Даосизм о природе государства и права
С резкой критикой конфуцианства выступил в VI–V вв. до н.э. Лао-цзы (604 г. до н.э. – нет сведений), являвшийся основоположником даосизма.
Лао-цзы принято считать полулегендарной личностью, изложившей всесторонне свою политическую философию в работе "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ").
Даосизм возник как протест патриархальной знати против зародившейся новой аристократии, связанной с чрезмерным обогащением, поэтому она стремилась развенчать теологическое толкование понятия "дао", которое использовалось новой аристократией для легитимации своего господства.
Доктринальной основой даосизма является учение о дао, традиционно понимаемое как путь. Лао-цзы вкладывает в него иной, философский смысл. Под дао понимается не только первоначало и первооснова всего сущего и происходящего, но и всеобъемлющий закон мироздания. Дао первично по отношению даже к богу, превосходит его своей мощью. Все сущее находит в дао не только свой источник, но и окончательное завершение. Таким образом, дао выступает в качестве естественного закона, который определяет законы развития всего сущего (неба, природы, общества) и олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. "Человек следует законам земли. Земля следует законам неба. Небо следует законам дао. Дао следует самому себе", – говорил Лао-цзы.
Причиной всех социальных бед и конфликтов является отклонение общества, человека от подлинного дао. Потворствуя своим желаниям, вожделениям, человек отходит от естественной простоты, которая связывала его с природой. Лишь "тот, кто свободен от страстей, – полагает Лао-цзы, – видит чудесную тайну (дао), а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме" (т.е. в мире вещей, богатстве, знаниях, культуре, которые являются проявлением неестественного, искусственного)[1].
Учение о государстве. Целью государства является восстановление естественного состояния человеческих отношений в соответствии с небесным дао. Для этого необходимо вернуться к первобытным временам: "Пусть народ снова начинает плести узелки и употребляет их вместо письма, а если в государстве имеются различные орудия, не надо их использовать". Свои надежды на восстановление естественной простоты человеческих отношений Лао-цзы связывал с мудрыми правителями из числа наследственной знати, которые смогли бы увидеть "чудесную тайну дао" и повести за собой народ. "Если знать и государи могут его (дао) соблюдать, то все существа сами становятся спокойными. Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье и благополучие, а народ без приказания успокоится".
Основу концепции управления у Лао-цзы составляет принцип недеяния ("у вэй"), на который опирается совершенномудрый правитель. Он предоставляет всему идти своим естественным путем. Мудрый правитель ни во что не вмешивается, он не мешает дао. Поэтому "лучший правитель тот, о котором парод знает лишь то, что он существует". Отсюда следует вывод: "Когда правительство спокойно, народ становится простодушным. Когда правительство деятельно, народ становится несчастным".
Учение о праве. Отрицательно даосизм относился к позитивному праву (т.е. законам), предпочитая ему естественное право (обычаи, нравы, традиции). Это было обусловлено тем, что законодательство, как и культура, созданы человечеством и являются отклонением от всеобщего закона – дао. Так, Лао-цзы замечал, что "когда в стране много запретительных законов, народ становится бедным".
Возвращение к естественности человеческих отношений даосизм связывал с возрождением патриархальных порядков, отрицанием культуры, прогресса, цивилизации. Невежество как состояние естественности позволяет человеку постичь собственное ничтожество перед великим дао и воздержаться от суетных страстей, дабы продлить свою жизнь. В связи с этим Лао-цзы подчеркивал, что "в древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом при помощи знаний. Поэтому управление народом при помощи знаний приносит стране несчастье, а без их помощи приводит страну к счастью".
Гармония и порядок в патриархальном государстве основаны на сострадании, бережливости, смирении, умеренности и среднем достатке. "Кто много накапливает, – поучал Лао-цзы, – тот терпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи". Принцип воздаяния добром за зло наиболее отчетливо проявился в отношении внешней политики. "Прославлять себя победой – это значит радоваться убийству людей", – замечал Лао-цзы. В связи с этим "совершенно мудрый правитель учтив к соседям, не начинает войну первым"[2].
Позднее даосизм выродился в мистику, систему суеверий.