Русофобия — инструмент порабощения страны
В борьбе против советского социализма антисоветизм тесно слился с русофобией, ненавистью к родной стране и своему народу. У двух этих явлений сформировалась общая идейная основа. Вспомним слова Александра Зиновьева: «Целили в коммунизм, а попали в Россию». Эпоха с 1917 по 1991 год — это кульминация нашей цивилизации, её высшая точка. Советский строй являлся государственной формой существования русского и других народов России. Борьба с советским строем предполагала для предателей и борьбу с нашей страной.
Конечно, антисоветизм и русофобия могут существовать раздельно. Русофобия без антисоветизма выглядит так: да, общество социализма строить нужно, но Россия якобы к этому не готова. Антисоветизм без русофобии тоже возможен. Он провозглашает необходимость великой России, но категорически отрицает советский опыт. И, тем не менее, прочное соединение антисоветизма и русофобии стало фактом последних десятилетий.
КПРФ не раз подчёркивала: русофобия внутри России стала одной из граней антисоветизма и антикоммунизма. И тому есть причины. Во-первых, РСФСР была сердцевиной советской государственности. Во-вторых, советское в массовом сознании часто отождествлялось с русским. Именно русский рабочий класс породил Советы как форму государственности. Всё это точно зафиксировал Запад, называя всех советских людей русскими независимо от национальности.
В Европе ненависть к России существовала веками. Её идейные истоки нужно искать в расколе христианства на католическую и православную церкви. Приверженцы православия приравнивались на Западе к язычникам. В 1204 году крестоносцы подвергли страшному разгрому столицу Византии Константинополь. В том же столетии с западной экспансией столкнулись русские княжества. Дважды — в 1240 и 1242 годах — войска шведов и Ливонского ордена вторгались на Русь. Но Александр Невский разгромил их, отвергнув предложения папских послов перейти в католическую веру.
К началу XVI века Московское государство сбросило власть Орды и стало собирать русские земли. Как писал К. Маркс: «Изумлённая Европа, в начале царствования Ивана III едва замечавшая существование Московии, стиснутой между Литвой и татарами, — была ошеломлена внезапным появлением огромного государства на её восточных границах».
В XVI веке на русские земли претендовала католическая Польша. Польские, а за ними и другие европейские авторы писали о «варварской» и «дикой» России, ждущей повода для вторжения в Европу. Посетивший нашу страну английский торговец Флетчер дал ей уничижительные характеристики и утверждал: «У русских нет ни истории, ни памятников старины».
Исключительно чёрными красками рисовали на Западе Ивана Грозного, приписывая ему всевозможные злодеяния. А ведь его действия меркли в сравнении с деяниями современных ему европейских монархов. Но искажённый образ царя Ивана прошёл через века, а открытие ему памятника в Орле в 2016 году сопровождалось злобными выпадами со стороны либералов.
Следующий виток русофобии был связан с освободительным походом русской армии в Париж в 1813—1814 годах. Среди руководителей европейских держав, в первую очередь Англии, усиливается страх перед Россией. Именно тогда получает распространение знаменитая фальшивка — «Завещание Петра Великого». Речь в нём якобы шла о будущем господстве Москвы над Европой. В действительности этот документ был составлен во Франции только в 1756 году.
Весь XIX век британская публицистика разжигала антироссийскую истерию, породив массу стереотипов и предрассудков. Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов английские пропагандисты доказывали, что русские и болгары были «бесчеловечно жестоки, подлы, невежественны и порочны», а турки представлялись как герои. Вполне похоже на то, как уже в наше время в западных СМИ освещались события в Югославии, Ираке и Ливии, а сегодня — и в Сирии.
Элементы русофобии проникали и на российскую почву. При Петре I страна присоединилась к западному культурному пространству. Часть российского дворянства стала преклоняться перед всем западным и даже пренебрегала родным языком. Не случайно Дмитрий Менделеев как-то заметил, что знал много «государственных русских людей», и «добрая их половина в Россию не верит, России не любит и народ мало понимает».
Ярким воплощением преклонения перед всем иностранным стал образ Смердякова в «Братьях Карамазовых». «Я всю Россию ненавижу… В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона… и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с…» — говорит герой книги. Думал ли Ф.М. Достоевский, что такие Смердяковы станут определять судьбы страны в конце XX века?!
Великий Октябрь доказал миру, что русский пролетариат и трудовое крестьянство находятся в авангарде исторического процесса. И порукой тому — не только успехи страны в социально-экономическом развитии. Именно большевики открыли миллионам людей вершины русской культуры. Те вершины, что долго оставались уделом узкого круга элиты. Ленинский план монументальной пропаганды помог увековечить память А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и других великих имён. Сочинения классиков стали издаваться миллионными тиражами.
Однако успехи Советского Союза не вытеснили из умов остатки слепого преклонения перед Западом. Не полностью утратили свою актуальность сатирические строки А.С. Грибоедова про «две княжны», которые не успевали повторять: «Ах! Франция! Нет в мире лучше края!»
При Сталине власть была готова противостоять этому, что выразилось в кампании по борьбе с космополитизмом и антипатриотизмом. Ярким их проявлением стал поступок профессоров Н.Г. Клюевой и Г.И. Роскина в 1947 году. Создав препарат от рака, они передали его и все материалы американцам. В закрытом письме ЦК ВКП(б) отмечалось: «пресмыкание перед иностранщиной имеет распространение, и притом в среде даже таких учёных, как Клюева, которая всем — своими знаниями, условиями работы, общественным положением — обязана советскому государству». Корни неверия в силу своего народа, как подчёркивалось в письме, уходят в прошлое: «Господствующие классы царской России, в силу зависимости от заграницы, отражая её многовековую отсталость и зависимость, вбивали в головы русской интеллигенции сознание неполноценности нашего народа… Всё это было выгодно для иностранных капиталистов, поскольку облегчало им возможность воспользоваться богатствами нашей страны в своих корыстных целях и интересах».
Разоблачение «культа личности» и хрущёвская «оттепель» нанесли ощутимый удар по мировоззрению советских людей. Они способствовали ренессансу мещанства и преклонения перед капиталистическим миром. В это время антисоветизм вступает в симбиоз с русофобией, порождая узкий, но влиятельный слой интеллигенции. Именно она стала затем ударной силой разрушения Советского Союза. Многие писатели, художники и учёные — патриоты и коммунисты — видели опасность этого явления.
Великий М.А. Шолохов обратился в 1978 году с письмом к Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу. «Враги социализма, — писал он, — пытаются опорочить русский народ как главную интернациональную силу советского многонационального государства, показать его духовно немощным, неспособным к интеллектуальному творчеству… И всё это делается ради того, чтобы, во-первых, доказать, что социализм в нашей стране — это, якобы, социализм «с нечеловеческим лицом», созданный варварами и для варваров, и, во-вторых, что этот социализм не имеет будущности, так как его гибель предопределена национальной неполноценностью русского народа». В связи с этим М.А. Шолохов поставил вопрос о более активной защите русской национальной культуры от антипатриотических сил.
Куда острее встали эти проблемы с началом «перестройки». В 1990 году появилось «Письмо семидесяти четырёх» — обращение советских писателей к высшим органам власти СССР, подписанное Валентином Распутиным, Леонидом Леоновым и другими авторами. В нём отмечалось: «Под знамёнами объявленной «демократизации»... на передний край идеологической перестройки выдвинулись преемники откровенного расизма… Русофобия в средствах массовой информации СССР сегодня догнала и перегнала зарубежную, заокеанскую антирусскую пропаганду… Русский человек сплошь и рядом нарекается «великодержавным шовинистом»… Для этого лживо, глумливо переписывается история России».
Эти слова не были преувеличением. Советский Союз уничтожали при помощи антисоветизма, русофобии и национализма.