Принцип нерушимости государственных границ.
Принцип нерушимости государственных границ тесно связан с принципом не применения силы или угрозы силой и с принципом суверенного равенства государств. В Декларации о принципах МП 1970 года он трактуется как часть принципа не применения силы или угрозы силой: "каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства".
В заключительном акте СБСЕ он выделен в самостоятельный принцип и в данном случае идет дальше общепризнанного принципа не применения силы или угрозы силой, участниками СБСЕ тем самым "рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы".
Суть принципа сводится к международно-правовому признанию существующих границ европейских государств и к отказу от любых посягательств на эти границы.
Основное содержание нерушимости границ можно свести к трем элементам:
1. признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с МП;
2. отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;
3. отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.
Границы могут изменяться, как отмечено в Законодательном акте, только "в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности".
Принцип территориальной целостности государств.
Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН в 1945 году, в настоящее время процесс его развития продолжается: можно встретить упоминание как территориальной целостности, так и территориальной неприкосновенности. В российской теории высказывалась тачка зрения о том, что неприкосновенность и целостность тесно связаны и являются двумя сторонами одного и того же принципа.
В исследованиях по территориальным проблемам преобладает термин "принцип территориальной целостности и неприкосновенности" или "принцип неприкосновенности и целостности государственной территории".
Для того чтобы уяснить нормативное содержание обсуждаемого принципа необходимо разобраться с понятием государственной территории, его включает в себя неприкосновенность и целостность территории государства.
Итак, государственная территория - это пространство, в пределах которого государство осуществляет свою верховную власть, а также все природные ресурсы в этих пределах.
Неприкосновенность государственной территории означает, что государства должны воздерживаться от любого посягательства на иностранную территорию, как вооруженного, так и невооруженного. Вооруженное посягательство - это вторжение вооруженных сил на иностранную территорию, а также ее военная оккупация, если эти действия не применены в ответ на агрессию. Следует иметь ввиду, что вооруженным посягательством является аннексия иностранной территории, которой обычно предшествует вторжение и военная оккупация.
Невооруженное посягательство - это использование пространства или природных ресурсов иностранной территории без разрешения территориального суверена или нанесение ущерба ресурсам этой территории.
Примером таких действий могут служить транспортное движение по иностранной территории без разрешения, рыболовство в иностранных территориальных водах или экономической зоне, отравление водоемов и т.д.
Целостность государственной территории означает, что государства должны воздержаться от любых действий, направленных на расчленение иностранной территории, они могут быть мирными или немирными, т.е. военными или представляющими собой угрозу применения силы, но все они носят противоправный характер, т.к. вопрос целостности территории любого государства должен решаться самими его народами на основе принципа самоопределения народов и наций.
Например, нарушение территориальной целостности может одновременно быть и нарушением территориальной неприкосновенности. Тесная взаимосвязь этих понятий дает основание рассматривать их как две стороны одного и того же принципа.