Правительство согласно Конституции РФ осуществляет меры по реализации внешней политики России. От имени Правительства его Председатель ведет переговоры и подписывает межправительственные договоры.

К специальным органам внешних сношений Российской Федерации относятся ряд федеральных министерств и ведомств (Министерство иностранных дел РФ, Министерство внешних экономических связей РФ, Министерство РФ по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба безопасности г.) некоторые другие органы в пределах их компетенции).

Основными задачами министерства иностранных дел (МИД) в соответствии с Положением, утвержденным Президентом РФ 14 марта 1995 г., являются: разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление предложений Президенту; реализация внешнеполитического курса РФ; обеспечение дипломатических и консульских отношений с иностранными государствами, сношений с международными организациями; защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом и т.д. МИД разрабатывает проекты международных договоров, ведет переговоры, осуществляет общее наблюдение за выполнением договоров.

Зарубежные органы внешних сношений - это органы государства, расположенные за его пределами и выполняющие функции защиты прав и интересов своего государства, граждан и юридических лиц.

Зарубежные органы подразделяются на постоянные (дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства, представительства при международных организациях) и временные (Делегации государств на сессиях международных организаций, на международных конференциях, специальные миссии).

72. Дипломатические представительства: понятие, функции, порядок учреждения.

Дипломатическое представительство-это орган аккредитующего государства, учреждённый на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними.

Международным правом установлены следующие виды дипломатических представительств:

1) посольства — представительства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и полномочным послом; к ним приравниваются представительства Ватикана — нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества;

2) миссии — представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками;

3) иные официальные представительства, имеющие специфический статус (например, представительство Российской Федерации по поддержанию контактов с Ватиканом и соответствующее представительство Ватикана в России).

Функции дипломатического представительства состоят в следующем:

а) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;

б) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

в) ведение переговоров с правительством государства пребывания;

г) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;

д) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развития их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки (ст. 3 Венской конвенции).

Учреждение: сразу же по достижении договоренности об обмене дипломатическими представительствами и об их уровне возникает необходимость в практическом формировании дипломатического представительства.

Назначение главы дипломатического представительства проходит четыре стадии:

а) запрос агремана;

б) назначение на должность;

в) прибытие в страну назначения;

г) официальное вступление в должность после вручения верительной грамоты.

Обязанность запрашивать агреман, то есть согласие государства принять конкретное лицо в качестве главы иностранного дипломатического представительства, твердо установившееся правило, подтвержденное в Венской конвенции 1961 года. Отказ в агремане может не сопровождаться объяснением его мотивов.

Без положительного ответа на запрос агремана предполагаемый глава представительства не назначается на свою должность.

Вступление главы представительства в должность связано с вручением им своих полномочий (верительной грамоты) органу или должностному лицу, при котором он аккредитуется.

Полномочия (верительные грамоты для послов и посланников, аккредитуемых при главе государства; верительные письма для поверенных в делах, аккредитуемых при главе ведомства иностранных дел) оформляются в соответствии с правилами, принятыми в стране, их выдавшей, однако они должны иметь ряд обязательных реквизитов: указание на орган, назначивший главу представительства, страну назначения и т.д.

На остальных членов дипломатического персонала агреман не запрашивается, и они после своего назначения и прибытия в страну считаются приступившими к исполнению служебных обязанностей с момента уведомления компетентных властей (обычно министерства иностранных дел) государства пребывания.

В отношении военных атташе многие государства придерживаются практики, являющейся по существу разновидностью запроса агремана.

Прекращение дипломатической миссии может произойти:

- при прекращении государствами поддержания официальных отношений без их разрыва;

- при разрыве дипломатических отношений;

- вооруженном конфликте;

- исчезновении одной из сторон в качестве субъекта международного права (например, в результате слияния с другим государством);

- иногда при социальной революции в одном из поддерживающих отношения государств или даже просто при неконституционной смене правительства.

Функции члена дипломатического персонала могут прекратиться в связи с его отозванием по тем или иным причинам, объявлением его persona nоn grata (нежелательным лицом), в случае так называемого дисмисла, то есть объявления дипломата частным лицом, или отказа дипломата выполнять свои функции.

73.Консульские учреждения: понятие, функции, порядок учреждения.

Консульские учреждения как зарубежные представительства имеют существенное отличие от дипломатических представительств: это зарубежные органы аккредитуемого государства, которые функционируют не в масштабах всего государства пребывания, в пределах консульского округа, определяемого по взаимному соглашению. Обычно такой округ охватывает несколько административно-территориальных единиц государства пребывания.

Консульские отношения возникают с установлением дипломатических отношений, а при их отсутствии на основе специального соглашения заинтересованных государств, Согласие государства пребывания необходимо для открытия консульского учреждения.

Консульские функции выполняются как рассматриваемыми специальными консульскими учреждениями, так и дипломатическими представительствами, в составе которых создаются консульские отделы.

Предусмотрены четыре вида консульских учреждений:

-генеральные консульства,

-консульства,

-вице-консульства,

-консульские агентства.

В консульских отношениях Российской Федерации, как и ранее СССР, наиболее распространены генеральные консульства. На территории РФ в настоящее время действуют генеральные консульства США (в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке), Японии (в Санкт-Петербурге и Владивостоке), КНР (в Хабаровске и Санкт-Петербурге), ФРГ (в Санкт-Петербурге), Монголии (в Иркутске) и т. д.

Порядок формирования . Консулы, как правило, назначаются ведомством иностранных дел с уведомлением страны пребывания. При этом назначаемому консулу выдается специальное удостоверение о его полномочиях -консульский патент. Консульский патент выдается главой государства, главой правительства или министром иностранных дел представляемого государства, В Российской Федерации выдача консульского патента производится МИД РФ.

Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула - консульскую экзекватуру. С момента ее получения начинается деятельность консула. Заведующий консульским отделом при дипломатическом представительстве не нуждается в получении консульского патента и консульской экзекватуры. Его назначение происходит в порядке, установленном для дипломатического персонала.

Штат консульских учреждений состоит из консульских должностных лиц, административно-технического и обслуживающего персонала.

Консульские функции. Их условно можно разделить на две категории.

К первой относятся аналогичные или близкие функциям дипломатических представительств (имеются, естественно, различия в масштабах деятельности).

Это:

а) защита интересов представляемого государства, его граждан и юридических лиц;

б) содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между государствами;

в) выяснение всеми законными путями условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству.

Вторая категория охватывает собственно консульские вопросы:

г) выдача паспортов гражданам представляемого государства и виз (иных документов) лицам, выезжающим в представляемое государство;

д) оказание помощи и содействия гражданам и организациям представляемого государства, обеспечение надлежащего представительства своих граждан в судебных и иных учреждениях государства пребывания;

е) оказание помощи судам и самолетам, зарегистрированным в представляемом государстве, и их экипажам;

ж) выполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и некоторых функций административного характера.

Перечень названных и ряда других функций, содержащихся в Венской конвенции о консульских сношениях, дополняется в двусторонних консульских конвенциях, а также - применительно к консульским учреждениям Российской Федерации - в Консульском уставе Российской Федерации.

Наши рекомендации