Политические идеи Древнего Вавилона.
Исторические особенности Шумеро-Вавилонской культуры заключаются в том, что:
это первая известная человеческая цивилизация;
в отличие от Египта, заупокойный культ разработан слабо;
не сразу образуется единое централизованное государство, долго сохраняются элементы племенной демократии;
включает в себя два культурно-исторических этапа, которые сохраняют идейную преемственность: Шумеро-аккадская цивилизация; Шумеро-Вавилонская цивилизация.
Одним из интереснейших памятников религиозной и политической мысли является свод законов Хаммурапи, в котором обосновано божественное происхождение власти, существующего порядка вещей. Законы издаются Богом, но через царя.
Шестой царь Вавилона - Хаммурапи, один из величайших политиков древности, правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н.э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил спои дни повелителем огромного (по тогдашним меркам) государства
После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. Чтобы владения не распались на отдельные области, власть царя должна быть сильной. Но Хаммурапй1 не мог отбирать у крестьян землю, вновь создавать крупные царркие хозяйства, набирать ремесленников в царские мастерские. Га-кие действия привели бы к быстрому упадку страны - люди успели привыкнуть к самостоятельности и относительной свободе, к доходам рт рыночной торговли. Мудрый Хаммурапи нашел способы, позволяющие управлять деятельностью подданных.
Он стал автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками "Кодексом Хаммурапи".
В 1901 г. французские археологи во время раскопок в Сузах (столице древнего Элама) обнаружили каменный столб с изображением царя Хаммурапи и текстом 247 его законов, написанным клинописью. Из этих законов (в основном) и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной.
Хаммурапи не стал создавать царские поместья, отбирая землю у крестьян. Он воспользовался участками, которые общины выделяли ему как царю. На эти земли Хаммурапи посылал своих людей - воинов и так называемых "мушкену". Мушкену считались приближенными царя и получали от него землю, скот и зерно, необходимые для ведения хозяйства. Кража имущества у мушкену каралась строже, чем кража у простого крестьянина. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей. Пришлось царю заниматься и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги, в основном, зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать, налоги серебром. Однако, далеко не все крестьяне продавали продукты на рынках Многим приходилось брать серебро в долг у тамкаров (заимодавцев) за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого-нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, ограничил долговое рабство тремя годами, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось. Немудрено, ведь среди тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны.
Во введении к законам Хаммурапи говорит: "...Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей". Напомним, что Мардук был самым почитаемым Богом Вавилона. Царь, таким образом, пытается примирить интересы разных людей - тамкаров, мушкену, воинов, простых общинников, опираясь на волю верховного божества.
Мардук, по словам Хаммурапи, не просто награждает покорных и наказывает ослушников - Бог дает людям свод правил, устанавливающих справедливость в их взаимоотношениях друг с другом. Но - через царя!
Право в своде Хаммурапи не совпадает с религией, но тем не менее праву придается сакральный характер. В законах отсутствует разделение на публичное
и частное право. Наказание рассматривается как возмещение вреда, причиненного отдельному лицу, наказание назначается судами. Формируется весьма нечеткие представления о видах вины. Впервые в истории Месопотамии предусмотрено Назначение наказаний по принципу талиона. Однако талион применялся только среди равных. Законы формируются как закрепленные нормы, сложившиеся в практике, без теоретического обобщения.
Обострение социальных противоречий приводит к появлению произведений, в которых ставится под сомнение справедливость существующего порядка. Особенно ярко эта тенденция выражена в "Поэме о страдающем праведнике" и "Беседе господина со своим рабом". Когда господин говорит, что он не хочет приносить жертву Богу, раб отвечает: "Не приноси, господин мой. Не приноси. Разве ты думаешь, что научишь Бога, ходить за тобой подобно собаке", - раб явно пренебрежительно относится к религиозным «обрядам. В ответ на слова хозяина: "О раб, я хочу убить тебя и заставить тебя идти передо мной", - раб говорит. "Воистину, господин мой только три дня проживет после меня" Раб сознает свою необходимость.
Долгое время Вавилон оставался самым могущественным городом в Междуречье. В IVв. до н.э. в Вавилоне жило не меньше 200000 человек - это был огромный по тем временам город. Но в 539 г. до н.э красивейший город почти без сопротивления сдался иранскому царю Киру.,
Хаммурапи не удалось создать крепкое государство. Уже при правлении его сына, Самсуилуны, Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и ее владения сократились.
Но Хаммурапи все же добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он первым из правителей древности соразмерил с силой царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Наконец, Хаммурапи предложил народу образ Бога, устанавливающего согласие между людьми.
Начиная с правления Хаммурапи, Вавилон 1200 лет был важным культурным и научным центром Передней Азии.