Международно-правовой статус комбатантов, признаки, права и обязанности, ответственность
Военные действия ведутся вооруженными силами воюющих государств. В праве вооруженных конфликтов вооруженные силы делятся на две категории лиц: сражающиеся, или комбатанты (от фр. combattant — боец, воин) и несражающиеся, или некомбатанты.
Комбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющего государства, которые имеют право принимать участие в военных действиях. Правовой статус комбатанта включает: 1) право применять военное насилие; 2) быть объектом применения военного насилия вплоть до физического уничтожения; 3) право на обращение с ним как с военнопленным при попадании в руки неприятеля. Военное насилие не применяется к комбатанту в случае его ранения или попадания в плен.
По мере развития и совершенствования права вооруженных конфликтов расширялся круг лиц, относящихся к комбатантам. Так, в соответствии с положениями Женевских конвенций 1949 г. к таким лицам относятся: личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в вооруженном конфликте; личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих и не входящих в состав вооруженных сил; личный состав организованных движений сопротивления и партизанских формирований, если они отвечают следующим условиям: а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; Ь) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; с) открыто носят оружие; d) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны; члены экипажей торговых судов и гражданской авиации, которые непосредственно участвуют в военных действиях; население неоккупированной территории, которое берется за оружие, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.
В ст. 43 Дополнительного протокола I к Женевским кс циям 1949 г. дается развернутое определение понятия «Вооруженные силы». При этом указывается, что лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны (за исключением несражающихся), являются комбатантами, т.е. они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях.
Деление участников вооруженных конфликтов на комбатантов и некомбатантов связано с разным объемом прав и обязанностей у них во время военных действий, что влияет на режим военного плена.
Среди лиц, участвующих в вооруженных конфликтах, • выделяются военные разведчики и военные шпионы, добровольцы и наемники, парламентеры.
Военный шпион (лазутчик) — это лицо, которое, действует иным образом или под ложным предлогом, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих государств с намерением сообщить таковые противной стороне (ст. XXIX Приложения к Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.). Согласно Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г., «любое лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом» (ст. 46). Не считается шпионом лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в военном конфликте, если оно собирает или пытается собирать от имени этой стороны информацию на территории, контролируемой противником, и при этом носит форменную одежду своих вооруженных сил или не действует обманным путем либо преднамеренно не прибегает к тайным методам. Такое лицо «не утрачивает свое право на статус военнопленного, и с ним не могут обращаться как со шпионом» (п. 3 ст. 46 Дополнительного протокола I). Указанное лицо признается, таким образом, военным разведчиком. При попадании в руки неприятеля во время собирания разведывательных сведений или попытки их собирания на него распространяется статус военнопленного.
Во время вооруженных конфликтов на стороне воюющих держав принимают участие добровольцы. В ст. VI Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г. установлено, что «ответственность нейтральной державы не возникает вследствие того, что частные лица отдельно переходят границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих». Ввиду того, что эти частные лица из нейтральных государств добровольно вступают в состав вооруженных сил одной из воюющих держав, они, с одной стороны, становятся законными комбатантами, а с другой — утрачивают статус лица нейтрального государства. При этом ответственность за их действия несет воюющее государство, на стороне которого они сражаются.
В вооруженных конфликтах могут принимать участие и наемники. Согласно п. 2 ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. наемник — это любое лицо, специально завербованное на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны. Наемник не входит в личный состав вооруженных сил воюющей стороны. Он не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, пocтоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте.
Не являются наемниками военные советники, официально направляемые на службу в иностранные вооруженные силы на основе межгосударственного соглашения. Военные coветники непосредственного участия в военных действиях не принимают.
Международное сообщество неоднократно осуждало практику наемничества. В 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 2465 (XXIII), в которой объявлялось практика использования наемников против движений за национальное освобождение и независимость является уголовно-наказуемым деянием, а сами наемники — преступниками.
В 1989 г. под эгидой ООН была заключена Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования наемников. В Конвенции наемничество признано уголовным преступлением, которое затрагивает интересы всех государств. Согласно данной Конвенции государства не должны осуществлять вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, в том числе в целях, противоречащих праву на| самоопределение, как оно толкуется международным правом. Государства обязаны запрещать и предотвращать такие последствия.