Журналистская наука в гитлеровской Германии.
Орлов Ю.А. Крах немецко-фашистской пропаганды в период войны против СССР. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1985.
В монографии развенчивается миф о «чудотворной силе» нацистской пропаганды, обнажаются низменность и абсурдность принципов, на которые она опиралась.
Нюрнбергский процесс над немецко-фашистскими преступниками. На процессе рассматривалось дело министериальдиректора министерства пропаганды «третьего рейха» Фриче. Он обвинялся в участии в заговоре против мира, военых преступлениях и преступлениях против человечества. «Доктрина Фриче»:
1) Люди «германской крови» являются «высшей расой» и соответственно призваны покорять, господствовать и уничтожать другие «расы» и народы.
2) Германский народ должен управлять по принципу «фюрерства».
3) Война является благородной и необходимой деятельностью германцев.
4) Лидеры нацистской партии, как единственные носители вышеуказанных и других доктрин нацистской партии, правомочны определять структуру, политику и практику германского государства и всех относящихся к нему учреждений, направлять и контролировать деятельность всех лиц в пределах государства и уничтожать всех противников.
ГЛАВА. МИФЫ ПРОТИВ РАЗУМА
В политическом лексиконе термин «геббельсовская пропаганда» стала синонимом лжи и провокаций, демагогии и духовного насилия, оболванивания соотечественников и противодействия мирному общению народов и государств.
На роль теоретика пропаганды претендовали Альфред Розенберг (его научные трактаты вызывали насмешки у нацистских главарей) и Отто Дитрих (также потерпел неудачу на поприще теоретика), Адольф Гитлер, автор «Майн кампф» на лавры теоретика не посягал; он считал себя гениальным практиком. Теоретиком пропаганды стал Йозеф Геббельс. Как он сам говорил, в его намерения не входило научное обоснование национал-социалистского мировоззрения, а только его осуществления.Правда, гитлеровский министр допускал, что нацистское мировоззрение может развиться в «философскую или государственно-политическую доктрину», но лишь через 50-100 лет.
НСДАП не имела партийной теории, подобной теориям марксистских партий, которые имели развитую и зрелую теорию; все теоретики партии оспаривались. На теорические писания Готфрида Федера (одного из главных редакторов газеты "Фёлькишер беобахтер". — Ю.О.) был наложен запрет. Теоретик Розенберг оспаривался в партии до самого конца. Несовершенство партийной теории было столь велико, что немецким газетам запрещалось воспроизводить печатно хотя бы просто программу партии. После 1933 г. немецким газетам было даже запрещено самовольно цитировать "Майн кампф" Гитлера.
Не отрицая реальности знания, нацисты категорически противопоставляли ему веру и метафизически абсолютизировали ее могущество по сравнению со знанием. «Беспредельная вера — великое благо», — провозглашал Геббельс, объявляя заслугой нацизма именно то, что он «заменил интеллект силой веры».
Провозглашалось божественное происхождение нацистской «революции»: «Во всем этом была рука божья. Она зримо руководила фюрером и его движением. В пылу и воодушевлении, который проявил народ по кличу фюрера чувствовался тот же порыв, какой уже однажды проявила Германия в пору крестовых походов. Этого хочет бог…».
Очевидность религиозного характера нацистской идеологии не отрицает, конечно, того, что это была именно идеология, т. е. система определенных идей. А всякая система идей перекликается с определенными теориями, пусть даже ложными.
Геббельс пояснял как-то термин «Weltanschauung», то есть «мировоззрение»: «национал-социалистское мировоззрение - и в этом его существенное отличие - не имеет ничего общего со знанием… Это не книга или … программа, но всегда только лозунг, который подчиняет себе всю общественную жизнь. В наши намерения никогда не входило научное обоснование нашего мировоззрения, но только его осуществление». В «Weltanschauung» входили мифы о превосходстве «нордической» расы над «недочеловеками»; о спасительной функции принципа «фюрерства»; о «тотальной вине» евреев; о «двойственной природе» капитала, который нацисты делили на «производственный», «процентный», «долговой», т. е. банковский капитал, горой вставая за первый и демагогически ниспровергая второй; о «союзе международных еврейских банков» и международного марксизма; о «сговоре» католической церкви с «красным недочеловечеством»; о несовместимости марксистского учения с интересами рабочего класса; о необходимости и возможности ликвидации классов без ликвидации и даже посредством укрепления принципа частной собственности; о нацистской «революции», не признававшей классового характера государства; о строительстве в нацистской Германии «подлинного социализма» и «подлинно народного государства»; о христианстве как «пролетарски-нигилистическом течении» и т. п.
«Пропаганда сама по себе не имеет никого собственного основополагающего метода, - считал Геббельс. - Она имеет только цель, причем эта цель в политике всегда заключается в завоевании масс. Любое средство, которое служило этой цели, хорошо. А любое средство, которое бьет мимо этой цели, плохо. Методы пропаганды развиваются из самой каждодневной борьбы, будучи причинно обуслолены ею. Никто из нас не родилася пропагандистом. Мы изучали средства и возможности действенной массовой пропаганды на ежедневном опыте и лишь его возвели в систему то и дело повторяющегося применения».
Журналистская наука в гитлеровской Германии.
Эрнст Дофифат — профессор, руководитель института газетоведения при Берлинском университете. На его примере легче всего установить, что фашистские веяния отнюдь не обошли немецкую журналистику стороной. Пытался наукообразно оформить нацистские требования к журналистике. Исходным пунктом построений Дофифата было определение основных разновидностей публицистики, которые он именовал публицистическими методами:
1) так называемая «путеводная публицистика»,
2) пропаганда,
3) агитация,
4) «просвещение народа».
«Путеводная публицистика» – это первичная форма публицистического воздействия, «публицистика, отыскивающая идеи». В путеводной публицистике публицистическая идея находит свое первичное оформление, воздействуя вначале только на маленький круг людей, которые, будучи увлеченные этой идеей, становятся ее пропагандистами, т.е. превращают «путеводную публицистику» в пропаганду, как трактовали ее нацисты.
«Просвещение народа» – это «мирная идейная вербовка», при которой идея преподносится спокойным, деловитым образом в насколько возможно продуманной и отчетливой форме. Манера высказывания в данном случае характеризовалась как поучающая и объективная, когда личная страсть заявляет о себе по возможности незаметно.
Центральными понятиями этой довифатовской системы были пропаганда и агитация. Как публицистическая разновидность пропаганда изображалась нацистами в качестве такого способа изложения материала, когда «собственная воля преподносится со всей страстью и самоотдачей личности. Язык порывает со спокойной, деловитой сферой и наполняется силой, энергией, а часто и патетикой слова. Понимаемая таким образом пропаганда снова и снова вдалбливает свои энергичные фразы и лозунги в сознание масс».
Основные законы публицистики по Дофифату:
1) закон умственного упрощения,
2) закон ограничения материала,
3) закон вдалбливающего повторения,
4) закон субъективности,
5) закон эмоционального нагнетания.
Закон умственного упрощения означал, что любая сложная мысль, объясняющая то или иное явление, сводилась до простой схемы, понятной любому человеку. То же самое касалось и лексики пропагандистов — слова должны были быть понятны каждому, за исключением разве что умственно неполноценных людей (для которых гитлеровцы разработали программу «эвтаназии»).
Закон ограничения материала был тесно связан с первым законом. Если о каком-либо предмете рассказывать подробно, давать о нем много информации, то, во-первых, объект воздействия просто «утонет», запутается в ней, потеряет интерес к пропагандистским материалам. Это снизит общий эффект влияния на массы. Во-вторых, если человек обладает большим объемом информации о том или ином явлении, то индивида становится сложно убедить, что только одна точка зрения на это явление — верная.
Субъективность присутствует во всех пропагандистских материалах, причем в двух аспектах. Во-первых, при составлении листовки или текста радиовыступления учитывается субъективный настрой людей, для которых пропаганда предназначена. Во-вторых, автор преднамеренно субъективен, то есть ему не важно, что представляет собой на самом деле предмет, о котором он повествует.
Эмоциональное нагнетаниенеобходимо, как для того, чтобы поддерживать у человека постоянный интерес к тому, о чем рассказывает пропаганда, так и для того, чтобы информация легче входила в голову. Когда говорят эмоции и чувства, разум молчит. Возбужденный человек гораздо легче совершает необдуманные поступки: а именно к таковым его подталкивали руководители Третьего Рейха. К тому же эмоциональная возбужденность очень сильно изменяет поведение человека, даже повседневное. Как правило, происходит мобилизация организма, всплеск сил... И эти силы умелый политик, особенно в тоталитарном государстве, может легко направить в нужное ему русло.