Пятая республика во Франции. Конституция 1958 г.
Пятая республика — период французской истории с 1958 года по настоящее время; определяется принятой в 1958 новой конституцией Франции.
По конституции 1958 г. в центре политической системы Франции находится президент. Согласно конституции президент может роспускать парламент ,наделен правом законодательной инициативы; он подписывает и обнародует законы, может потребовать от парламента нового обсуждения закона или его частей, созывает парламент на чрезвычайные сессии, может передать принятый парламентом закон в Конституционный совет для выяснения степени его соответствия конституции.. Он назначает премьер-министра, а по его предложению – министров, председательствует в Совете министров. Президент назначает на высшие гражданские и военные должности. Являясь главой вооруженных сил, он председательствует в Совете и Высшем комитете национальной обороны. Он представляет страну в международных отношениях. В качестве председателя Высшего совета магистратур президент организует деятельность судебной системы.
Вместе с тем сохраняются некоторые нормы парламентского контроля: парламент собирается по праву, т.е. автоматически, он может учредить Верховный суд для разбора дела президента по обвинению его в государственной измене.
Вторым лицом в государстве конституция считает премьер-министра, который руководит деятельностью правительства, обеспечивает выполнение законов. По определенному поручению президента и с определенной повесткой дня он может председательствовать вместо президента на заседании Совета министров. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом (исключение составляют акты президента, относящиеся к его исключительной компетенции).Парламент республики состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием.
Среди органов, учреждаемых на основе конституции, особое место принадлежит Конституционному совету, состоящему из 9 членов, полномочия которых длятся 9 лет и не подлежат возобновлению. Они назначаются поровну председателями палат и президентом, причем председатель Конституционного совета назначается президентом и его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят также и бывшие президенты. Конституционный совет решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия конституции принимаемых законов. Контроль за нормативными актами исполнительной власти осуществляется Государственным советом, значение которого после 1958 г. несколько возросло.
Таким образом, конституцией 1958 г. во Франции устанавливается форма правления, сочетающая черты как парламентской, так и президентской республики, при очевидном доминировании элементов последней.
Составной частью конституции 1958 г. являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула конституции 1946 г., определяющие основные права и свободы граждан Франции.
В 1962 г. был изменен порядок выборов президента. Он стал избираться непосредственно избирателями, что усилило легитимность и независимость президента от других ветвей власти. В связи с распадом французской колониальной империи из состава конституции были исключены главы о Французском союзе.
В 80–90-ые гг. ХХ века во Франции происходит расширение прав местного самоуправления. Действительностью политической жизни стала система раздельного правления, когда президент и правительство представляют различные политические силы.
Новый этап конституционных реформ предпринят в 2000 г. Весной этого года президент Ж. Ширак внес законопроект о снижении срока полномочий президента до 5 лет. Осенью 2000 г. он был одобрен на референдуме и вступил в силу.
Право современной Франции.
В современной системе источников права центральное место занимают Конституция Французской Республики 1958 г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г., а также содержащая развернутое изложение демократических прав и свобод граждан преамбула к Конституции 1946 г., вместе с Декларацией 1789 г. провозглашенная составной частью действующей Конституции страны. Среди законодательных актов, издаваемых французским Парламентом, особую роль играют органические законы, дополняющие важнейшие конституционные положения. Обычные законы - акты Парламента - регулируют либо отрасли права, либо отдельные правовые институты. К числу обычных законов относятся и кодексы, соответствующие традиционной наполеоновской схеме законодательства: гражданский, уголовный и другие, изменения в которых также производятся путем издания законов, если законодатель не предписывает иного.
Действующая Конституция 1958 г. допускает широкие возможности правового регулирования путем издания регламентарных актов исполнительной властью - Правительством, министрами и уполномоченными на то органами администрации. В ст.34 Конституции определен перечень областей правового регулирования, находящихся в исключительной компетенции законодательной власти: права и свободы граждан, правила национализации и денационализации предприятий, порядок выборов в Парламент и местные органы самоуправления, уголовная ответственность и судопроизводство, а также определение основных принципов, существенных для обороны страны, финансов, образования, для гражданского и торгового права, для трудового права и социального обеспечения и др.