Охарактеризуйте ход и итоги фашистской интервенции в Испанию
Гитлеровские планы подготовки и развязывания второй мировой войны предусматривали использование экономических ресурсов Испании и ее выгодных военно-стратегических позиций. Установление немецкого контроля над добычей в Испании железной руды, а также меди, ртути и других цветных металлов значительно укрепило бы сырьевую базу Германии, а создание немецких военных баз на Пиренейском полуострове не только поставило бы под удар с тыла французскую армию на Рейне, но подорвало бы и позиции Англии в восточной Атлантике и западной части Средиземного моря. Кроме того, германские фашисты рассматривали Испанию как важный трамплин для развертывания борьбы за передел в свою пользу африканских владений Франции и Англии, а также для проникновения в Латинскую Америку.
Сразу после прихода к власти гитлеровцы установили тесный контакт с представителями испанской военщины, в частности с генералом Франко. Бывший генерал «лейтенант немецко-фашистской армии и начальник III отдела германской военной разведки Р. Бамлер в своем заявлении Советскому правительству, опубликованном в июне 1946 года, писал, что «Франко еще во время первой мировой войны работал для Канариса, впоследствии начальника германской военной разведки. Когда в Испании начался контрреволюционный мятеж, Канарис выдвинул Франко в качестве руководителя мятежа, как человека наиболее подходящего для осуществления германских интересов, так как своим долголетним сотрудничеством он доказал, что на него можно положиться»1.
Гитлеровцы обещали оказать испанским реакционерам поддержку в свержении республики и установлении террористической профашистской диктатуры, а последние взамен обязались предоставить Германии возможность создания военных баз на испанской территории и эксплуатации природных богатств страны. На аналогичных условиях испанские реакционеры договорились и с фашистским правительством Италии.
Германское и итальянское правительства, надеясь, что западные державы не окажут сопротивления их действиям, пошли на развертывание открытой военной интервенции против Испанской республики. Помимо тех целей, о которых указывалось выше, гитлеровцы стремились теперь использовать Испанию также в качестве полигона для отработки военной тактики и испытания новых образцов оружия. «Было бы ошибкой, — говорил гитлеровский генерал Рейхенау в докладе, прочитанном в 1938 году перед фашистскими главарями, — рассматривать войну в Испании как войну второстепенного порядка. Испания научила нас многому, в Испании мы исправили некоторые ошибки нашей военной стратегии... Наша интервенция в Испании позволила нам утвердиться на основных стратегических линиях Франции и Англии... Благодаря нашим позициям в Испании мы находимся в благоприятном положении, господствуя над жизненными пунктами этого стратегического района... В этом заключается высший смысл нашей интервенции в Испании»3.
Начало активному военному участию Германии в испанской войне, похвалялся затем Гитлер в июне 1939 г. на параде немецких войск, вернувшихся из Испании, «было положено в июле 1936 года»4.
Германо-итальянская интервенция в Испании натолкнулась на упорное сопротивление миролюбивых демократических сил всего мира, хорошо понимавших, что испанская кампания является для гитлеровцев лишь прелюдией к развязыванию большой, мировой войны. «Ко всем народам мира, ко всем, кто любит мир и свободу, ко всем честным демократам обращаемся мы с пламенным призывом оказать действенную помощь республиканской Испании.., — говорилось в воззвании коммунистических партий. — Храбрость, мужество и отвага республиканских бойцов вызывают восхищение у всего цивилизованного мира.
Решительное противодействие агрессии германского и итальянского фашизма в Испании оказал Советский Союз. В «Комитете по невмешательству» советская делегация разоблачила участие Германии и Италии в испанской войне и предательскую для дела мира в Европе политику руководителей этого комитета. 23 октября 1936 г., когда было окончательно установлено, что «Комитет по невмешательству» используется для блокады Испанской республики, а Германия и Италия, несмотря на членство в нем, продолжают отправку войск и снаряжений в Испанию, Советское правительство заявило, что «оно не может считать себя связанным соглашением о невмешательстве в большей мере, чем любой из остальных участников этого соглашения»30.
Справедливо полагая, что каждое проигранное фашистскими интервентами в Испании сражение оттягивает развязывание новой мировой войны, создает дополнительные препятствия на пути гитлеровских поджигателей войны и их пособников в правящих кругах западных стран, Советский Союз, последовательно осуществляя ленинскую политику мира, оказал испанскому народу эффективную и всестороннюю помощь.
Расчеты гитлеровской клики на быструю победу в Испании оказались похороненными. Война приняла затяжной характер. В ходе ее немецкие и итальянские фашисты все более разоблачали себя как отъявленные враги мира.
54.Раскройте решения и последствия Мюнхенской конференции 1938 г.
29—30 сентября в Мюнхене в Фюрербау состоялась решающая встреча. Основой соглашения являлись предложения Италии, практически ничем не отличавшиеся от требований, выдвинутых ранее Гитлером при встрече с Чемберленом. Чемберлен и Даладье приняли эти предложения. В час ночи 30 сентября 1938 г. Чемберлен, Даладье, Муссолини и Гитлер подписали Мюнхенское соглашение. После этого в зал, где было подписано это соглашение, была допущена чехословацкая делегация.
Ознакомившись с основными пунктами соглашения, представители Чехословакии Войтех Мастны и Хуберт Масарик выразили протест. Но, в конечном счете, под давлением руководства Великобритании и Франции подписали договор о передаче Чехословакией Германии Судетских областей. Утром президент Бенеш без согласия Национального собрания принял к исполнению данное соглашение.
30 сентября между Великобританией и Германией была подписана декларация о взаимном ненападении; схожая декларация Германии и Франции была подписана чуть позже.
Соглашение, подписанное в Мюнхене, стало кульминационной точкой английской «политики умиротворения».
Одна часть историков считает эту политику попыткой перестроить испытывающую кризис Версальскую систему международных отношений дипломатическим путём, через договоренности четырёх великих европейских держав и любой ценой сохранить мир. Так Чемберлен, вернувшись из Мюнхена в Лондон, у трапа самолёта заявил: «я привёз мир нашему поколению».
Другая часть историков полагает, что истинная причина проведения данной политики — попытка капиталистических стран раздавить чужеродную систему у себя под боком — СССР, отказавшийся от идеи мировой революции, безусловно затрагивающей интересы населения всего мира, но не выносивший свои планы с целью принятия согласованного мирного решения на обсуждение Лиги Наций, членом которой он являлся. Такие предположения высказывались некоторыми политиками Запада.
К примеру, заместитель министра иностранных дел Великобритании Кадоган записал в своем дневнике: «Премьер-министр (Чемберлен) заявил, что он скорее подаст в отставку, чем подпишет союз с Советами». Лозунг консерваторов в то время был: «Чтобы жила Британия, большевизм должен умереть».
10 сентября 1938 года, накануне встречи Чемберлена с Гитлером, сэр Гораций Уилсон, ближайший советник премьер-министра по всем политическим вопросам, предложил Чемберлену заявить немецкому лидеру о высокой оценке мнения о том, что «Германия и Англия являются двумя столпами, поддерживающими мир порядка против разрушительного напора большевизма», и что поэтому он «желает не сделать ничего такого, что могло бы ослабить тот отпор, который мы можем вместе оказать тем, кто угрожает нашей цивилизации».
С другой стороны, 4 октября 1938 года французский посол в Москве Робер Кулондр отмечал, что мюнхенское соглашение «особенно сильно угрожает Советскому Союзу. После нейтрализации Чехословакии Германии открыт путь на юго-восток». Об этом же говорится и в дипломатических документах США, Франции, Германии, Италии, Польши и других стран.