Межправительственные организации как субъекты международного права

Международные межправительственные организации не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с МП и наделяются государствами определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в Уставе).

Международная межправительственная организация-это объединение государств, учреждённое на основе международного договора для достижения общих целей в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах при уважении их суверенитета.

В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. В уставе организации определяются цели ее образования, предусматривается создание определенной организационной структуры (постоянно действующих органов), устанавливается их компетенция. Наличие постоянных органов организации обеспечивает автономность ее воли; международные организации участвуют в международном общении от своего имени, а не от имени государств-членов.

Иными словами организация обладает своей собственной (правда несуверенной) волей, отличной от воли государств - участников. При этом правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все международные организации обязаны выполнять основные принципы МП, а деятельной региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

Основные права международных организаций:

1) право участвовать в создании международно-правовых норм;

2) право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленные как организации, так и ее сотрудникам;

3) право органов организации пользоваться определенными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для

исполнения;

4) право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях, и с не участвующими в данной организации государствами.

Территориальное верховенство государства, правовые основания и способы приобретения территории

Территориальное верховенство - это полная и исключительная власть государства в пределах своей территории.

Использование государством своей территории не является юридически неограниченным. Запрещается злоупотребление территориальным верховенством (подготовка и засылка вооруженных банд через границу, про­паганда войны, испытания ядерного оружия в атмосфере и под водой, загрязнение окружающей среды, производство запрещенных видов оружия, политика расизма и апартеида, преступления против человечества).

Запрещается деятельность, наносящая ущерб окружающей среде на других территориях и в других пространствах.

Таким образом согласно международному праву, верховенство государства означает, во-первых,что его власть является высшей по отно­шению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его тер­ритории, и, во-вторых,что на территории этого государства исключа­ется действие публичной власти иностранного государства.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ , СПОСОБЫ И ФОРМЫ ИЗМЕНЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ

Одним из основных принципов современного международного права является принцип неприкосновенности и целостности государственной территории. Он запрещает насильственные территориальные изменения. В то же время международное право допускает возможность и необходи­мость в некоторых случаях изменений территории государств.

Главным правовым основанием территориальных изменений является принцип самоопределения народов (наций), согласно которому возможны не только частичные изменения территории государств, но и образова­ние новых государств в результате их разделения (как это было с Со­ветским Союзом), или наоборот объединения (Германия). Принцип само­определения народов имеет две стороны:внешнюю - право народа (на­ции) на вхождение в состав того или иного государства или образование самостоятельного государства и внутреннюю:- определение своего внутреннего устройства.

Принадлежность отдельных участков территории, сравнительно не­больших и не заселенных или малозаселенных, может быть изменена по соглашению между соответствующими государствами.

Таким образом можно выделить два способаизменения принадлежности государственной территории:

1) на основе осуществления принципа самоопределения народов (наций) и

2) по соглашению между соответствующими государствами.

К каждому из этих способов предъявляются свои требования, несоб­людение которых может вести к значительным осложнениям международных отношений, или даже к недействительности изменения принадлежности территории, или к территориальному спору.

Воля нации к самоопределению может проявляться в различных фор­мах и с помощью различных средств. Она может выражаться в заявлениях парламента, в решениях партий, в печати, другими мирными средствами либо принимать форму восстаний.

Международно-правовая практика выработала следующие способы и формы решения территориальных вопросов: плебисцит, цессия, правомер­ное отторжение и приращение территории (аккреция).

Наши рекомендации