Под открытым морем понимаются морские пространства не входящие ни в территориальные воды, ни во внутренние воды, ни в архипелажные воды какого-либо государства.
Основу правового режима открытого моря составляет принцип свободы открытого моря.
Это означает, что на открытое море не распространяется суверенитет какого-либо государства, оно открыто для общего, равного и свободного пользования всеми как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю государствами. Ни одно государство не вправе претендовать на осуществление суверенитета над открытым морем или его частями, а также создавать препятствия др. государствам для пользования им, т.е. должны учитываться законные права и интересы всех государств.
В открытом море действует принцип исключительной юрисдикции государства флага судна, . т.е. судно там пользуется иммунитетом от юрисдикции др. государств. Судно одного государства может быть. остановлено и осмотрено военным или специально уполномоченным судном др. государства только в строго определенных случаях: если это предусмотрено специальным соглашением, участниками которого являются государство флага и государство, судно которого осуществляет указанные действия;
- для борьбы с пиратством и работорговлей.
Конвенция ООН по морскому праву предусматривает также дополнительные случаи:
1. По просьбе государства др. государства должны сотрудничать с ними в пресечении незаконной торговли наркотиками или психотропными веществами.
2. Вмешательство возможно, если иностранное судно не имеет национальности.
3. Вмешательство может быть, если происходит незаконное радио – и телевизионное вещание с судна или установки в Открытом море.
Пограничная служба ФСБ РФ в своей практике часто используют право преследования по горячим следам, восходящему к давно действующему международному обычаю. Оно признано мировой практикой и законодательством многих морских государств. Однако следует придерживаться некоторых правил, нормоустановленных в Конвенции об открытом море. Преследование по горячим следам может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами, находящимися на правительственной службе и специально на то уполномоченными (п.4 ст.23 Конвенции).Это положение не дает право преследования частным судам и самолетам. Если судно все же будет остановлено или задержано в открытом море в условиях, не оправдывающих осуществление права преследования, судну должны быть возмещены вред и убытки (п.7 ст.23).
Преследование должно быть начато только после подачи зрительного или звукового сигнала остановиться с дистанции, позволяющей соответствующему судну его увидеть или услышать. Преследование должно вестись непрерывно. Право преследования прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своей страны или в территориальное море какого-либо третьего государства.
Ну, а продолжение преследования иностранного судна в чужом территориальном море является несовместимым с суверенитетом государства, которому принадлежит это море.
Разумеется, право преследования не может осуществляться в отношении государственных судов всех категорий, как военных, так и не военных, ввиду присущего им иммунитета. Все претензии к государственным судам, подозреваемым или обвиняемым в нарушении соответствующих законов и правил прибрежного государства, могут быть урегулированы, в отличие от судов частновладельческих, дипломатическим путем.
Содержание принципов равноправия и права народов, распоряжаться своей судьбой, сотрудничества государств
Принцип равноправия и самоопределения народов.
Принцип самоопределения возник в период формирования наций под влиянием революционно-освободительных движений.
Первоначально принцип был провозглашен как политических принцип, не как правовой, однако будучи включенным в ряд международных документов, он стал правовой нормой, первоначально локального, а затем и универсального значения. Это нашло отражение в следующих международных документах: - Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года;
- Пакт о правах человека ст. 1
- Декларация о принципах МП 1970 г. в которых дается развернутое содержание принципа равноправия и самоопределения народов.
Содержание рассматриваемого принципа включат в себя следующее:
1. Все народы без вмешательства извне имеют право свободно определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие;
2. Все государства обязаны уважать это право;
3. Все государства путем совместных и самостоятельных действий
обязаны содействовать осуществлению народами права самоопределение;
4. Все государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение;
5. В своей борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства;
6. Запрещается подчинение народа иностранному государству;
Принцип самоопределения нации и народов не означает, что нация обязана стремиться к созданию самостоятельного государства. Право нации на самоопределение есть ее право, а не обязанность.
Принцип сотрудничества государств.
Принцип сотрудничества государств сравнительно новый международно-правовой принцип международных отношений. Он стал общепризнанным и общеобязательным принципом МИ с момента принятия Устава ООН.
Развивая положение Устава, Декларация о принципах МП 1970 года определяет содержание принципа сотрудничества государств:
1. Государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях МО с целью поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и прогресса;
2. Сотрудничество осуществляется независимо от политических экономических и социальных различий государств;
Таким образом, устанавливается юридическая , международно-правовая обязанность всех государств сотрудничать друг с другом во всех областях МО.
30.Понятие международно-правовой ответственности, основания международно-правовой ответственности государств. Классификация международных правонарушений.
Международно-правовая ответственность - обязанность субьекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субьекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб в результате правомерных действий, если это предусмотрено договором.
Институт ответственности является общим, сквозным институтом международного права, его нормы призваны обеспечить охрану правопорядка во всех сферах межгосударственных отношений.
Ответственность наступает при наличии определенных оснований,понимаемых в двух значениях - на основе чего и за что возникает ответственность.
Исходя из этого различаются юридические и фактические основания ответственности.
Юридические основания- это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основе которых определенное поведение квалифицируется как международное правонарушение.
Статья 4 проекта статей об ответственности гласит: "Деяние государства может быть квалифицировано международно-противоправным лишь на основании международного права, На такую квалификацию не может влиять квалификация этого же деяния согласно внутреннему праву как правомерного".
Фактическим основанием ответственности является международное правонарушение. Как уже отмечалось, фактическое основание есть то, за что наступает ответственность. В силу этого необходимо четко установить признаки международного правонарушения, которое и выступает в качестве фактического основания ответственности. КМП выделила два элемента правонарушения. Статья 3 проекта статей об ответственности элементы международно-противоправного деяния гласит: "Международно-противоправное деяние государства налицо в том случае, когда; а)какое-либо поведение, заключающееся в действии или бездействии, может, согласно международному праву, присваиваться государству и б) такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства".
Классификация международных правонарушений:
Различают три вида международных правонарушений: международные преступления, преступления международного характера, иные международные правонарушения(деликты).
Международные преступления - это деяние, нарушающие столь основополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщества, что оно рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. К международным преступлениям относятся агрессия, геноцид, рабство, наемничество.
Преступление международного характера-это деяние физического лица, посягающее на права и интересы двух или нескольких государств, международных организаций, физических и юридических лиц. (Посягательства на лиц, пользующихся международной защитой, незаконный захват воздушных судов, подделка денежных знаков, захват заложников, незаконные операции с радиоактивными веществами)
К международным деликтам следует относить международные правонарушения, не вошедшие в две первые группы. К ним относятся: нарушение государством договорных обязательств, не имеющих основополагающего значения; не выполнение юридическими и физическими лицами положений международных конвенций . (например, Конвенции о международной купле-продаже товаров 1980 года); невыполнение решений международных судов и арбитражей; нарушение государствами своих односторонних международно-правовых обязательств и т.д.
Содержание принципов неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения споров
Принцип не применения силы или угрозы силой.
Принцип не применения силы или угрозы силой появился в МП в период между двумя мировыми войнами, сначала как принцип запрещения агрессивной войны. Этот принцип заменил ранее существовавшее в МП право государства на войну (jus ad bellum), в соответствии с которым каждое государство могло прибегнуть к войне против другого государства в случае любого спора между ними.
Качественно новым этапом в развитии рассматриваемого принципа стало принятие Устава ООН, который не ограничился запрещением агрессивной войны, а провозгласил в п.4 ст.2 "Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций".
В уставе ООН нормативное содержание этого принципа, как и других принципов МП, не развернуто. Это было сделано в первую очередь в резолюции Генеральной Ассоциации ООН:
- Декларация о принципах МП (1970 г.)
- Определение агрессии (1974 г.)
- Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях (1987 г.)
А также вклад в дальнейшее развитие принципа внес Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) (раздел касающийся претворения в жизнь согласованных принципов).
Проанализировав эти документы, можно сделать вывод, что запрещаются:
1. любые действия, представляющие собой угрозу силой или ранее косвенное применение силы против другого государства;
2. применению силы или угрозы силой с целью нарушения существенных международных границ международных границ другого государства или для разрешения международных споров и вопросов, для нарушения международных демаркационных линий, включая линии перемещения;
3. Репрессиями с применением вооруженной силы; (repressaliae -удерживать, останавливать), в МП - принудительные меры, применяемые одним государством в ответ на неправомерные действия другого государства. К этим запрещенным действиям относятся, т.н. "мирная блокада",т.е. блокирование портов другого государства, осуществляемое вооруженными силами в мирное время;
4. Организация или поощрение организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наёмничество;
5. Организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или потворствование организационной деятельности в пределах собственных территорий, направленные на совершение таких актов, в т.числе когда упомянутые акты связаны с другой силой или ее применением;
6. Военная оккупация территории государства, являющаяся результатом применения силы в нарушении Устава ООН;
7. Приобретение территории другого государства в результате угрозы силой или его применения;
8. Насильственные действия лишающие народа права на самоопределение, свободу и незыблемость.
Устав ООН предусматривает лишь два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст.51) и по решения Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст.39 и 42).
Кроме того, принцип не применения силы не распространяются на события, происходящие внутри государства, поскольку МП не регулирует внутригосударственные отношения.
Составной частью принципа не применения силы или угрозы силой является запрещение пропаганды войны, которое можно рассматривать и в качестве самостоятельной нормы. В соответствии с Декларациями 1970 и 1977 года, государства обязаны не допускать проведения своими органами пропаганды войны и принять меры к тому, чтобы на их территории не велась пропаганда войны частными лицами, организациями, общественно-политическими движениями и т.д.