Понятие «русофобия» в рамках христианского мировоззрения

Явление русофобии рассматривают как проблему историческую, историософскую, социокультурную, идеологическую, психологическую. Чаще других появляются работы в жанре публицистики, где нам сообщают об очередной русофобской выходке. При всех названных подходах авторы, как правило, остаются в рамках гуманистического мировоззрения, которое предполагает, что «человек сам по себе есть высшая ценность», «человек – это автономное существо», «человечество само творит свою историю».

Гуманистическому мировоззрению противоположно мировоззрение религиозного типа, основанное на христианских ценностях и историософских категориях. Согласно этому направлению мысли, такие понятия, как «русофобия», не могут быть с достаточной полнотой описаны с позиций наук, базирующихся на гуманистическом воззрении на человека. Для определения понятия «русофобия» необходим провиденциальный взгляд на историю, необходимо привлечь понятия из Св. Писания и Св. Предания. Главная трудность такого подхода состоит в том, чтобы найти, какие понятия должны быть привлечены как базовые в каждом конкретном случае.

В книгах Священного Писания наблюдаем противопоставление двух религиозных типов – двух духовно-исторических общностей. В мире человеческой истории самое общее противопоставление духовных начал – это «Каин», или «путь Каина» (Иуд. 1:11), и «сыны Божии», которые возводят свое родословие к Сифу и Авелю (имя «Сиф» означает, что он был рожден от Бога в возмещение Авеля; Быт. 4:25). Это противопоставление: «Каин-Авель» пронизывает все Писание Ветхого и Нового Завета. На него указывает Христос и апостолы. Как в мире человеческой и ангельской свободы есть неизменный ориентир, относительно которого определяется конечное состояние духа, – небо (где верх, где низ, где Бог, где диавол), так и в мире человеческой истории, которая протекает на земле, есть путеводные указатели:пойдешь в одну сторону, там «Каин», пойдешь в противоположную, там Христос.

Те, кто идет «путем Каина», жизненно заинтересованы в распространении агрессивного национализма. Такое положение в истории тех, кто по духу «Каин», объясняется через отдельный эпизод в жизни родоначальника каинитов – самого библейского Каина. Это обстоятельство – «знамение Каина» или «Каиновапечать».

После того, как первоубийца Каин выслушал проклятие от Бога, им овладел смертельный страх: «Будет: всякий встречающий меня убьет меня» (Быт. 4:14). Чтобы избавить Каина от этого смертельного страха, сказал Господь: «Всякий убивший Каина всемеро отмстится [ему]. И положил Господь знамение на Каина, чтобы не поразил его всякий встречающий его» (Быт. 4:15).

Два недоумения возникают в связи с приведенным текстом:

а) Что означают слова, что за убийство отмстится всемеро? Если убийце воздавать смертью, то не семь раз. Может быть, в семи поколениях? Но это противоречит тому, что Бог «многомилостивый» не до седьмого колена воздает: Он «посещает вину отцов на детях до третьего и четвертого» рода (Исх. 20:5; Числ. 14:18). Выход из этого затруднения предложили переводчики на греческий язык. В Септуагинте читаем: «Всякий убивший Каина всемеро отмстительно расслаблен будет». Речь идет именно о расслаблении (парализации). Слова о семикратном отмщении за смерть Каина имеют смысл, если «Каин» – это не только имя собственное, но обозначение некоторой духовно-исторической общности. Если противостоящая «Каину» общность прибегнет к насилию по отношению к нему, то сама потерпит семикратное ослабление.

б) Почему сказано о мести, что убившему Каина всемеро отмстится? Еврейский глагол «отмщать» (накáм) в подавляющем большинстве случаев имеет действующим лицом Бога. Заповедь: «Возлюби ближнего твоего как себя» – начинается со слов: «Не мсти» (Лев. 19:18). «У Меня отмщение и воздаяние», – говорит Господь (Втор. 32:35; Рим. 12:19). «Каин» отмщается от Бога. Людям – под угрозой семикратного воздаяния – нельзя «Каина» бить. Так Каин получил знамение для защиты: чтобы никто его не только не убивал, но и не бил (не поражал).

Каинова печать – защита для каинитов, однако, они могут обратить ее к нападению. Поскольку за насилие над Каином воздается семикратным расслаблением, сыны Каина могут вызывать другие народы (и членов Церкви) на побиение себя. Одно из служений внутри каинитского сообщества есть провокация погрома. Подставляя часть своего сообщества на побиение, каиниты ослабляют другие народы, в среде которых они живут. Каиниты жизненно заинтересованы в распространении агрессивного национализма, потому что они представляют себя всему человечеству как определенную нацию, тщательно скрывая (большинство – и от себя самих), что «Каин» – это духовный тип и ни в коем случае не есть никакая нация. Провоцируя преследования по национальному признаку, каиниты всеми силами стремятся, чтобы мы позабыли слова апостола Павла, что «наша брань не против крови и плоти, но против космократоров (мироправителей) тьмы века сего» (Еф. 6:12).

Те, кто идет «путем Каина», образуют мистическое сообщество, уподобляющееся Церкви Божьей, и как Церковь небесная укрепляется через своих мучеников, так каиниты ослабляют своих противников на земле, побуждая их к беззаконным действиям по отношению к себе. Простор для каинитских провокаций возрастает вместе со свободой для говорения – свободой слова без нравственных ограничений.

Каиниты по духу живут в среде разных народов, и неизменно они обнаруживают стремление к духовному и нравственному ослаблению того народа, в среде которого живут. Одним из средств такого ослабления является «призыв к покаянию». Именно так: «Каин» зовет к покаянию. Как это может быть, если покаяние есть мощнейшее средство к оздоровлению человека и народа?

Для призывающих к покаянию каинитов важно подменить сам предмет – главный грех, в котором нужно раскаяться. Познер, Сванидзе, и Млечин, и Гусман, и Гельман, и Швыдкой, и Дм. Быков, и весь этот идеологический «легион» зовет нас каяться в сталинизме и всячески стремится уравнять сталинизм с гитлеризмом. Можно сказать, они дружно бьют в одну точку. И именно здесь им нужно решительно возражать. Разумеется, никого ни в коем случае никогда нельзя бить или даже поступать с таковыми противозаконно, как бы они нас к этом ни побуждали. Нужно возражать – так же единогласно, как означенные публицисты едины и согласны в своих нападках.

Для возражения необходимо понять, почему каиниты так усилились в ХХ веке. Это был век богоотступничества для всего человечества. Отступничество (апостасия) происходило под знаком трех социальных утопий. «Утопия», по смыслу слова – то, что не может иметь места; в утопии нет жизни, однако в ХХ веке три утопии осуществились: «коммунизм», «фашизм», «демократия». Две первых утопии пали как самые нежизнеспособные… Тогда народы, пострадавшие от своего утопизма (и Россия), услышали голос, призывающий их к покаянию… Каин призывал: «Покайтесь!»

Русские утратили благодать Царства и не защитили Церковь. Народ в революции обнаружил, что он беззащитен перед духом Каина, и многие приобщились этому духу. Вслед за этим русские должны были пройти через страдание. Тоталитаризм есть наказание революции. Внутренний режим и мировая война были нашим страданием… Коммунизм пал, и зазвучал голос того, чей дух вошел в нашу историю через революцию: «Покайтесь». «Кайтесь, как Германия каялась в фашизме».

То, что было после революции – это кара Божья. Мы должны каяться в том, что было для нас наказанием? При чем здесь Германия и фашизм? Национал-социализм не был наказанием, это был первоначальный грех. А русских первоначальный грех был в том, что дали убить царя и не защитили Церковь. Священство и царство нужно было хранить как зеницу ока, мы не уберегли. И последовало великое страдание – через внутренний режим и величайшую из войн.

И когда нужно стало это страдание осмыслить – освоить, осознать его истинный источник, раздался и звучит в эфире и стучит в каждую дверь голос Каина: «Кайтесь в сталинизме, как немцы – в гитлеризме! Кайтесь в том, что было карой Божьей за богоотступничество!»

Нельзя слушать Каина… Небезопасно и разговаривать с ним, вовлекаться в диалог, поддаваться на провокацию, реагировать на его нагльство и оскорбления. Покаяние есть обращение к Богу и путь жизни, оно не ставит покаявшегося в разряд провинившихся, или неполноценных, или опозоренных. Но именно этого результата добиваются от нас современные каиниты – русофобы.

P.S. Возможно ли в рамках христианского мировоззрения кратко определить источник «русофобии»? Самое краткое определение возможно дать через уяснение двойного смысла слова «Израиль».

Народ, если он содержит в себе Церковь, будет постоянно испытываться и проходить тягчайшие испытания. «Израиль»– имя амбивалентное (двойственное): «тот, кто крепится с Богом» и «тот, кто крепится против Бога» (Осия 12:4).

Как Церковь Божья и народ, содержащий в себе Церковь, есть «Израиль», так и те, кто «крепится против Бога», есть Израиль. Начальный источник русофобии в том, что богопротивный Израиль изнутри разрушает народ, который содержит в себе Церковь – истинный Израиль.

Итак, суть русофобии обозначается в немногих словах: Израиль враждует на Израиль.

*В 1990 году была создана Православная классическая гимназия – первая в России после 1917 г. классическая гимназия и православная школа. Гимназия прекратила существование по внешним причинам (захват здания рейдерами в октябре 2005 г.). Педагоги, выпускники и сотрудники Гимназии объединились в Региональную общественную организацию «CLASSIS» и продолжают научную и педагогическую деятельность.

В серии «Скорая помощь учителю» готовится к изданию книга Н.И. Московцевой «Преступление и наказание»: Каинова печать и русская революция (уроки по Достоевскому).

Опубликовано в журнале «Русский дом», январь, 2013. Автор ссылается на статьи Е.А. Авдеенко, в данном издании эти ссылки опущены.

Наши рекомендации