Межправительственные организации как субъекты международного права
Международные межправительственные организации не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с МП и наделяются государствами определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в Уставе).
Международная межправительственная организация-это объединение государств, учреждённое на основе международного договора для достижения общих целей в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах при уважении их суверенитета.
В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. В уставе организации определяются цели ее образования, предусматривается создание определенной организационной структуры (постоянно действующих органов), устанавливается их компетенция. Наличие постоянных органов организации обеспечивает автономность ее воли; международные организации участвуют в международном общении от своего имени, а не от имени государств-членов.
Иными словами организация обладает своей собственной (правда несуверенной) волей, отличной от воли государств - участников. При этом правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все международные организации обязаны выполнять основные принципы МП, а деятельной региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.
Основные права международных организаций:
1) право участвовать в создании международно-правовых норм;
2) право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленные как организации, так и ее сотрудникам;
3) право органов организации пользоваться определенными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для
исполнения;
4) право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях, и с не участвующими в данной организации государствами.
Территориальное верховенство государства, правовые основания и способы приобретения территории
Территориальное верховенство - это полная и исключительная власть государства в пределах своей территории.
Использование государством своей территории не является юридически неограниченным. Запрещается злоупотребление территориальным верховенством (подготовка и засылка вооруженных банд через границу, пропаганда войны, испытания ядерного оружия в атмосфере и под водой, загрязнение окружающей среды, производство запрещенных видов оружия, политика расизма и апартеида, преступления против человечества).
Запрещается деятельность, наносящая ущерб окружающей среде на других территориях и в других пространствах.
Таким образом согласно международному праву, верховенство государства означает, во-первых,что его власть является высшей по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории, и, во-вторых,что на территории этого государства исключается действие публичной власти иностранного государства.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ , СПОСОБЫ И ФОРМЫ ИЗМЕНЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ
Одним из основных принципов современного международного права является принцип неприкосновенности и целостности государственной территории. Он запрещает насильственные территориальные изменения. В то же время международное право допускает возможность и необходимость в некоторых случаях изменений территории государств.
Главным правовым основанием территориальных изменений является принцип самоопределения народов (наций), согласно которому возможны не только частичные изменения территории государств, но и образование новых государств в результате их разделения (как это было с Советским Союзом), или наоборот объединения (Германия). Принцип самоопределения народов имеет две стороны:внешнюю - право народа (нации) на вхождение в состав того или иного государства или образование самостоятельного государства и внутреннюю:- определение своего внутреннего устройства.
Принадлежность отдельных участков территории, сравнительно небольших и не заселенных или малозаселенных, может быть изменена по соглашению между соответствующими государствами.
Таким образом можно выделить два способаизменения принадлежности государственной территории:
1) на основе осуществления принципа самоопределения народов (наций) и
2) по соглашению между соответствующими государствами.
К каждому из этих способов предъявляются свои требования, несоблюдение которых может вести к значительным осложнениям международных отношений, или даже к недействительности изменения принадлежности территории, или к территориальному спору.
Воля нации к самоопределению может проявляться в различных формах и с помощью различных средств. Она может выражаться в заявлениях парламента, в решениях партий, в печати, другими мирными средствами либо принимать форму восстаний.
Международно-правовая практика выработала следующие способы и формы решения территориальных вопросов: плебисцит, цессия, правомерное отторжение и приращение территории (аккреция).