Кодификация и прогрессивное развитие международного права
Кодификация — это официальная систематизация действующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью создания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.
Задачи кодификации:
а) приведение действующего международного права в соответствие с потребностями данного периода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;
в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сферы (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.
Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права.
При кодификации учитываются практика реализации норм международного права, решения судебных и иных органов, рекомендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регулирования. Кодификация — один из способов совершенствования международного права, обеспечения его эффективности.
Особое значение имеет кодификация для повышения эффективности обычных норм международного права посредством их преобразования в договорные нормы.
Интересным примером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на момент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обычные нормы, разработаны новые положения, посвященные ранее не урегулированным вопросам, — режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.
Кодификация норм международного права всегда осуществляется на официальном уровне — либо государствами посредством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.
Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специально создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одобряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются международные конференции. В рамках ООН были подготовлены такие кодификационные договоры, как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сношениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.
Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных актов, наиболее подходящей формой которых является договор как явно выраженное соглашение (Женевские конвенции о защите жертв войны, Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морскому праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах международного права... 1970 г.).
7.Международный договор как источник международного права
Международный договор основной источник международного права.(определяется Венской конвенцией о праве международных договоров)
Международный договор принято определить как явно выраженное
письменное соглашение субъектов международного права относительно их прав и обязанностей. Сторонами международного договора могут быть не только государства и международные организации. Международный договор может представлять собой не один, а несколько взаимосвязанных документов.
Международный договор характеризуется как основной источник благодаря трём обстоятельствам:
1.Договорная форма позволяет достаточно чётко сформировать правомочия и обязательства сторон, что благоприятствует толкованию и применению договорных норм;
2.Договорным регулированием охвачены все без исключения области международных отношений, государства последовательно заменяют обычаи договорами;
3.Договоры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаимодействие международных норм и норм внутригосударственного законодательства.
Особое значение приобрели общие многосторонние договоры, закреплено право участия в них всех государств без какой бы то ни было дискриминации.
8.Правовой режим континентального шельфа
Конвенция ООН по морскому праву определила КШ прибрежного государства как " морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстоянии 200 морских миль, внешняя граница КШ может быть отнесена за пределы 200 морских миль с учетом реальной протяженности шельфа, но не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от линии соединяющей глубины 2500 метров. Данное требование заключено в п.5 ст.76 Конвенции ООН по морскому праву. В данном случае решение вопроса о пределах КШ для прибрежного государства окончательно решает Комиссия по границам КШ, создаваемая в соответствии с Конвенцией.
Комиссия рекомендует прибрежному государству пределы КШ, которые законодательно закрепляются в национальном законодательстве.
Так, принятый Государственной Думой Закон РФ " О континентальном шельфе РФ " КШ РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка...
Внутренней границей КШ является внешняя граница территориального моря.
Внешняя граница КШ находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль."
Говоря о правовом режиме КШ следует иметь ввиду, что права РФ на КШ не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.
РФ обладает суверенным правом прибрежного государства на разведку и разработку его минеральных и живых ресурсов. Это право является исключительным. И если РФ не разрабатывает КШ, никто не может делать этого без согласия РФ.
Так, в соответствии с п. 5 ст.246 Конвенции ООН по морскому праву прибрежное государство может по своему усмотрению отказать др. государствам или компетентной международной организации в согласии на осуществление КШ (и в ИЭЗ тоже) в пределах 200 морских миль научно-исследовательского проекта, если этот проект:
а) имеет непосредственное значение для разведки и разработки природных ресурсов как живых, так и не живых;
б) включает бурение или использование взрывчатых веществ или привнесение вредных веществ в морскую среду;
в) включает строительство, эксплуатацию или использование искусственных островов, установок и сооружений.
Таким образом, особенностью правового режима КШ является его соответствие принципу, согласно которому прибрежное государство осуществляет над КШ суверенные права в целях разведки и разработки его естественных ресурсов.
Например, ст.79 Конвенции ООН по морскому праву установлено, что
все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на КШ, однако определение трассы для прокладки таких трубопроводов на КШ, осуществляется с согласия прибрежного государства.
Правовой статус Антарктики
Под Антарктикой понимается район, расположенный вокруг Южного полюса (от Южного полюса до 60 параллели южной широты), в который входят собственно материк Антарктида, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, находящиеся южнее 60 параллели южной широты.
Антарктический материк был открыт и впервые исследован русскими мореплавателями и учеными во время экспедиции 1818-1821 годов, состоявшей под руководством Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева.
В силу своей значительной удаленности от населенных территорий и суровых климатических условий, долгое время не привлекал серьезного внимания государств в плане его хозяйственного освоения и считался ничейной землей (terra nullius). Интерес к нему стал возрастать с развитием техники, обеспечивающей доступ к этому суровому континенту.
В середине 50-х годов стало интенсивно развиваться международное сотрудничество по изучению Антарктики. Это привело к созыву Международной конференции по Антарктике в октябре 1959 г. в Вашингтоне, которая завершилась подписанием 1 декабря Договора об Антарктике, в котором выражено убеждение сторон в том, что Антарктика должна использоваться исключительно в мирных целях. Ст.1 Договора устанавливает, что "Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие, как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия". Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку запрещаются "любые мероприятия военного характера". Любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещаются Согласно этому принципу Антарктика является демилитаризованной и нейтрализованной территорией, а также безъядерной зоной.
Территориальные претензии и юрисдикция государств.
Договор об Антарктике не признает суверенитета какого-либо государства в каком-либо районе Антарктики. Вместе с тем договор не отрицает существования территориальных претензий, но запрещает их укрепление и заявление новых. Договор, таким образом, "заморозил" территориальные претензии государств в Антарктике. В первой половине ХХ века Великобритания, Франция, Норвегия, Чили, Аргентина неоднократно пытались установить свой суверенитет над отдельными районами Антарктики. Дело дошло до того, что чилийские и аргентинские "владения" не только "переплелись" с британскими, но и перекрыли их.
10.Международно-правовой обычай
Международный обычай представляет собой специфический источник международного права. Он отличается от международного договора по способу становления в качестве источника и по характеру внешней формы выражения правовой нормы. Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных, аналогичных международных действий всех или нескольких государств, в условиях, как правило, длительной повторяемости такого рода действий (устойчивой практики).Обычай не представляет собой юридического документа с явно выраженной формулировкой соответствующего правила. При сопоставлении обычных норм с договорными сложно установить факт существования и содержания международного обычая. Но это обстоятельство не свидетельствует о меньшем, по сравнению с договором, юридического значения обычая. Международный договор и международный обычай равно обязательны для тех государств ( субъектов вообще), на которых они распространяются.