Проанализируйте роль стран Центр и Юго-Вост Европы в мо в период биполярной системы
В течение 1989—1991 годов по странам Восточной Европы прокатилась лавина революционных преобразований. Рухнули сложившиеся здесь за послевоенные десятилетия авторитарно-бюрократические режимы. События развивались не только стремительно, но и отличались радикальностью результатов. Они втянули в свою орбиту Польшу и Венгрию, ГДР и Чехословакию, Болгарию и Румынию, а также Югославию. Создав качественно новый политический ландшафт в этих странах, события изменили расстановку сил на европейском континенте, затронули блоковую систему отношений на мировой арене, оказали воздействие на перестроечные процессы в Советском Союзе, повлияли на состояние дел в коммунистическом движении.
437
Революции, начавшиеся в 1989 г., стали следствием глубокого экономического, политического и духовного кризиса, который десятилетиями переживали государства Восточной Европы. Доказательство тому — перманентно возникавшие в 50 — 80-х годах острые общественно-политические конфликты в странах региона. Таким образом, революции конца 80-х — начала 90-х гг. явились результатом, прежде всего, их собственного внутреннего развития.
Авторитарно-бюрократические режимы повсеместно стали препятствием на пути экономического и технического прогресса своих государств, тормозом интеграционных процессов. Результатом был застой, который на фоне быстрого развития остального мира стал перерастать в отставание, в откат назад, особенно заметный в новых отраслях и прогрессивных технологиях. Уже к концу 70-х годов наметилась тенденция к превращению стран социализма во второстепенное экономическое и социально-политическое объединение на мировой арене. Сильные позиции удерживались только в военно-стратегической области, и то в основном благодаря военному потенциалу СССР. Именно перспектива такого превращения побудила руководство ряда стран приступить к экономическим и политическим реформам. Однако попытки их осуществления в рамках авторитарно-бюрократических режимов не затрагивали базисных структур и способствовали лишь дискредитации идей реформирования общества. Фактический провал этих попыток подвел общественность названных стран к осознанию невозможности преодоления усиливавшегося всестороннего кризиса без полного устранения сложившейся системы власти и управления.
Другим мощным катализатором революционных перемен в странах Восточной Европы явился национальный фактор.Его проявление сильно варьировалась в разных государствах и зависело от национальных традиций, характера предшествовавшего, то есть, довоенного, политического режима, уровня развития национально-освободительного движения против фашизма в годы второй мировой войны, обстоятельств прихода к власти коммунистических партий. Субъективной предпосылкой революций стала монополия политической власти правивших режимов. Их неподотчетность народу разрушающе воздейство-
438
вала на моральные и деловые качества руководящего слоя восточноевропейских стран. Он получал ряд необоснованных привилегий, погружался в коррупцию, злоупотребления властью. Неслучайно, что правящая элита этих государств явилась объектом для всесторонней критики»
Начавшаяся в 1985 г. перестройка в СССР послужила стимулом для идеологических и политических перемен. Происходит быстрая политизация различных слоев населения, ведущая к выработке новых взглядов, к осознанию реальностей на ином качественном уровне.
События в Польше и Венгрии приняли эволюционный по своей форме характер, а именно — переход правивших компартий к парламентской модели развития, к признанию альтернативных политических сил. Такому исходу предшествовала долгая политическая борьба, как в руководствах партий, так и за их пределами. В Польшеблагодаря наличию столь мощного оппозиционного движения как «Солидарность» и реальному присутствию в общественно-политической жизни католической церкви с ее моральным авторитетом возобладала компромиссная линия. Именно по инициативе правившей Рабочей партии (ПОРП) 6 февраля 1989 г. открылись заседания «круглого стола», за которым встретились представители власти и оппозиции. Весной 1989 г. аналогичные заседания начались в Венгрии.Достигнутые там соглашения ставили задачу формирования институтов парламентской демократии, правового государства, коренной реорганизации Венгерской социалистической партии (ВСРП).
Ситуации, сложившиеся в Болгарии, Чехословакии и ГДР, имела много общего. Известную однотипность им придала позиция руководства партий, которые либо вообще отказывались идти на реформы (как, например, в ГДР), либо имитировали действия по их проведению. Стратегические линии партий уже не соответствовали происходящим в обществе процессам. Повсеместно, начиная с 1988 г., стали возникать неформальные организации. Так, в Болгариипоявился «Независимый союз по охране прав человека», экологическое общество, «Движение 24 мая». Однако болгар-ское руководство расценило их как антикоммунистические и ответило репрессивными мерами.
439
Характерной особенностью Чехословакиибыло наличие в ее общественной жизни политической оппозиции, которая в начале 1989 г. перешла к решительным действиям. Их проявлением стали демонстрации в Праге и ряде других городов.
Свою специфику имело и внутриполитическое положение в Германской Демократической Республике(ГДР). Она заключались в том, что многие граждане, утратив надежды на изменения в стране, стали переселяться в соседнюю демократическую германскую страну (ФРГ). Выезд принял массовые формы, несмотря на репрессии властей и тотальную слежку. Революционные процессы, охватившие восточноевропейские государства, свидетельствовали об общем кризисе их авторитарно-бюрократических режимов. Начало им положили события в ГДР. Под давлением массовых демонстраций глава германской социалистической партии Э. Хонеккер был освобожден от занимаемых им постов. 9 ноября 1989 г. новое руководство разрешило свободный переход в Западный Берлин.
Внутренние противоречия в Болгарии, где отсутствовали традиции массовой оппозиции существовавшему режиму, прорвались на Пленуме Болгарской компартии, который 10 ноября 1989 г. отстранил Генерального секретаря Т. Живкова от руководства страной. Последовавшее включение в революционный процесс широких масс, начавшееся формирование политических партий и течений придало событиям характер демонтажа прежней системы власти.
«Бархатная революция» в Чехословакии началась с разгона студенческой демонстрации в Праге 17 ноября 1989 г. Действия полиции вызвали забастовку студентов, а с 21 ноября в столице начались массовые демонстрации. В тот же день был создан «Гражданский форум», объединивший все оппозиционные силы в чешских землях, и «Общество против насилия» в Словакии. Новое правительство возглавил М. Чалфа. Президентом страны был избран В. Гавел. В отличие от ГДР, Болгарии и Чехословакии, где преобразования не сопровождались кровопролитием и проходили в цивилизованных формах, в Румынии они приняли другой характер. Революция началась с карательных действий правительственных войск, подавивших оружием выступление в городе Темишоара. 20 декаб-
440
ря 1989 г. волнения перекинулись в столицу страны — Бухарест. Последующие дни сопровождались ожесточенными столкновениями демонстрантов с силами госбезопасности. Массовое движение возглавил Фронт национального спасения. Арестованные им бывший президент Н. Чау-шеску и его жена были преданы суду военного трибунала и расстреляны.
В результате революций в странах Восточной Европы власть партийно-государственного аппарата перешла к демократическим представительным органам управления. Провозглашались политические права и свободы граждан.
Пришедшие к власти правящие элиты добились проведения свободных выборов, завершившихся повсеместно поражением партии коммунистической направленности. Завоевать симпатии избирателей не удалось и возрожденным социал-демократическим и социалистическим, партиям. Более популярными оказались лозунги «христианского социализма», с которыми выступали христианско-демократические партии, связанные с католической или протестантской церквами.
Изменения политической системы были закреплены в новых конституциях, восстановивших традиционный для европейской цивилизации принцип разделения власти на исполнительную, законодательную и судебную.
Революции конца 80-х-начала 90-х годов были в основном мирными. Однако в ходе революционных событий обострились межнациональные противоречия. Чехам и словакам удалось договориться, и с 1 января 1993 г. на месте Чехословакии возникло два государства — Чехия и Словакия. Конфликт же между народами Югославиипринял вооруженный характер. Летом 1991 г. начался распад федеративного государства. Республики Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина провозгласили свою независимость. В составе Югославии остались лищь Сербия и Черногория. Национальные проблемы в этой стране вылились в самый кровавый после окончания второй мировой войны конфликт в Европе.
Революционные преобразования привели к изменениям во внешнеполитической ориентации восточноевропейских государств. Все международные организации, созданные
441
этими странами при участии Советского Союза, в том числе Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организация Варшавского договора (ОВД), были распущены. В восточноевропейском регионе формируется новая система безопасности. Венгрия, Польша и Чехословакия договорились с СССР о полном выводе с их территории советских войск. Все настойчивее стали выдвигаться требования присоединения к экономическим и политическим союзам стран Запада (в частности Европейскому Союзу, НАТО). «Железный занавес», разделявший Европу все годы «холодной войны», быстро разрушался. Кульминацией этого процесса стало объединение, а точнее присоединение ГДР к ФРГ. Таким образом, в ходе событий 1989— 1991гг. произошло крушение социалистической системы, создавшее качественно новую политическую и социально-экономическую ситуацию на европейском континенте.
41. Раскройте содержание и значение Версальского договора
Версальский мирный договор является главным документом послевоенного мирного урегулирования, завершившим первую мировую войну 1914-18 Работа над мирными договорами с Германией и ее союзниками проходила без участия побежденных. В апреле 1919 текст договора из 440 статей был согласован. В целом договор явился компромиссом между французской и англо-американской позицией.
Германская делегация во главе с министром иностранных дел Веймарской республики У. фон Брокдорф-Рантцау прибыла в Париж для подписания договора. Но статья 231, признающая Германию единственной виновницей войны, вызвала ее протест. В ответ союзники предъявили ультиматум с угрозой возобновить военные действия в случае ее отказа принять условия мирного договора. В этой ситуации Национальное собрание Германии в результате бурных дебатов приняло решение подписать мир без всяких оговорок.
Наконец 1919 состоялось подписание мирного договора с Германией. Он получил название Версальского по месту его заключения в Зеркальном зале Большого Версальского дворца. Под договором поставили подписи все участники конференции за исключением Китая, который выразил свое несогласие передачей Японии германских владений, расположенных на его территории. Со стороны Германии договор подписал новый министр иностранных дел Герман Мюллер и министр транспорта Й. Белл.
Версальский мирный договор вступил в силу 1920 после ратификации его Германией и четырьмя главными союзными державами. США, Хиджас и Эквадор, подписав мирный договор, отказались его ратифицировать.1921 в Берлине был заключен аналогичный Версальскому договору американо-германский договор, но он не содержал статей о Лиге Наций.
Германия потеряла 1/8 часть территории и 1/12 часть населения. Франции возвращались Эльзас и Лотарингия в границах 1870 После плебисцита Бельгии передавались округа Эйпен, Мальмеди и Морене, Дании – северный Шлезвиг. Признав независимость Польши и Чехословакии, Германия отдавала им соответственно часть своих территорий: Польше – часть Верхней Силезии и Померании, Познань. Так называемый «польский коридор» отделил от Германии Восточную Пруссию и создав узкий выход к Балтийскому морю. Данциг с округом был объявлен вольным городом под защитой Лиги наций и включен в пределы таможенной границы Польши. Мемель и прилегающие районы передавались под контроль Лиги наций. К Чехословакии отходил Гульчинский район на юге Верхней Силезии.
Признание независимости Люксембурга позволило ему с 1919 выйти из состава Германского таможенного союза. Германия обязывалась строго уважать независимость Австрии, что создавало препятствие для возможного объединения двух немецких государств.Левый берег Рейна и полоса шириной 50 км на правом его берегу вошли в демилитаризованную зону. В пределах зоны запрещалось содержать немецкие вооруженные силы, проводить маневры, строить укрепления.В качестве компенсации за разрушение угольных копей на севере Франции Германия ей передавала угольные копи Саарской области, которая на 15 лет переходила под управление Лиги наций.
Германия лишалась всех колоний, сфер влияния, собственности и привилегий за пределами страны. Германские колонии стали подмандатными территориями Франции, Японии, Бельгии, Португалии, Великобритании и ее доминионов. Того и Камерун поделили между Великобританией и Францией, к Южно-Африканскому союзу отошла Юго-Западная Африка. Австралия получила часть Новой Гвинеи, а Новая Зеландия – Западное Самоа. Колонии в Восточной и Центральной Африке были переданы Великобритании, Бельгии, Португалии. Германия отказалась от прав и привилегий в Китае, к Японии отошли ее островные владения в Тихом океане, также концессии в Шаньдуне и область Киао-Чао.
Военные статьи предусматривали разоружение Германии. Численность сухопутной армии, комплектуемой на основе добровольного найма, сокращена до 100 тыс. человек, всеобщая воинская повинность отменена, генеральный штаб распущен. Армия предназначалась исключительно для поддержания порядка внутри страны. Германию обязывали снести укрепления, крепости на границах; запрещалось иметь танки, тяжелую артиллерию, военную авиацию, подводные лодки; военный флот был значительно сокращен. Но немецкие войска были оставлены в Прибалтике до особого распоряжения союзников. Наблюдение и контроль за выполнением военных условий договора были возложены на три международные комиссии.
Германия объявлялась ответственной за развязывание мировой войны и причиненный ею ущерб. Тем самым создавалась правовая основа взыскания с нее репарационных платежей для возмещения «всех потерь и убытков» союзников. До 1921 она обязана была выплатить союзникам 20 млрд. марок золотом, товарами, судами и ценными бумагами, а в течение 10 лет – поставлять уголь Франции, Бельгии, Италии. Признаны недействительными все соглашения экономического характера, которые Германия заключила во время войны с Австро-Венгрией, Болгарией, Турцией, а также с Румынией и Россией.
В качестве гарантии выполнения Германией договора была предусмотрена оккупация союзниками Рейна на срок от 5 до 15 лет. Наблюдение за исполнением Версальского договора было возложено на периодически созываемые конференции послов Франции, Великобритании, Италии и Японии под председательством представителя Франции, а США имели своего наблюдателя.
Таким образом, Версальский договор существенно ограничил суверенитет Германии и ее внешнеэкономические, финансовые, торговые и иные отношения с другими государствами. Вместе с этим договор создал предпосылки для роста реваншистских идей в Германии, которые проявилось позднее в борьбе за его отмену и перекройку европейской карты.
42. Раскройте содержание и значение Нейиского договора
27 ноября 1919 г., после продолжительных переговоров, в Нейи-сюр-Сен (предместье Парижа) был подписан мирный договор с Болгарией (Нейиский). Он вступил в силу после ратификации 9 августа 1920 г. и предусматривал территориальные уступки Болгарии в пользу Румынии (Южная Добруджа) и Королевства сербов, хорватов и словенцев (4 округа на западной границе, населенные болгарами). Наиболее тяжелой была потеря ею важных в экономическом и стратегическом отношениях территорий Западной Фракии с выходом к Эгейскому морю.
Вооруженные силы Болгарии определялись в 20 тыс. человек. Болгария обязалась выдать победителям весь флот и уплатить репарации в размере 2,5 млрд. золотых франков в течение 37 лет, также поставлять продовольствие в пользу Греции, Румынии и Королевства СХС.
Нейиский договор серьезно подрывал позиции Болгарии на Балканах, создавал благодатную почву для роста в стране ревизионистских настроений.
43. Раскройте содержание и значение Сен-Жерменского договора
Поскольку Австрия и Венгрия рассматривались странами Антанты как наследники Австро-венгерской монархии, ответственной за развязывание войны, мирный договор был разработан и подписан раздельно с каждым из государств.
10 сентября 1919 близ Парижа «главными союзными и объединившимися державами» Антанты, с одной стороны, и Австрией с другой, был подписан договор. Он вступил в силу 1920 г. Державы-победительницы решительно блокировали идею австро-германского объединения специальной 80 статьей Версальского договора и повторили ее в Сен-Жерменском договоре (88 статья) о недопустимости «аншлюса» Австрии. Также по их требованию австрийцы сменили название государства Немецкая Австрия на Республику Австрия.
В преамбуле договора говорилось, что союзные державы признали в качестве независимых и союзнических государств Австрию, Венгрию, Чехословакию и Королевство сербов, хорватов и словенцев, возникшие на территории бывшей монархии. Большое значение имело определение границ вновь возникших государств, но это было сделано без учета национальных интересов. Тем самым сложный многонациональный состав большинства новых государств являлся потенциальным источником новых конфликтов.
В состав Австрийской республики вошли Верхняя и Нижняя Австрия, Зальцбург, часть Штирии и Каринтии, Северный Тироль и венгерский Бургенланд. Жителям словенской Каринтии с г. Целовац (Клагенфурт) была предоставлена возможность самим определить свою судьбу; по итогам плебисцита 1920 этот район вошел в состав Австрии.
Портовый город Триест с прилегающими к нему территориями, часть провинций Крайны и Каринтии, Кюстенланд и Южный Тироль отошли к Италии. Югославия получила большую часть Крайны, Далмацию, южную Штирию и юго-восточную Каринтию.
Сен-Жерменский договор затрагивал вопрос и о границах других государств, возникших на месте Австро-Венгрии. Особая декларация запрещала всякие политические и экономические связи с Венгрией до принятия последней условий мирного договора. Тем самым в тяжелом положении оказалась не только Венгрия, где на момент заключения мира происходила революция, но и Австрия, которая лишилась исторически сложившихся экономических связей. Румынии была отдана Буковина. В состав Чехословакии вошли Богемия, Моравия, две общины нижней Австрии и часть Силезии.
На Австрию были наложены тяжелые финансово-экономические и репарационные обязательства, а также строгие военные ограничения. Она имела право держать армию в 30 тыс. солдат. Ей запрещалось иметь тяжелое вооружение и авиацию. Военный и торговый флот передавались победителям.
44. Раскройте содержание и значение Трианонского договора
Мирный договор с Венгрией готовился параллельно с Сен-Жерменским, но был подписан позже – 4 июня 1920 г. в Большом Трианонском дворце Версаля (близ Парижа) между победителями – государствами Антанты и, побежденной Венгрией – с другой. Заключение мира с Венгрией затянулась в связи с революционными там событиями и провозглашенной Советской республикой. После ее разгрома был подписан мирный договор с правоконсервативным правительством во главе с адмиралом М. Хорти.
Трианонский договор вступил в силу 26 июля 1921 г. после ратификации его основными участниками. США отказались его ратифицировать и подписали с Венгрией сепаратный договор (29 августа 1921 г.). Венгрия отказалась «от всяких прав и правооснований на территории бывшей австро-венгерской монархии», которые не вошли в состав Венгрии; признала независимость Чехословакии и Королевства сербов, хорватов, словенцев; обязалась уважать «независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской империи к 1 августа 1914 г.», и окончательно признать отмену Брест-Литовского мирного договора 1918 г. Территория Венгрии сократилась в сравнении с довоенными размерами до 1/3, а четверть этнических венгров оказалась вне ее границ.
Согласно договору за Румынией были закреплены Трансильвания и восточная часть Баната; за Королевством СХС – Хорватия и Словения, Бачка и западная часть Баната; за Чехословакией - Словакия и Закарпатская Украина. Провинция Бургенланд была передана Австрии. Венгрия отказывалась в пользу союзников от всяких претензий на порт Риеку (Фиуме). Венгрия осталась без выхода к морю. Над Дунаем устанавливался контроль победителей.
В стране отменялась всеобщая воинская повинность. Численность армии сокращалась до 35 тыс. человек. Весь австро-венгерский флот подлежал передаче союзникам или уничтожению. Танки, авиация, тяжелое вооружение запрещались. Предусматривалась выплата репараций. В сознании значительной части населения Трианонский договор воспринимался как несправедливый, что во многом предопределило политику Венгрии на протяжении межвоенного периода. Позднее при открытой поддержке фашистских Германии и Италии правительство Венгрии добилось в 1938 и 1940 гг. по Венским арбитражам пересмотра ряда территориальных статей Трианонского договора.
45. Раскройте содержание и значение Севрского договора
Севрский мирный договор, заключенный с Турцией 1920, узаконил распад и раздел Османской империи. Договор был подписан, с одной стороны, султанским правительством Турции, и с другой, союзными державами – Великобританией, Францией, Италией, Японией, также дашнакской Арменией, Бельгией, Грецией, Польшей, Португалией, Румынией, Королевством СХС, Хиджасом и Чехословакией. Это был последний мирный договор, подготовленный Парижской мирной конференцией. Он оказался самым проблемным.
На момент его заключения экономическое, политическое, военное положение Турции было чрезвычайно тяжелым. По Мудросскому перемирию 1918, британский военно-морской флот контролировал проливы Дарданеллы, Босфор и Мраморное море. В 1920 войска Антанты оккупировали ряд важных районов Турции, в т.ч. Стамбул, зону Черноморских проливов, Измир. Кроме прочего, греческие интервенционистские войска выступили против турецких национально-освободительных сил.
Острые споры европейских держав вокруг турецкого наследства затянули работу над мирным договором. Проект договора был принят только на конференции Верховного совета Антанты в апреле 1920 в Сан-Ремо. Союзников волновало решение нефтяной проблемы на Ближнем Востоке, вопрос о стратегически важных территориях в Восточном Средиземноморье. Франция и Италия стремились не допустить британской монополии, тем не менее, Англия получила все преимущества в разделе турецких владений. Важно, что была разрешена нефтяная проблема в Румынии, во французских и английских колониях. Великобритания удерживала за собой Мосул, но гарантировала Франции 25 % добычи будущей добычи нефти, на что Франция дала согласие обеспечить вывоз этой нефти через территорию Сирии к Средиземному морю.
Севрский договор состоял из 433 статей. Османская империя, по договору ликвидировалась. Она лишалась не только всех своих арабских владений, но и существенной части собственной этнической территории и подлежала разделу между державами. Великобритания получила мандат на управление Палестиной, Трансиорданией и Ираком; Франция – на Сирию и Ливан. Турция признавала «протекторат» Франции над Марокко и Тунисом, а также аннексию Кипра Великобританией и протекторат последней над Египтом. Она отказывалась от всяких прав и привилегий в Ливии и уступала Италии свои права на Додеканесские острова. Создавалось независимое королевство Хиджас. Греции передавались Восточная Фракия с Эдирне, европейский берег Дарданелл, Галлипольский полуостров и Измир, который формально оставался «под оттоманским суверенитетом».
Стамбул условно признавался столицей Турции. На ее территории устанавливался «режим капитуляций», особый правовой режим, в соответствии с которым государство предоставляло гражданам другого государства на своей территории преимущества по сравнению со своими гражданами, тот режим, который ввела сама Порта во второй половине XV в.
Зона проливов, номинально оставалась в составе турецкой территории, но подлежала полной нейтрализации и поступала под контроль специальной международной «Комиссии проливов» из представителей пяти великих держав-победительниц, Греции и Румынии. Дарданеллы, Мраморное море и Босфор объявлялись открытыми в военное и мирное время для всех судов.
Для контроля над турецкими финансами и бюджетом страны создавалась комиссия из представителей Франции, Великобритании и Италии, а также турецкого представителя с совещательным голосом. Договор фиксировал полную демобилизацию турецких вооруженных сил. Армия Турции не должна была превышать 50 тыс. солдат и офицеров, в том числе 35 тыс. жандармов. Условия Севрского договора в значительной степени ущемляли суверенитет Турции и низводили ее до положения полуколонии.
Мирное урегулирование с Турцией осложнило национальное движение. Его возглавил герой войны генерал Мустафа Кемаль. Под его руководством в апреле 1920 было создано новое правительство в Анкаре. М. Кемаль провозгласил себя Ататюрком – «отцом всех тюрков» и выступил с программой неприкосновенности этнических турецких территорий, категорически отверг условия Севрского договора (Ататюрка активно поддержала Советская Россия, заключив в 1921 договор с Турцией). Не подчиняясь распоряжениям султана, он приступил к боевым действиям на востоке с армянами и на западе – с греческими войсками. Победные действия Турции привели к необходимости пересмотра странами Антанты мирного договора. 1922 было подписано Муданийское перемирие, по которому прекращались военные действия между Турцией и Грецией, а последняя выводила войска из Восточной Фракии.
46. Раскройте особенности образования мандатной системы после 1 мировой войны
Члены Лиги Наций обязывались уважать и сохранять территор. целостность и суверенитет всех членов организации. Этот принцип о взаимных гарантиях фиксировался в 10 статье устава. Одновременно встал вопрос о принадлежности территорий, которые ранее являлись колониями проигравшей Г и Турции. Колонии Г единодушно решили не возвращать. При этом В.Вильсон был категорически против немедленного дележа колоний и предложил, чтобы вопрос о германских колониях и занятой союзниками турецкой территории был решен в рамках ЛН. Думали поручить опеку над этими терр-ми передовым нациям, способным по своему опыту и географ-му положению взять на себя такую ответственность. Опеку предпол-сь осущ на основе мандата ЛН.
С большим трудом конференция пришла к согласию о создании мандатной системы, с целью подготовить народы этих стран к независимости. ЛН выдавала странам-мандатариям мандаты на управление бывшими герм-ми колониями и арабскими терр-ми Османов. В соотв со статьей 22 они становились теперь подмандатными терр-ми и были разбиты на три группы. Территории, прежде управляемые Османской империей, которые достигли развития, позволяющего стать им независимыми государствами, при предоставлении мандатарием административной помощи: Месопотамия (Великобритании по Севрскому договору, позднее Королевство Ирак); Палестина (Великобритании по договору Сан-Ремо), включая Трансиорданию (Хашимитский эмират, позднее королевство Иордания); Сирия (Франции по договору Сан-Ремо).
Бывшие немецкие колонии в Западной и Центральной Африке, которые подлежали непосредственному управлению мандатарием: Руанда-Урунди (Бельгии) прежде два отдельных немецких протектората, на которые выдан единый мандат, с 1 марта 1926 по 30 июня 1960 в административном союзе с колонией Бельгийское Конго; Танганьика (Великобритании). 1964 г. объединена с Занзибаром в Танзанию; а также две прежние немецкие территории оккупированные и разделённые Великобританией и Францией в ходе Первой мировой войны: Камерун. Великобритании Западный Камерун, Франции Восточный Камерун; Того. Великобритании Западная часть, Франции Восточная.
Бывшие немецкие колонии в Юго-Западной Африке и Океании, переданы под непосредственное управление мандатариям, как их составная часть: Германская Новая Гвинея (Австралии); Науру (прежде часть Новой Гвинеи - в 1920 выдан мандат Австралии (формально вместе с Великобританией и Новой Зеландией)); Германское Самоа (Новой Зеландии); Южно-Тихоокеанская территория (Японии); Германская Юго-Западная Африка (ЮАС).
Англия и Франция разделили между собой Того и Камерун. Япония получила мандат на владение Марианскими, Каролинскими и Маршалловыми островами, а также полуостровом Шаньдун.
Эльзас и Лотарингия были возвращены Франции. Управление Саарской областью на 15 лет поручили Лиге Наций. Данциг (Гданьск) объявили "свободным городом". Территория Польши, которой когда-то владела Германия, была возвращена Польше. Бельгия, Дания. Литва забрали небольшие территории Германии.
Колониальное владычество государств-мандатариев над территориями групп «В» и «С» по существу было безграничным; формально, согласно Статуту Лиги Наций, там запрещались работорговля, торговля оружием и алкоголем; государства, имевшие мандат, были обязаны «гарантировать свободу совести и религии без иных ограничений, кроме тех, которые может наложить сохранение публичного порядка и добрых нравов» , не воздвигать укреплений, военных или морских баз и не обучать коренное население военному делу.
Советское государство никогда не признавало и резко осуждало мандатную систему. После 2-й мировой войны 1939—45 мандатная система была заменена системой опеки ООН.