастрофы. Плоды такой политики уже налицо - растет доверие населения республики, установлены уважительные контакты с лидерами стран СНГ, появилось понимание наших проблем и со стороны мирового сообщества. Теперь многое будет зависеть от единства и сплоченности нашего народа.