Под космическим пространством понимается внеземное пространство, а также Луна и др. небесные тела.
Согласно Соглашения о Луне 1979 года, Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества, в случае если станет возможным эксплуатация природных ресурсов Луны (например, разработка ископаемых минералов и т.д., то будет установлен международный режим эксплуатации.
Космическое пространство не может быть оккупировано, не может быть присвоено, на него не может быть провозглашен суверенитет какого-либо государства. Например, на Луне и др. небесных телах, запрещается строительство военных баз, сооружений и укреплений, испытаний любых типов оружия, угроза силой или применение силы, любые др. враждебные действия или угроза их совершения.
Под космическими объектами имеются ввиду объекты искусственного происхождения т.е. созданные человеком, в отличие от небесных тел.
Под понятием космонавт мы понимаем лицо, принимающее участие в исследовании и использовании космического пространства с борта космического объекта.
Государства обязаны оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия, вынужденной посадки на иностранной территории, либо в открытом море. В этих случаях космонавты должны. немедленно возвращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль.
Согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1976 г. каждый запущенный в космос объект подлежит регистрации путем занесения в национальный реестр, в свою очередь Генеральный секретарь ООН ведет реестр космических объектов, в который заносятся данные, представляемые запускающими государствами в отношении каждого космического объекта.
Государство сохраняет свои суверенные права в отношении своих космических объектов и их экипажей во время их пребывания в космическом пространстве и на небесных телах.
Нормы международного космического права (МКП) полностью запрещают всякую военную деятельность на Луне и др. небесных телах и налагают ряд запретов в отношении военной деятельности в самом космическом пространстве.
Согласно ст.IV Договора о космосе (1967г.), государства " обязуются не выводить на орбиту Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми др. вещами оружия массового уничтожения, не устанавливать оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо образом". В соответствии с наиболее широко принятым толкованием термина " оружие массового поражения" оно охватывает такие виды оружия, как ядерное, химическое, биологическое и др. сравнимые с ними по разрушительному или поражающему действию виды оружия, в т.ч. и те, которые могут быть созданы в будущем. Размещение всех этих видов оружия на орбите вокруг Земли или каким-либо иным образом в космическом пространстве ЗАПРЕЩЕНО.
Таким образом, международное право рассматривает космическое пространство как зону, в которой запрещены любые виды военной деятельности.
23.Правопреемство государств в отношении договоров между государствами
Нужно учитывать, что Венская конвенция 1978 г. регулирует правопреемство только в отношении договоров, заключенных в письменной форме, и лишь между государствами. в отношении устных договоров и договоров между государствами и иными субъектами международного права действуют обычные нормы.
Каковы же правила правопреемства в отношении договоров?
1. В случае создания в результате деколонизации нового независимого государства действует принцип tabula rasa («чистой доски»): новое государство не связано договорами, заключенными бывшими державами-метрополиями.
Новое независимое государство не обязано сохранять какой-либо договор или становиться его участником только потому, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории — объекта правопреемства.
Новое государство может стать участником любого многостороннего договора, который был в силе для территории правопреемства, путем уведомления о правопреемстве. Если до момента правопреемства государство-предшественник подписало договор с условием ратификации, принятия или утверждения, правопреемник может стать участником договора, ратифицировав, приняв или утвердив его (кроме случаев несовместимости участия правопреемника с объектами и целями договора).
2. Если часть территории государства становится частью территории другого государства, в отношении этой территории:
договоры государства-предшественника утрачивают силу;
договоры государства-правопреемника приобретают силу, кроме случаев, когда применение этих договоров было бы несовместимым с их объектами и целями.
Находящийся в силе двусторонний договор в отношении территории — объекта правопреемства считается действующим и для государства-правопреемника, если новое государство договорилось об этом с контрагентом или это следует из его поведения.
3. При объединении двух или нескольких государств права и обязательства по их договорам переходят к правопреемнику, если стороны не установили иное и если это не противоречит объектам и целям договора.
4. При отделении части территории и присоединении ее к другому государству договоры предшественника продолжают находиться в силе для правопреемника.
О правопреемстве договоров делаются письменные уведомления депозитарию договора и/или его участникам.
Содержание принципов суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела