Сделайте анализ текста, используя следующие языковые конструкции
1) Текст «…» написан научным стилем.
2) В тексте четко определена главная цель –
3) В тексте реализуются все функции языка…
4) В тексте преобладают глаголы …
5) В тексте предложения …
6) В тексте отсутствуют образные средства языка: эпитеты, метафоры, художественные сравнения.
Таким образом, данный текст написан в научном стиле, в котором отражены все признаки, как логичность, точность, отвлеченность, обобщенность, объективность.
7)По типу речи текст – …
8)Языковые уровни указывают, что текст можно отнести к … подстилю, жанр – …
Дидактический материал
Задание 1. Прочитайте высказывание. Какую яркую особенность научного стиля подчеркивает в своём высказывании исследователь? Можете ли вы привести аргументы, подтверждающие мысли Е.С.Троянской?
«Каждый, имеющий дело с научной литературой, сразу же чувствует, что язык этой литературы чем-то отличается от разговорного языка и языка художественной литературы. Но далеко не каждый может достаточно четко сформулировать, в чем же заключается это так хорошо чувствуемое различие.»
(Е.С.Троянская)
Задание 2. Прочитайте текст. Выявите признаки научного текста.
Природа Казахстана
Средняя Азия и Казахстан — один из крупнейших природных регионов. Эта огромная территория неоднородна и отличается исключительной контрастностью: здесь самые жаркие и самые холодные пустыни нашей страны, самые большие внутренние водоемы и блуждающие реки, теряющиеся на пустынных равнинах, самые высокие горы, покрытые вечными снегами и ледниковыми шапками, и самые глубокие впадины, дно которых опущено ниже уровня моря до 100 м и более. Все здесь грандиозно, неповторимо и очень своеобразно.
Тем не менее Среднюю Азию и Казахстан можно рассматривать как единое целое. На эту особенность региона обратил внимание еще в прошлом веке один из первых его исследователей И. В. Мушкетов. Он писал, что Средняя Азия и Казахстан представляют собой «как бы отдельный материк, залегающий среди другого более обширного и во всем отличающегося от него» (1886). Положение в центральной части Евразийского континента, вдали от океанов, обусловливает резкую континентальность климата с большим дефицитом влаги. Уникальная особенность всего региона — отсутствие внешнего стока: на большей части все его поверхностные воды не имеют выхода к открытому морю.
Таким образом, речь может идти о выделении Казахстано-Среднеазиатского региона на основании не только общей внутриконтинентальной циркуляции атмосферы или по геохимическим условиям ландшафтов, но и определенного сочетания циркуляции вещества и энергии, свойственного лишь этому региону. Все это определило неповторимый набор экологических режимов и структур экосистем во всех высотных поясах и зонах.
Задание 3.
1. Прочитайте текст, определите, к какому типу речи он относится. Докажите, выделив в нем тезис, доказательство и вывод.
2. Определите подстиль текста. Аргументируйте свой ответ.
3. Проанализируйте текст с точки зрения наличия терминов, степени их понимания из контекста.
О проблеме чистой воды
В последнее время проблема чистой воды становится одной из наиболее жизненно важных и актуальных для человека. Она тесно связана и с другой проблемой – антропогенным эвтрофированием природных водоемов, что вызывается избыточным поступлением в них биогенных веществ. Под эвтрофированием понимается повышение уровня новообразования органического вещества в водоеме в результате ускорения продукционно-биологических процессов.
Особая роль органических удобрений в современных условиях интенсификации земледелия и требований о недопустимости ухудшения почвенного плодородия обусловливают назревшую необходимость в коренном изменении практики проектирования и строительства животноводческих ферм. Применяемый в этой практике критерий «минимум приведенных затрат» входит в противоречие с конечными результатами сельскохозяйственного производства, ибо приводит к выбору вариантов с минимизацией затрат на очистные сооружения и подготовку органики, что вызывает ухудшение природного базиса, недополучение конечного эффекта.
Последствиями выбора такого варианта являются гидросмыв, сброс стоков в реки, некачественная органика.
4. Выявите морфологические особенности текста.
5. Обсудите проблему чистой воды, приводя конкретные примеры, взятые из жизненных ситуаций в регионах республики.
Задание 4.
1. Прочитайте текст, определите общую тему и микротемы.
2. Выпишите из текста существительные и укажите способы их образования.
3. Определите лексический потенциал текста.
4. Дайте характеристику текста на синтаксическом уровне.
5. Обсудите проблему, поднятую в тексте. Аргументируйте свои ответы, мнения.