Двоевластие. Расстановка политических сил. Альтернативы развития

После падения самодержавия в России предстояло создать но­вую форму правления, сформировать новое государство и его структуры, параллельно решать проблемы, поставленные самой революцией, в т.ч. определить отношение к войне, решить аграр­ный вопрос, разрешить национальные противоречия, а также орга­низовать снабжение населения продовольствием, обеспечить эле­ментарный порядок в стране.

Россия стояла как бы на распутье, и выбор путей общественного развития зависел от основных социальных сил и отражающих их интересы политических партий и общественных организаций. Так как после ликвидации монархии резко расширилось «поле» полити­ческой борьбы, усилилась роль партий, общественных организаций и широких масс с их изменчивыми настроениями и ориентирами на парламентские или силовые методы борьбы. Двоевластие и задержка с созывом Учредительного собрания лишь осложняли обстановку и продлевали кризис власти почти на весь 1917 г, В тот переломный период имелись следующие альтернативы развития. Буржуазно-демократический путь, по которому Россия развивалась от Февраля до Октября, был наиболее предпочтительный и естественный, отве­чающий объективным тенденциям исторического развития. Уста­новление режима военной диктатуры, неудачная попытка его введе­ния была предпринята генералом Корниловым. Первому пути про­тивостояла радикальная большевистская альтернатива, замена демо­кратии диктатурой пролетариата. Существовала также возможность создания широкой коалиции социалистических партий и строитель­ства социально ориентированного государства на базе реформист­ской социал-демократической доктрины, трудно реализуемая из-за непримиримой экстремистской позиции большевиков.

С падением самодержавия в партийной системе России про­изошли изменения, она сдвинулась влево, а ее правый фланг - тра-

диционалистско-монархические партии - оказался разрушенным. Был ослаблен также политический центр, т.к. октябристы и про­грессисты постепенно сошли с арены и оставались лишь кадеты. Кадетская партия также «полевела», вместо требования конститу­ционной монархии высказываясь за республику. Она провозгласи­ла тактику «левого блока» и сотрудничала с социалистическими партиями меньшевиков и эсеров. В то же время кадеты были за продолжение войны до победного конца, против немедленного введения 8-часового рабочего дня, за откладывание решения аг­рарного вопроса и других реформ до Учредительного собрания. Много внимания они уделяли проблемам государственности, вы­ступали за создание правового государства, но против самоопреде­ления национальных окраин. Однако социальные ожидания рево­люционных масс шли гораздо дальше, чем предлагали кадеты. По­этому российские либералы, в отличие от западных, не смогли соз­дать себе прочной массовой базы среди рабочих и крестьян.

Возрастающая революционная активность масс привела к ко­лоссальному усилению левого, социалистического фланга в пар­тийной системе страны. Бурное развитие переживала партия эсе­ров, её численность определялась от 400 тыс. до 1 млн. 200 тыс. человек. Она привлекала близкой крестьянам аграрной програм­мой, требованием федеративной республики, традиционной идео­логией об особом пути России к социализму и ореолом самоотвер­женной борьбы с царизмом. Лидерами партии были В.М.Чернов и Н.Д.Авксентьев. В партии постепенно укреплялось левое крыло (Б.Д.Комков, П.П.Прошьян, М.А.Спиридонова), которое выступало против продолжения войны, за немедленное отчуждение поме­щичьих земель, против коалиции с либералами. Численность пар­тии меньшевиков также росла, превысив осенью 200 тыс. человек. Партия была раздроблена, состояла из относительно самостоятель­ных фракций оборонцев и меньшевиков-интернационалистов.

Меньшевики и эсеры придерживались тезиса о неготовности России к социализму. Ссылаясь на опыт европейских революций, они считали закономерным установление власти буржуазии, вы­ступали за сотрудничество с либералами и оказывали условную поддержку Временному правительству. Стремясь не допустить разрыва с буржуазией, они соглашались с отсрочкой важных пре­образований до Учредительного собрания, хотя искренне желали проводить реформы в интересах трудящихся. Например, в самом сложном вопросе о войне меньшевики и эсеры заявили об отказе от

,

захватнических целей в войне и объявили себя «революционными оборонцами».

Большевистская партия имела численность 24 тыс. человек в дни революции, 240 тыс. в августе. Она не сразу выработала страте­гию и тактику. Её руководство, встав на позицию меньшевиков и эсеров, присоединилось к условной поддержке Временного прави­тельства и оказания на него давления с целью заключения мира и развития революции. С приездом Ленина 3 апреля ситуация резко изменилась. В «Апрельских тезисах» Ленин выдвинул задачу пере­хода ко второму этапу революции с целью установления диктатуры пролетариата и строительства социализма. Он потребовал не оказы­вать никакой поддержки Временному правительству, которое про­должает империалистическую войну. Чтобы отсечь либералов от управления страной, Ленин выдвинул лозунг «Вся власть Советам!» Он рассчитывал вытеснить меньшевиков и эсеров из Советов, разо­блачая их в соглашательстве с буржуазией, в поддержке войны. Кроме того, Советы были теми органами, через которые гораздо проще прийти к власти, чем через парламент. По данным исследова­телей, Советы как органы чисто повстанческого, социалистического движения выбирались с участием не более У/а избирателей.

Учитывая доверие масс Временному правительству, Ленин вначале выдвинул тактику мирного перехода ко второму этапу ре­волюции через большевизацию Советов и перехода всей власти Советам, широкое разъяснение народу «империалистического ха­рактера» Временного правительства и продолжавшейся войны. Другими словами, Ленин, в отличие от других партий, взял курс не на консолидацию, а на раскол общества, на подготовку и осущест­вление захвата власти. Естественно, что лидеры других партий об­виняли Ленина в разжигании гражданской войны, а Плеханов на­звал его тезисы бредом. Его стратегия вызвала недоумение даже у

части большевиков (Каменев, Рыков, Ногин), считавших буржуаз­но-демократическую революцию незаконченной. ••"

Развитие событий определялось прежде всего деятельностью Временного правительства и Совета рабочих и солдатских депута­тов. Временное правительство состояло из представителей про­грессивного блока - кадетов, октябристов, центристов. Возглавил кабинет князь Львов, министром иностранных дел стал Милюков, военным министром - Гучков, министром юстиции - Керенский, единственный социалист. 3 марта правительство обнародовало свою декларацию, согласованную с Советом. Она провозглашала

осуществление демократических преобразований - вводились по­литические права и свободы, отменялись национальные и религи­озные ограничения, смертная казнь, упразднены цензура, полиция, каторга, объявлена политическая амнистия, подготовка выборов в Учредительное собрание.

Под давлением Советов была осуществлена радикальная демо­кратизация армии. Она была начата изданием Приказа №1 Петро­градского Совета. Приказ отменял отдание чести вне службы и офицерские чины, предлагал избирать в частях солдатские комите­ты. Теперь реальная власть перешла от офицеров к солдатским ко­митетам. А контроль над столичным гарнизоном осуществлял Со­вет. Была проведена чистка высшего командного состава, отмене­ны военно-полевые суды, введен институт комиссаров. Однако де­мократизация в условиях войны способствовало резкому падению дисциплины и боеспособности армии.

Вопрос об установлении национальных автономий Временное правительство откладывало до Учредительного собрания, но объя­вило о принципиальном согласии на создание независимой Поль­ши, широкую автономию Украины и Финляндии. Также осторожно оно подходило к социально-экономическим реформам. Аграрная реформа откладывалась до Учредительного собрания, для ее под­готовки были учреждены земельные комитеты, а удельные земли переданы государству. 25 марта было объявлено о введении госу­дарственной хлебной монополии, созданы продовольственные ко­митеты. Правительство также узаконило возникшие на предпри­ятиях фабрично-заводские комитеты, но не был декретирован вве­денный явочным путем 8-часовой рабочий день.

Уже 5 марта Временным правительством были отстранены гу­бернаторы и другие руководители царской администрации на мес­тах и назначены губернские и уездные комиссары, которыми стали председатели соответствующих земских управ. В мае-июне была проведена земская реформа, в результате которой сеть земств была распространена по всей России, демократизирована их избиратель­ная система, созданы волостные земства. Однако земства стали по­степенно оттесняться Советами.

Вторая власть - Советы, как наиболее близкие к рабочим и | солдатам образования, вскоре после Февраля распространились по й всей стране. С марта по сентябрь 1917 г. число Советов увеличи­лось с 600 до 1429. До осени в составе Советов преобладали эсеры и меньшевики, чья программа наиболее импонировала массам. В

П гоадском Совете из 2800 депутатов большевиками являлись '"-^го 65 человек, т.е. всего 2,3%, а во ВЦИК Советов, избранном на ^ ^Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов в ^оне 1917г., большевики составляли около 18%. Несмотря на ши­рокую поддержку рабочих, солдат, крестьян. Советы не хотели брать верховную власть в свои руки. Меньшевики и эсеры исходи­ли из европейского опыта и доктрины, что после победы буржуаз­ной революции власть должна принадлежать буржуазии.

Наши рекомендации